Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 34 глава
822. Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят хадис подобного содержания, который ‘Абд ар-Рамхан бин Абу Ляйля передал со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, передававшего слова пророка, . Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис относится к категории “мурсаль”[1906]», имея в виду что ‘Абд ар-Рамхан не застал в живых Му‘аза. 823. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Однажды,) когда я была (по какой-то причине) сердита, ко мне вошёл пророк, . Он взял меня за кончик носа, потёр его и сказал: «О ‘Увайш[1907], скажи: “О Аллах, прости мне грех мой, удали гнев из сердца моего и защити меня от шайтана! /Аллахумма,-гфир ли занби, ва азхиб гайза кальби, ва аджир-ни мина-ш-шайтан!”»[1908] 824. Передают со слов сподвижника ‘Атыйи бин ‘Урвы ас-Са‘ди, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, гнев – от шайтана, шайтан же создан из огня, который гасят только водой, и (поэтому), если кого-нибудь из вас охватит гнев, пусть совершит омовение /вуду/».[1909] Глава 261. Человеку, который любит кого-либо, желательно сообщить ему об этом; что говорят в подобных случаях 825. Передают со слов Абу Каримы аль-Микдама бин Ма‘дикариба, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его».[1910] 826. Анаса, да будет доволен им Аллах, передал, что как-то раз, когда в обществе пророка, , находился один человек, мимо него прошёл другой, и (собеседник пророка) сказал: «О посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Пророк, , спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». (Пророк, ,) сказал: «Так скажи ему!»[1911] Тогда этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!» – (на что тот) ответил ему: «Да полюбит тебя Аллах, ради Которого ты полюбил меня!»[1912]
827. ‘Передают со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , взял его за руку и сказал: – О Му‘аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и наказываю тебе, о Му‘аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе /Аллахумма, а‘ин-ни ‘аля зикри-кя, ва шукри-кя ва хусни ‘ибадати-кя/».[1913] 828. Передают со слов Йазида бин Ну‘амы ад-Дабби, что посланник Аллаха, , сказал: «Если один человек побратается с другим, пусть узнает его имя и имя его отца и спросит, какого он племени, ибо это будет способствовать укреплению уз дружбы». Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший неизвестный хадис. Нам известен только этот путь его передачи, но ничего неизвестно о том, что Йазид сам слышал слова пророка, . Ибн ‘Умар передал, что пророк, , сказал нечто подобное,[1914] однако иснад переданного им хадиса не является достоверным». Улемы расходятся во мнениях о том, принадлежал ли Йазид бин Ну‘ама к числу сподвижников. Так, например, ‘Абд ар-Рахман бин Абу Хатим сказал: «Он не был сподвижником. Аль-Бухари относит его к числу сподвижников, но в этом он ошибается». Глава 262. Что желательно сказать тому, кто увидит человека, страдающего какой-нибудь болезнью, или нечто подобное 829. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: – Если кто-нибудь увидит человека, страдающего (той или иной болезнью), и скажет: «Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем испытал тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал! /Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ‘афа-ни мим-ма-бталя-кя би-хи ва фаддаля-ни ‘аля кясирин мимман халяка тафдылян!/» – это бедствие не коснётся его.[1915] 830. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
– Если кто-нибудь увидит человека, страдающего (той или иной болезнью), и скажет: «Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем испытал тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал!» – он до конца своей жизни будет избавлен от этого бедствия, каким бы оно ни было.[1916] Ат-Тирмизи считал этот хадис слабым. Улемы, как относящиеся, так и не относящиеся к числу наших товарищей, указывали, что эти слова надо произносить так, чтобы больной или человек, которого постигло какое-нибудь иное бедствии, ничего не услышал, поскольку это причинит его сердцу страдания. Исключением являются такие случаи, когда бедствие становится следствием ослушания Аллаха. В подобном случае можно произнести эти слова так, чтобы такой человек услышал сказанное, если только это не повлечёт за собой никаких дурных последствий, а Аллах знает об этом лучше. Глава 263. Желательно, чтобы человек, у которого спрашивают о его делах и делах тех, кого он любит, воздал хвалу Аллаху Всевышнему и сказал что-нибудь в ответ, если он может сообщить, что у него всё в порядке 831. