Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 33 глава




Абу Дауд сказал:

– Пророк, , изменял такие имена, как аль-‘Асы[1831], ‘Азиз[1832], ‘Атля[1833], Шайтан, аль-Хакам, Гураб[1834], Хубаб[1835] и Шихаб[1836], которого он назвал Хашимом. И он назвал Харба Сильмом[1837], а аль-Мудтаджи‘а[1838] – аль-Мунба‘исом[1839]. Местность, которая называлась ‘Акыра[1840], он назвал Хадыра[1841] и он назвал ущелье ад-Даляля[1842] ущельем аль-Худа[1843]. Кроме того, он дал (племени) бану аз-зинйа[1844] название бану ар-ришда[1845], а (племени) бану мугвийа[1846] – название бану ришда. Для краткости я не стал приводить иснады этих сообщений.

‘Абд аль-Гани сказал, что пророк, , дал племени бану ‘атля название ‘утба. Имеется в виду племя ‘утба бин ‘абд ас-сальма.

Глава 243. Разрешается сокращать имя, если человек, имя которого будет сокращено, не сочтёт это обидным

В “Сахихе”[1847] приводятся передаваемые разными путями хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха, , сокращал имена некоторых своих сподвижников. Так, например, иногда он называл Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, Абу Хирр. Сообщается также, что как-то он обратился к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, сказав: «О ‘Аишу», и он обратился к Анджаше, да будет доволен им Аллах, сказав: «О Анджаш». В книге Ибн ас-Сунни сообщается, что пророк, , обратился к Усаме, сказав: «О Усайм», и он обратился к аль-Микдаму, сказав: «О Кудайм».

Глава 244. Запрещается обращаться к людям по таким прозвищам, которые им не нравятся

Аллах Всевышний сказал: {…и не давайте друг другу прозвища…}[1848]

Все улемы считают, что запрещается обращаться к человеку по прозвищу, которое ему не нравится, независимо от того, указывает ли это прозвище на какое-нибудь его качество, например, Подслеповатый, Лысый, Слепой, Хромой, Косой, Прокажённый, Человек с раной на лбу, Жёлтый, Горбатый, Глухой, Синий, Курносый, Человек с разорванной нижней губой, Человек со сломанным зубом, Безрукий, Хронически больной, Инвалид или Паралитик, или на качества его отца, матери или других людей, что не нравится тому, кто получил такое прозвище. Однако все улемы единодушны во мнении о том, что использовать прозвище разрешается для указания на такого человека, который известен людям только под этим прозвищем. В сунне есть много указаний на то, о чём я упомянул, но я не привожу их ради краткости, поскольку они и без того всем известны.

Глава 245. О том, что обращаться к человеку по прозвищу, которое ему нравится, не только дозволено, но и желательно

Здесь можно привести в пример Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах. По мнению подавляющего большинства авторитетных мухаддисов, составителей жизнеописаний и историков, имя Абу Бакра – ‘Абдуллах бин ‘Усман, а прозвище – ‘Атик[1849]. Некоторые считают, что ‘Атик – это имя Абу Бакра, на что указывает хафиз Абу-ль-Касим бин ‘Асакир в своей книге “Аль-Атраф”, однако правильным является первое. Все улемы считают это прозвище хорошим, однако их мнения о том, почему его стали называть так, расходятся.

797. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Абу Бакр – это тот, кого Аллах освободил от огня».[1850]

(Один из передатчиков этого хадиса) сказал: «С тех пор его и стали называть ‘Атик».

Мус‘аб Ибн аз-Зубайр и другие знатоки генеалогии говорили, что Абу Бакра называли ‘Атик ввиду того, что его родословная была безупречной. Высказывались и другие мнения, а Аллах знает об этом лучше.

Известно также, что прозвище ‘Али бин Абу Талиба – Абу Тураб, а его кунья – Абу-ль-Хасан.

798. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды, когда) посланник Аллаха, , пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там ‘Али и спросил: «А где же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогда посланник Аллаха, , велел одному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этот человек) вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, , пришёл туда (и увидел), что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, , стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб[1851], вставай, о Абу Тураб!»[1852]

С тех пор его стали называть этим прозвищем.

В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима сообщается, что Сахль бин Са‘д сказал: «И это стало любимым прозвищем ‘Али, которому доставляло радость, когда к нему так обращались».

799. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , называл человека по имени аль-Хырбак “Двуруким”[1853].[1854]

Глава 246. О дозволенности использования куньи и желательности обращения к достойным людям по кунье

Предмет этой главы известен столь широко, что это избавляет нас от необходимости приводить какие-либо хадисы, поскольку их указания в равной степени касаются всех мусульман. Правила приличия требуют обращаться к учёным и близким к ним по положению людям по кунье. Это касается и таких случаев, когда кто-либо обращается к учёному человеку в письме или передаёт с его слов хадисы. Это значит, что в таких случаях следует говорить: «Передал нам шейх (имам) Абу …. такой-то, сын такого-то…» или использовать подобные обороты речи. При этом сам человек не должен называть себя по кунье ни в письме, ни в иных случаях, за исключением таких, когда другому человеку он известен только по кунье, или когда кунья пользуется большей известностью, чем имя. Ан-Наххас сказал: «Если кунья пользуется большей известностью, человек может назвать себя по ней при обращении к равному, если же он обращается к тому, кто занимает более высокое положение, ему следует назвать своё имя, а потом добавить кунью».

Глава 247. Кунья даётся по имени старшего ребёнка

Нашего пророка, , называли Абу-ль-Касимом, поскольку его первым ребёнком был сын аль-Касим[1855]. К данной главе относится приведенный нами ранее хадис об Абу Шурайхе[1856].

Глава 248. Кунья, составной частью которой не является имя одного из детей человека

Перечислить всех людей, к которым обращались по куньям такого рода, невозможно, что же касается самого такого обращения, то в этом нет ничего дурного.

Глава 249. Кунья человека, у которого нет детей, и кунья маленького ребёнка

800. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Пророк, , отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был брат, которого называли Абу ‘Умайр[1857], и когда пророк, , приходил к нему, он всегда говорил: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка[1858][1859]

801. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) она сказала: «О посланник Аллаха, у всех моих подруг[1860] есть куньи», на что он ответил: «Так называйся куньей по имени твоего сына ‘Абдуллаха».[1861]

Передатчик этого хадиса сказал: «Имеется в виду ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, который был сыном её сестры Асмы бинт Абу Бакр. После этого к ‘Аише стали обращаться по кунье Умм ‘Абдуллах».

Это соответствует истине и является общеизвестным фактом. Что же касается приводимого ниже хадиса, то он является слабым.

802. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я (забеременела) от пророка, , а когда у меня случился выкидыш, (пророк, ,) назвал плод ‘Абдуллахом и дал мне кунью Умм ‘Абдуллах».[1862]

Среди сподвижников было немало людей, к которым обращались по куньям до того, как у них появлялись дети. В пример можно привести Абу Хурайру или Анаса, которого называли Абу Хамза. Количество таких людей из числа сподвижников, последователей и тех, кто пришёл им на смену, не поддаётся учёту. В обращении к таким людям по куньям нет ничего дурного, и обращаться к ним так даже желательно, если вышеуказанное условие будет соблюдено.

Глава 250. Запрет называться куньей Абу-ль-Касим

803. Со слов целого ряда сподвижников, среди которых были Абу Хурайра и Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, передают, что посланник Аллаха, , сказал: «(Можете) называть (друг друга) моим именем, но не употребляйте при обращении (друг к другу) мою кунью!»[1863]

Мнения улемов относительно использования куньи Абу-ль-Касим разделились. Так, например, аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, и те, кто был с ним согласен, считали, что называться Абу-ль-Касимом не разрешается никому независимо от того, зовут ли человека Мухаммадом или как-нибудь иначе. К числу тех наших товарищей, которые ссылались на это мнение аш-Шафи‘и, относятся такие достойные доверия имамы, факихи и мухаддисы, как Абу Бакр аль-Байхаки, Абу Мухаммад аль-Багави, который указывает на это в начале раздела “О браке” своей книги “Ат-Тахзиб”, а также Абу-ль-Касим бин ‘Асакир в “Тарих Димашк”.

Иного мнения придерживался имам Малик, да помилует его Аллах, который считал, что называться куньей Абу-ль-Касим разрешается как тому, кого зовут Мухаммад, так и человеку с любым другим именем. По его мнению, запрет на это действовал только при жизни пророка, .

