Оценка деятельности работников: цели, классификация методов, характеристика приемуществ и недостатков
Одним из важнейших элементов системы управления персоналом на предприятии является оценка персонала. Оценка персонала позволяет оценить его качество с точки зрения соответствия его целям бизнеса и стратегии предприятия. Оценка деятельности работников – специфичная форма обратной связи, применяемая в организации. Оценка деятельности персонала – это система взаимосвязанных организационных процессов и действий, которую можно представить в виде оценочного цикла, включающего четыре элемента (26): Цикл оценки деятельности работников • 1) определение рабочих обязанностей и требуемого уровня их выполнения посредством установления трудовых нормативов, целей, стандартов поведения и др.; • 2) измерение и оценка деятельности; • 3) обратная связь по поводу выполняемой работы, возможностей и направлений улучшения деятельности; • 4) обобщение информации об оценке деятельности для использования в других подсистемах системы управления человеческими ресурсами (системах вознаграждений, развития персонала, набора и отбора персонала). • Сущность оценки более полно выражается в ее целях, диапазон которых расширялся по мере ее эволюции. Со временем оценка постепенно стала не только формой контроля (классический менеджмент), но и эффективным механизмом персонифицированного управления деятельностью, развития персонала (современный менеджмент). К настоящему моменту она используется не менее чем в 20 различных целях. Одна из первых систематизаций целей оценки была предложена Д. МакГрегором. Он утверждал, что оценка деятельности призвана выполнять три главных цели: • – административную (для принятия обоснованных решений по поводу перемещений, повышений оплаты труда, увольнений и т. д.);
• – информационную (для оповещения персонала об уровне их работы); • – мотивационную (для подкрепления поведения, ассоциируемого с высокой результативностью труда). • В современной научной литературе цели оценки разделяются на две группы: • 1) цели, связанные с оценкой за отчетный период: • – информирование работников о результатах их деятельности, сильных и слабых сторонах трудового поведения (обратная связь); • – помощь в принятии решений об оплате труда, премировании, продвижении по службе, регулировании перемещений, связанных с временным замещением той или иной должности (вертикальное, горизонтальное перемещения или смешанный вариант), увольнении, понижении в должности или сохранении работников на рабочих местах; • – идентификация индивидуального потенциала, способностей и навыков персонала; • – селекция оптимальных методов отбора людей на работу; • – определение потребностей в обучении работников, оценка эффективности предыдущих учебных программ; • – выявление лидеров и аутсайдеров; • – планирование человеческих ресурсов и др.; • 2) цели консультирования и развития, обеспечивающие улучшение деятельности в будущем: • – инструктирование и консультирование работников для повышения эффективности деятельности, индивидуального развития; • – мотивирование работников через признание, похвалу и поддержку; • – установление рабочих целей и определение путей их достижения; • – улучшение отношений между руководителями и подчиненными; • – диагностика индивидуальных, групповых и организационных проблем; • – планирование карьеры работников, ротации кадров; • – управление организационной культурой и др.
Преимущества и недостатки различных оценочных методов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|