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – После того как ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, вышел от посланника Аллаха, , болевшего той болезнью, от которой он умер, люди спросили: «О Абу-ль-Хасан[1917], как чувствует себя этим утром посланник Аллаха, ?» Он ответил: «Хвала Аллаху, сегодня утром он поправился!»[1918] Глава 264. Что желательно сказать тому, кто придёт на рынок 832. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: – Если человек, который придёт на рынок, скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит владычество и Ему – хвала! Он оживляет и умерщвляет, а Сам Он – Живой, Который не умрёт; в деснице Его благо, и Он всё может! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду! Йухйи ва йумиту ва хуа Хаййун ля йамуту, би-яди-хи-ль-хайру ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/» – Аллах запишет ему совершение тысячи тысяч добрых дел, сотрёт (записи) о тысяче тысяч его дурных дел и возвысит его на тысячу тысяч ступеней.[1919]
В одной из версий этого хадиса, разными путями передаваемого аль-Хакимом в “Мустадраке”, сообщается, что посланник Аллаха, , также сказал: «…и построит для него дом в раю». К этому хадису аль-Хаким добавил следующее сообщение: – Передатчик этого хадиса сказал: «Я приехал в Хорасан, явился к Кутайбе бин Муслиму[1920] и сказал ему: “Я привёз тебе подарок”, а потом передал этот хадис. После этого Кутайба бин Муслим часто отправлялся на рынок со своей свитой, произносил эти слова и уезжал». Кроме того, аль-Хаким приводит ту версию этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Умара. Аль-Хаким сказал: «К этому имеют отношение также хадисы, передаваемые со слов Джабира, Абу Хурайры, Бурайды, аль-Аслами и Анаса. В наиболее полной мере условиям этой книги[1921] отвечает хадис Бурайды». 833. Сообщается, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: – Приходя на рынок, посланник Аллаха, , обычно говорил: «С именем Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе этого рынка и благе того, что (здесь) есть, и прибегаю к Твоей защите от его зла и зла того, что (здесь) есть! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от того, чтобы дать на (этом рынке) ложную клятву или заключить убыточную сделку! /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра хазихи-с-сукы ва хайра ма фи-ха, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха ва шарри ма фи-ха! Аллахумма, инни а‘узу би-кя ан усыба фи-ха йаминан фаджиратан ау сафкатан хасиратан!/»[1922] Глава 265. Тому, кто заключил достойный похвалы брак, или сделал удачную покупку, или совершил что-нибудь одобряемое шариатом, желательно сказать: «Ты поступил правильно», или: «Ты поступил прекрасно», или нечто подобное 834. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Посланник Аллаха, , спросил (меня): «Ты женился?» Я ответил: «Да». Он спросил: «На девушке или на той, что уже была замужем?» Я ответил: «На той, что была замужем, о посланник Аллаха». Он спросил: «Почему же не на девушке, с которой ты мог бы играть[1923], и которая играла бы с тобой (или: над которой ты мог бы подшучивать, и которая подшучивала бы над тобой)?» Я ответил: «‘Абдуллах[1924] умер, оставив девять (или: семь) дочерей, и я не хотел приводить к ним девушку, близкую к ним (по возрасту), – я хотел привести к ним женщину, которая присматривала бы за ними», и (пророк, ,) сказал: «Ты поступил правильно».[1925]
Глава 266. Что желательно сказать тому, кто посмотрит на себя в зеркало 835. ‘Али, да будет доволен им Аллах, передал, что, посмотрев на себя в зеркало пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху! О Аллах, сделай мой нрав прекрасным, как сделал Ты прекрасным мой облик /Аль-хамду ли-Ллях! Аллахумма, кя-ма хассанта халькы, фа-хассин хулюкы».[1926] Известна и другая, дополненная версия этого хадиса, которая передаётся со слов Ибн ‘Аббаса. 836. ‘Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что, когда посланник Аллаха, , смотрел на себя в зеркало, он обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который создал моё тело, и сделал его соразмерным, и почтил мой лик, и сделал его прекрасным, и причислил меня к мусульманам /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи савва халькы фа-‘аддаля-ху, ва каррама сурата ваджхи фа-хассана-ха, ва джа‘аля-ни мина-ль-муслимин!» [1927] Глава 267. Что желательно говорить во время кровопускания 837. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Кровопускание принесёт пользу тому, кто во время его будет читать айат трона[1928]».