Третьего мнения придерживались имамы, которые считали, что называться этой куньей не разрешается тем, кого зовут Мухаммад, и разрешается мужчинам с другими именами. Один из наших товарищей имам Абу-ль-Касим ар-Рафи‘и сказал: «Похоже на то, что ближе всего к истине третье, поскольку люди прозывались так во все века, и никто не выражал по этому поводу никакого неодобрения», но то, о чём говорят улемы, разделяющие это мнение, противоречит очевидному смыслу приведенного выше хадиса.

Согласие людей с практикой использования куньи Абу-ль-Касим подкрепляет мнение Малика, считавшего, что использовать её можно в любых случаях, ведь следует учитывать, что среди называвших себя так, как и среди тех, кто не делал этого, были выдающиеся имамы, представители власти и те, кто служил для других примером в религиозных делах. Из этого следует, что запрет на её использование действовал только при жизни пророка, , как и запрет на использование этой куньи иудеями и обращение к иудею со словами “О Абу-ль-Касим!” с целью нанесения обиды, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 251. О том, что разрешается обращаться по кунье к неверному, приверженцу нововведений и нечестивцу, если он известен другим только по его кунье, а также в таких случаях, когда имеются основания опасаться, что упоминание его имени ввергнет людей в искушение

Аллах Всевышний сказал: «Да сгинут руки Абу Ляхаба…»[1864] Абу Ляхаба звали ‘Абд аль-‘Узза. Некоторые толкователи считают, что в этом айате его кунья упоминается ввиду того, что под этой куньей он был известен людям. По мнению других причиной послужило отвращение к его имени, которое объявляет его рабом идола[1865].

804. Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Как-то раз) посланник Аллаха, , который (хотел) навестить Са‘да бин ‘Убаду, да будет доволен им Аллах, сел верхом на осла…» Упомянув о том, как пророк, , проехал мимо лицемера ‘Абдуллаха бин Убаййа бин Салюля, Усама сказал:

– После этого пророк, , поехал дальше, войдя же к Са‘ду бин ‘Убаде, пророк, , спросил его: «О Са‘д, не слышал ли ты, что сказал Абу Хубаб[1866]? – имея в виду ‘Абдуллаха бин Убаййа. – Он сказал то-то и то-то».[1867]

В хадисах неоднократно упоминается кунья Абу Талиба[1868], которого звали ‘Абд Манаф. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: «Вот могила Абу Ругаля». Известно также много других хадисов, в которых упоминается, что посланник Аллаха, , обращался к неверным и лицемерам по их куньям. Однако это имело место в тех случаях, на которые указывает название данной главы, тогда как во всех прочих случаях пророк, , ничего не добавлял к имени такого человека.[1869] Примером может служить приведенный нами выше хадис[1870], в котором сообщается, что послание Ираклию посланник Аллаха, , начал так: «От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию…» Таким образом, он назвал его только по имени, не обратившись к нему по кунье и не назвав его императором, как титуловали владык Византии, и можно привести немало других подобных примеров. Нам было велено обращаться с такими людьми грубо, и поэтому не следует ни обращаться к ним по куньям, ни стараться говорить красиво в беседах с ними, ни произносить мягкие слова, ни выказывать дружелюбие по отношению к ним, ни доверять им.

Глава 252. О том, что мужчинам и женщинам можно давать куньи как по именам сыновей, так и по именам дочерей

