Взаимоотношения Советских республик.
С первых дней существования советские республики тесно сотрудничали друг с другом, прежде всего по линии вооруженных сил. В ходе совместных боевых действий произошло их объединение. Республики подчинили свои армии общему командованию и управлению. Функции общего командования и управления войсками республик осуществлялись военными органами РСФСР, а к лету 1919 года их армии были окончательно слиты в единую армию. Военная необходимость привела к установлению единого гражданства советских республик (в Красную Армию могли призываться граждане всех советских республик, живущие на территории любой из них). С самого начала республики передавали в непосредственное управление соответствующих органов РСФСР отдельные предприятия и целые отрасли промышленности, в первую очередь тяжелую и оборонную. Вся гос. промышленность республик финансировалась ВСНХ РСФСР. Проводились мероприятия и по объединению финансовых систем, транспорта, снабжения. Летом 1919 года был сделан новый шаг к оформлению федеративных отношений между республиками. 1 июня 1919 ВЦИК издал декрет «Об объединение Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Своеобразие декрета заключалось в том, что, будучи по форме актом высшего органа гос. власти РСФСР он по существу представлял договор между республиками. Предложенная форма объединения была федеративной. В декрете указывалось на необходимость объединения военной организации и военного командования, советов народного хозяйства, железных дорог, финансов и комиссариатов 5 советских республик, с тем чтобы гос. руководство этими отраслями было сосредоточено в руках единых органов.
После принятия декрета ВЦИК избрал комиссию для разработки конкретной формы объединения. Однако этому помешало свержение советской власти в прибалтийских республиках. Возникшие в конце гражданской войны республики установили тесные связи с РСФСР, аналогичные тем, которые существовали у нее с западными советскими республиками. В течение 1920-1921 гг. РФ заключила союзные договоры и соглашения со всеми независимыми советскими республиками – Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией. Эти акты закрепляли и оформляли связи, сложившиеся в период гражданской войны в деле совместной обороны. Но вместе с тем на первый план выдвигается новая важная задача – восстановления народного хозяйства. Отношение между советскими республиками в период иностранной интервенции и гражданской войны были федеративными. Субъекты этих отношений, обладая определенной самостоятельностью, были связаны, в то же время единством высших органов власти и управления, единством гражданства, армии, финансов. Единство высших органов власти и управления проявлялось в том, что все независимые ССР посылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов и соответственно имели своих представителей во ВЦИК. Поэтому решения высших органов власти РСФСР эти республики признавали законом и для себя. Высшие органы власти РСФСР как бы выполняли роль общефедеральных органов. Также дело обстояло и с органами управления РСФСР по некоторым важнейшим отраслям – ВСНХ, Наркоматом путей сообщения. А единство вооруженных сил приняло форму объединения республиканских войск на базе Красной Армии РСФСР в единую армию советского государства. Причины образования СССР. Причины указаны в ч.I. Конституции СССР 1924 года – Декларации об образовании СССР. Среди них важное место занимали внешние факторы, т.к. мир раскололся «на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма». Немаловажными были и экономические причины: нужно было восстанавливать разрушенное в годы гражданской войны народное хозяйство, а это невозможно при раздельном существовании республик. Наконец, «само строение советской власти, интернациональное по своей сути, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».
Проекты объединения советских республик. 1) В сентябре 1922 г. Сталин предложил проект объединения советских республик, получивший название проект «автоматизации». Согласно этому проекту Белоруссия, Украина и Закавказье включались в РСФСР в качестве автономных республик. 2) В ответ Ленин предложил проект, согласно которому советские республики объединялись в союзное государство, все члены которого были равноправны. Союзные республики, по мысли В. И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название СССР. 3) Председатель СНК Украины Х. Раковский предложил объединение не на федеративных, а но конфедеративных началах. Принятие этого проекта было бы фактически шагом назад в развитии отношений между советскими республиками. В октябре 1922 года пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов. 30 декабря в Москве открылся I съезд Советов СССР, который утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик.
Конституция СССР1924г Создание СССР завершилось принятием Конституции. Конституция СССР 1924г. Состояла из 2-х разделов: декларации об образовании СССР и договора об образовании СССР. В первом указывались причины образования СССР, во втором – непосредственно устройство Советского Союза. Указывалось, что в состав СССР входят 4 субъекта: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Круг суверенных прав Союза очерчен в ст.ст. 1 и 2 Основного Закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции органов власти Союза, выделяют 2 важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства (объявление войны и мира, заключение политических и иных договоров с другими государствами, изменение внешних границ Союза, прием в СССР новых республик, заключение внешних займов, ратификация международных договоров, руководство внешней торговлей и т.д.), и хозяйственные дела.
Конституция относила к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, разрешение споров между республиками и др. Большое внимание Основной закон уделяет гарантиям прав членов союза – союзных республик. Конституция содержит специальную главу (II), трактующую суверенные права этих республик. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Ст. 4 закрепляет за республиками права свободного выхода из союза. Эта норма была декларативной, призванной показать силу Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от союза. Верховным органом власти СССР по Конституции 1924 года являлся съезд Советов, а в перерывах между съездами – ЦИК СССР, ответственный перед съездом Советов. ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Делегатов на съезд Советов избирались по расчету 1 на 25000 избирателей из представителей городских советов и 1 на 125000 жителей из представителей губернских съездов Советов. Съезд Советов избирает 414 членов Союзного Совета из представителей союзных республик пропорционально населению. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных ССР – по 5 представителей от каждой, из представителей автономных областей РСФСР – по 1 представителю от каждой. (Совет национальностей был призван гарантировать права различных национальностей, даже если их численность не очень велика). В перерывах между сессиями ЦИК работал Президиум ЦИК СССР, ответственный перед ЦИКом.
Правительством СССР являлся Совнарком, состоящий из 10 наркомов, председателя и его заместителя. В своей деятельности СНК был ответственен перед ЦИКом и его президиумом. Все комиссариаты делились на 3 группы: 1. Общесоюзные; 2. Объединенные; 3. Республиканские. Структура высших органов власти союзных ССР, была такой же, как у центральных органов власти. В отличие от Конституции СССР 1936, Конституция 1924 предусматривала возможность ЦИКов союзных республик их Президиумов приостанавливать распоряжения наркомов СССР «при явном несоответствии данного распоряжения Союзной Конституции, законодательству Союза или законодательству союзной республики». Декреты и постановления СНК опротестовывались в Президиум ЦИКа СССР без приостановления их исполнения. «В целях утверждения революционной законности на территории СССР» при ЦИКе учреждался Верховный Суд (не похож на современный Конституционный Суд, т.к. не имел полномочий признавать нормативно-правовой акт неконституционным). Для борьбы с контрреволюцией и шпионажем при СНК учреждалось ОГПУ, председатель которого входил в СНК на правах совещательного голоса. ОГПУ руководило местными органами ГПУ, а надзор за закономерностью действий ОГПУ осуществлял Прокурор Верховного Суда СССР.
Уголовный кодекс 1922г
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|