[1929] Глава 268. Что желательно говорить тому, у кого зазвенит в ухе 838. Вольноотпущенник посланника Аллаха, , Абу Рафи‘, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха, , сказал: «Если у кого-нибудь из вас зазвенит в ухе, пусть вспомнит обо мне, призовёт на меня благословение и скажет: «Да помянет Аллах добром того, кто вспомнил обо мне».[1930] Глава 269. Что желательно говорить тому, у кого онемеет нога Сообщается, что аль-Хайсам бин Ханаш сказал: – (Однажды, когда) мы были у ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, у него онемела нога, и какой-то человек посоветовал: «Вспомни того, кого ты любишь больше всех». (‘Абдуллах) воскликнул: «О Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!» – после чего будто освободился от пут.[1931] Сообщается, что Муджахид сказал: – (Как-то раз) у одного человека, который находился в обществе Ибн ‘Аббаса онемела нога. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вспомни того, кого ты любишь больше всех». Тот воскликнул: «Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует!» – и онемение в его ноге прошло.[1932] Сообщается, что Ибрахим бин аль-Мунзир аль-Хизами, который был одним из шейхов аль-Бухари, сказал: – Жителям Медины нравится красота бейта[1933] Абу-ль-‘Атахийи[1934], который сказал:
Иногда нога его немеет, И если не воскликнет он: «О ‘Утба!» – онемение не проходит.[1935] Глава 270. Человеку разрешается проклинать тех, кто притесняет всех мусульман или его одного Знай, что к теме данной главе имеет отношение великое множество айатов Корана и хадисов, и о дозволенности этого свидетельствуют действия наших праведных предшественников и тех, кто пришёл им на смену. Во многих айатах Корана Аллах Всевышний, слава Ему, сообщает нам о том, что пророки, благословения и мир им, проклинали неверных. 839. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что в один из дней битвы с союзными племенами[1936] пророк, , воскликнул: «Да наполнит Аллах их могилы и их дома огнём /Маля’а-Ллаху кубура-хум ва буйута-хум наран/ за то, что они отвлекли нас от средней[1937] молитвы!»[1938] 840. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, , в течение месяца призывал проклятия на тех, кто убил чтецов[1939], говоря: «О Аллах, прокляни (многобожников из племён) ри‘ль, закван и ‘усайа». [1940] 841. В длинном хадисе, передаваемом со слов ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что после того, как Абу Джахль[1941] и его товарищи положили на спину молившегося пророка, , рубашку плода верблюдицы, он проклял их (а когда он проклинал кого-либо, то произносил слова проклятия трижды), потом трижды воскликнул: «О Аллах, покарай курайшитов!» – а потом назвал (всех их) поимённо, сказав: «О Аллах, покарай Абу Джахля, и покарай ‘Утбу бин Раби‘а, и Шайбу бин Раби‘а, и аль-Валида бин ‘Утбу, и Умаййу бин Халафа, и ‘Укбу бин Абу Му‘айта!»[1942] 842. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) посланник Аллаха, , обратился к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, будь суров с племенем мудар[1943] и сделай так, чтобы их поразил такой же голод, как и во времена Йусуфа![1944]»[1945] 843. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: – Как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, , и он велел ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», и (тогда пророк, ,) воскликнул: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему,[1946] кроме гордости!» – и больше тот уже не смог поднести ко рту (свою правую[1947] руку).[1948] Этим человеком был сподвижник Буср Ибн Ра‘и-ль-‘ир аль-Ашджа‘и. Содержание данного хадиса указывает на дозволенность призывания проклятия на того, кто поступает вопреки установлениям шариата. 844. Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда жители Куфы[1949] пожаловались ‘Умару, да будет доволен им Аллах, на Са‘да[1950], да будет доволен им Аллах, он сместил его и назначил правителем над ними ‘Аммара (бин Йасира)». Затем Джабир сказал: – А потом (‘Умар) послал вместе с (Са‘дом) одного человека (или: нескольких людей), чтобы тот расспросил о нём жителей Куфы. В городе не осталось ни одной мечети, где бы (этот человек) не расспрашивал (людей о Са‘де, и все) они поминали его добром. (Так продолжалось до тех пор,) пока он не зашёл в мечеть племени бану ‘абс, где один из них по имени Усама бин Катада, известный также как Абу Са‘да, встал и сказал: «Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са‘д не принимал участия в походах с боевыми отрядами, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел». (Услышав это,) Са‘д воскликнул: «Тогда, клянусь Аллахом, я молю о трёх вещах: о Аллах, если этот Твой раб – лжец, и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, продли жизнь его, и продли бедность его, и подвергни его испытаниям!» (И всё это сбылось,) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: «(Я –) злосчастный старец, и меня настигло проклятие Са‘да!» ‘Абд аль-Малик бин ‘Умайр[1951] сказал: «И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который приставал на улицах к молодым служанкам».[1952] 845. Передают со слов ‘Урвы бин аз-Зубайра, что (в своё время) Арва бинт Аус (или: Увайс) начала тяжбу против Са‘ида бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, (подав на него жалобу) Марвану бин аль-Хакаму[1953] и утверждая, что (Са‘ид) захватил часть её земли. (В ответ на вопросы Марвана об этом) Са‘ид сказал: «Как же мог я захватить часть её земли после того, что я слышал от посланника Аллаха, ?!» (Марван) спросил: «А что ты слышал от посланника Аллаха, ?» (Са‘ид) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи того, кто захватит пядь (чужой) земли, не имея это права, обовьют (собранное) с семи земель”», и Марван сказал ему: «После этого я уже не потребую от тебя (никаких) доказательств». (Тогда) Са‘ид воскликнул: «О Аллах, если она лгала, лиши её зрения и погуби её на её земле!» (‘Урва) сказал: «И она (действительно) не умерла, пока не ослепла, а однажды, когда (эта женщина) шла по своей земле, она упала в яму и испустила дух».[1954] Глава 271. Отречение от приверженцев нововведений и грешников 846. Передают со слов Абу Бурды[1955], что (однажды) тяжело заболевший Абу Муса, да будет доволен им Аллах, голова которого покоилась на коленях одной женщины из его семьи[1956], лишился чувств. Она принялась громко причитать, он же ничего не мог сказать ей, а когда пришёл в себя, сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстранялся посланник Аллаха, , он же, поистине, отстранялся от кричащей, обривающей и разрывающей![1957]»[1958] “Кричащая” – это та, которая громко причитает и плачет; “обривающая” – это та, которая обривает себе голову, когда её постигает горе; “разрывающая” – это та, которая разрывает на себе одежду. 847. Сообщается, что Йахйа бин Йа‘мар сказал: – Однажды я сказал Ибн ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, поистине, ещё до нас появились люди, которые читают Коран, утверждая, что (ничего) предопределённого нет, и что (Аллах не знает заранее) о том, что должно случиться». (Выслушав меня), он воскликнул: «Если встретишь таких, извести их, что я не имею к ним никакого отношения, а они не имеют никого отношения ко мне!»[1959] Я же скажу, что эти заблудшие лгут, ибо Аллаху Всевышнему было заранее известно обо всём сотворённом. Глава 272. Что желательно говорить, если человек приступит к устранению порицаемого 848. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда пророк, , вступил в Мекку в день её завоевания, вокруг Каабы находилось триста шестьдесят идолов, и он начал тыкать их палкой, которую держал в руке, говоря: {Пришла истина, и сгинуло ложное…}[1960] И он (говорил также): {Пришла истина, а ложное больше не появится и не вернётся}[1961].[1962] Глава 273. Что желательно говорить человеку, который имеет обыкновение непристойно выражаться 849. Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) я пожаловался посланнику Аллаха, , на свою привычку сквернословить, и он сказал: «(Значит,) ты не просишь Аллаха о прощении (как должно), я же, поистине, прошу Всемогущего и Великого Аллаха о прощении по сто раз в день».[1963] Глава 274. Что желательно сказать, если у человека споткнётся верховое животное 850. Передают со слов известного последователя Абу-ль-Малиха, что один человек (из числа сподвижников) сказал: – (Однажды, когда) я сидел в седле позади пророка, , его (верблюдица) споткнулась, и я воскликнул: «Да сгинет шайтан! /Та‘иса-ш-шайтан!/» (Услышав это, пророк, ,) сказал: «Не говори: “Да сгинет шайтан!” – ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) огромным, как дом, и воскликнет: “(Её заставила споткнуться) моя сила!”[1964] Говори: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) маленьким, как муха».[1965] В книге Ибн ас-Сунни указывается, что Абу-ль-Малих передал этот хадис со слов своего отца, сподвижника, которого, скорее всего, звали Усама. На этот счёт высказывались и другие мнения, однако обе его версии[1966] являются достоверными, и в их иснадах нет пропусков. Неизвестный человек, о котором упоминается в версии Абу Дауда, был сподвижником, а все сподвижники, да будет доволен ими Аллах, отличались беспристрастностью, и поэтому незнание их имён никакого вреда не причинит. Что касается фразы “та‘иса”, то одни считают, что она означает “да сгинет”, по мнению других, это значит “да оступится”, третьи же говорят, что это значит “да постигнет его зло”. Глава 275. О том, что в случае смерти правителя тому, кто наследует власть, желательно обратиться к людям, чтобы успокоить их, дать им наставление и призвать их сохранять спокойствие и не отступаться от того, чего они придерживались прежде 851. В известном хадисе, передаваемом со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что в день смерти пророка, , Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, обратился к людям и сказал: «Пусть знает тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду, , что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, (пусть помнит, что), поистине, Аллах – Живой, Который не умрёт!»[1967] В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится сообщение Джарира бин ‘Абдуллаха, из которого следует, что, в день смерти аль-Мугиры бин Шу‘бы,[1968] который был правителем Басры и Куфы, Джарир встал, воздал хвалу Аллаху Всевышнему, возблагодарил Его и сказал: «Вам следует бояться одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, вести себя достойно и сохранять спокойствие, дожидаясь приезда нового правителя, который уже скоро приедет к вам». Глава 276. Мольба человека за того, кто сделал добро ему, или всем людям, или некоторым из них, выражение благодарности такому человеку и побуждение к совершению подобного и впредь 852. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (Однажды), когда пророк, , зашёл в отхожее место, я принёс ему воду для омовения. (Выйдя оттуда, пророк, ,) спросил: «Кто поставил (здесь) это?» Ему сообщили, (что это сделал я,) и тогда он сказал: «О Аллах, наставь его в религии! /Аллахумма, факкых-ху фи-д-дин!/»[1969] 853. В длинном хадисе, где упоминается о многочисленных чудесах посланника Аллаха, , сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Во время одного из военных походов) посланник Аллаха, , обратился к нам и сказал: «Вы будете идти весь вечер и всю ночь, а завтра утром, если пожелает Аллах Всевышний, доберётесь до (источника) воды». После этого люди двинулись в путь, не поворачиваясь друг к другу. Посланник Аллаха, , рядом с которым я находился, ехал на своей верблюдице до полуночи, а потом задремал и стал клониться набок. Я приблизился к (пророку, ,) и поддерживал его, не будя, пока он не выпрямился (в седле). Так он ехал, пока не прошла большая часть ночи, а потом (снова задремал) и стал клониться набок, сидя на своей верблюдице. Я (опять приблизился к пророку, ,) и поддерживал его, не будя, пока он не выпрямился (в седле). Так он ехал, пока перед самым восходом солнца не наклонился снова, больше, чем в первый и второй раз, и чуть не упал. Я приблизился к нему и стал поддерживать его, а он поднял голову и спросил: «Кто это?» Я отозвался: «Абу Катада». Он спросил: «Сколько времени ты едешь рядом со мной?» Я ответил: «Я продолжаю ехать так с ночи». Тогда он сказал: «Да позаботится о тебе Аллах /Хафаза-кя-Ллаху/ за то, что ты позаботился о Его пророке!»[1970] 854. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: – (Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом![1971] /Джаза-кя-Ллаху хайран!/» – (он сделает больше, чем должен сделать для того, чтобы выразить свою) благодарность[1972]».[1973] 855. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах бин Абу Раби‘а, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) пророк, , занял у меня сорок тысяч (дирхемов), а когда ему доставили деньги, он вернул мне (долг) и сказал: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние! /Баракя-Ллаху ля-кя фи ахли-кя ва мали-кя!/ Поистине, наградой за заём послужит похвала и возвращение (долга)!»[1974] 856. Сообщается, что Джарир бин ‘Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал: – Во времена джахилийи у (племени) хас‘ам было (капище идолов), именовавшееся йеменской Каабой и известное также как Зу-ль-Халяса. (Однажды) посланник Аллаха, , спросил меня: «Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халясы?» – и я поспешил (туда с отрядом в) сто пятьдесят всадников из племени ахмас. (Прибыв на место), мы разбили (идолов) и убили (их служителей), которых нашли там. После этого мы явились к (посланнику Аллаха, ,) которому рассказали обо всём, и он обратился к Аллаху с мольбой за нас и за (всё) племя ахмас. В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, , пять раз призвал благословение на конницу и пехоту ахмаситов.[1975]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|