Знай, что в этом нет ничего запретного, и у многих достойнейших наших предшественников из числа сподвижников и последователей были куньи по именам дочерей. Так, например, у ‘Усмана бин ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, было три куньи – Абу ‘Амр, Абу ‘Абдуллах и Абу Ляйля. К их числу[1871] принадлежат Абу-д-Дарда и его жена Умм ад-Дарда старшая, сподвижница, которую звали Хайра. Что же касается другой его жены, Умм ад-Дарды младшей, которая относилась к числу последователей, то её звали Худжайма. Она пользовалась большим уважением, обладала глубокими познаниями в области фикха, отличалась умом и другими выдающимися достоинствами. К их числу относится также Абу Ляйля, отец ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Ляйли, и его жена Умм Ляйля. Как Абу Ляйля, так и его жена являлись сподвижниками. К их числу относится также Абу Умама и многие другие сподвижники. К их числу относятся также Абу Райхана, Абу Римса, Абу Рима, Абу ‘Амра, которого звали Башир бин ‘Амр, Абу Фатима аль-Ляйси, которого, как сообщается, звали ‘Абдуллах бин Унайс, Абу Марйам аль-Азди, Абу Рукаййа Тамим ад-Дари и Абу Карима аль-Микдам бин Ма‘дикариб. Все вышеупомянутые люди являлись сподвижниками. Что же касается последователей, то такая кунья была у Абу ‘Аиши Масрука Ибн аль-Ашджа‘и и многих других людей, количество которых не поддаётся учёту. В своей книге “Аль-Ансаб” ас-Сам‘ани пишет: «Его называли Масрук[1872] по той причине, что, когда он был маленьким, какой-то человек похитил его, но потом он нашёлся». Кроме того, в некоторых достоверных хадисах сообщается, что кунью Абу Хурайра этому сподвижнику дал пророк, .

 
 


Книга о различных словах поминания Аллаха

Знай, что, если пожелает Аллах Всевышний, в эту книгу я включу разные главы, куда войдут примеры поминаний Аллаха Всевышнего и обращений к Нему с мольбами, которые, если пожелает Аллах, принесут великую пользу тому, кто станет повторять их. Никакого определённого порядка здесь я не придерживаюсь, а содействие оказывает Аллах.

Глава 253. Желательно воздать Аллаху Всевышнему хвалу и поблагодарить Его в случае получения доброй вести, которая порадует человека

Знай, что, если человеку будут оказаны явные милости или если его минует явное бедствие, желательно, чтобы он совершил земной поклон в знак благодарности Аллаху Всевышнему, воздал Ему хвалу и поблагодарил Его так, как Он того заслуживает. На это указывают многие известные хадисы и сообщения о делах сподвижников.

805. ‘Амр бин Маймун передал сообщение о совете, состоявшемся после того, как ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, был смертельно ранен.[1873] В этом сообщении говорится, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, послал своего сына ‘Абдуллаха к ‘Аише, да будет доволен Аллах ими обоими, чтобы тот попросил у неё разрешения похоронить ‘Умара рядом с (пророком, , и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах). Когда ‘Абдуллах вернулся, ‘Умар спросил: «С чем ты пришёл?» ‘Абдуллах (ответил): «С тем, чего ты желаешь, о повелитель правоверных, – она разрешила». (Тогда ‘Умар) воскликнул: «Хвала Аллаху, ибо для меня не было ничего важнее этого!»[1874]

Глава 254. Что желательно сказать тому, кто услышит крик петуха, рёв осла или лай собаки

806. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Если услышите рёв ослов, обращайтесь к Аллаху с мольбой о защите от шайтана, ибо, поистине, они увидели шайтана, если же вы услышите крик петуха, просите Аллаха о милости Его, ибо, поистине, (петух) увидел ангела».[1875]

807. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если услышите ночью собачий лай или ослиный рёв, обращайтесь к Аллаху с мольбой о защите, ибо, поистине, они видят то, чего не видите вы».[1876]

Глава 255. Что желательно говорить при виде пожара

808. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1877] сказал: «Если увидите пожар, произносите слова “Аллаху акбар”, и, поистине, такбир (поможет) потушить его».[1878]

Кроме того, в подобных обстоятельствах желательно обращаться к Аллаху с такими же мольбами, как и в случае болезни или скорби.[1879]

Глава 256. Что желательно сказать тому, кто собирается покинуть собрание

809. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Если человек, собирающийся покинуть собрание, в котором много шумели, скажет перед уходом: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние! /Субхана-кя-Аллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!/» – ему непременно простится то, что происходило в этом собрании,[1880] где он присутствовал.[1881]

810. Сообщается, что Абу Барза, да будет доволен им Аллах, имя которого – Надля, сказал:

– Когда посланник Аллаха, , хотел покинуть встречу, (на которой он присутствовал,) в конце её (перед уходом) он обычно говорил: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние!» (Однажды какой-то) человек сказал: «О посланник Аллаха, поистине, ты говоришь то, чего не говорил прежде». (На это пророк, ,) ответил: «(Эти слова) искупают то, что бывает в собрании».[1882]

811. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Пусть тот, кто хочет, чтобы ему отмеривали полной мерой, говорит в конце встречи (или: перед уходом): «Преславен Господь твой, Господь величия, (Он выше) того, что Ему приписывают! Мир посланникам и хвала Аллаху, Господу миров![1883] /Субхана Рабби-кя, Рабби-ль-‘иззати ‘амма йасыфуна! Ва салямун ‘аля-ль-мурсалина ва-ль-хамду ли-Лляхи Рабби-ль-‘алямин/».[1884]

Глава 257. Обращение человека, встретившегося с кем-либо, с мольбой к Аллаху за себя и за тех людей, которые с ним находились

812. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Посланник Аллаха, , редко покидал собрание, не обратившись к Аллаху с такой мольбой за своих сподвижников: «О Аллах, надели нас (таким) страхом перед Тобой, (ко­торого будет достаточно,) чтобы отделить нас от непокорно­сти Тебе, и (таким) повиновением Тебе, (которого будет дос­таточно,) чтобы привести нас к Твоему раю,[1885] и такой убеждён­ностью[1886], (которой будет достаточно), чтобы не­взгоды мира этого казались нам незначительными! О Аллах, дай нам пользоваться нашим слухом, зрением и силой, пока Ты будешь поддерживать в нас жизнь,[1887] и даруй это нашим наследни­кам, и отомсти за нас тем, кто нас притеснял, и по­моги нам (в борьбе) против тех, кто враждует с нами, и не до­пусти, чтобы религию нашу постигло (какое-нибудь) бедст­вие[1888], и не делай мир этот ни самой большой нашей заботой[1889], ни пределом нашего знания[1890], и не давай власти над нами тем, кто не пощадит нас! /Аллахумма, аксим ля-на мин хашйати-кя ма йахулю байна-на ва байна ма‘асы-кя, ва мин та‘ати-кя ма тубаллигу-на би-хи джанната-кя, ва мина-ль-йакыни ма тухаввину би-хи ‘аляй-на маса’иба-д-дунйа. Аллахумма, матти‘-на би-асма‘и-на, ва абсари-на, ва куввати-на ма ахйайта-на, ва-дж‘аль-ху-ль-вариса минна, ва-дж‘аль са’ра-на ‘аля ман заляма-на, ва-нсур-на ‘аля ман ‘ада-на, ва ля тадж‘аль мусыбата-на фи дини-на, ва ля тадж‘али-д-дунйа акбара хамми-на ва ля мабляга ‘ильми-на, ва ля тусаллит ‘аляй-на ман ля йархаму-на!»[1891]

 

 

 

Глава 258. О том, что нежелательно покидать собрание, не помянув Аллаха Всевышнего

813. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Люди, покидающие собрание, в котором они не поминали Аллаха Всевышнего, всегда покидают нечто подобное туше дохлого осла, и их постигнет горе».[1892]

814. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Отмщение /тира/ Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего, как постигнет оно и того, кто уляжется где-либо, не помянув там Аллаха Всевышнего!»[1893]

Здесь под отмщением подразумевается убыль. Согласно другому мнению, имеются в виду дурные последствия. Возможно также, что имеется в виду горе, на что указывается в другой версии этого хадиса.

815. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Людей, находившихся в таком собрании, где они не поминали Аллаха Всевышнего и не обращались с мольбами за своего пророка, обязательно постигнет отмщение, и если (Аллах) пожелает, Он подвергнет их наказанию, а если пожелает, то простит».[1894]

Глава 259. Поминание Аллаха в пути

816. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Людей, находившихся в таком собрании, где они не поминали Всемогущего и Великого Аллаха обязательно постигнет отмщение (Аллаха), и любого человека, который в пути не поминал Всемогущего и Великого Аллаха, обязательно постигнет (Его) отмщение».[1895]

817. Сообщается, что Абу Умама аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда посланник Аллаха, , находился в Табуке, к нему явился Джибрил, , и сказал: «О Мухаммад, тебе (следует) принять участие в похоронах Му‘авийи бин Му‘авийи аль-Музани», и посланник Аллаха, , отправился (на заупокойную молитву). Что же касается Джибрила, мир ему, спустившегося (с небес во главе) семидесяти тысяч ангелов, то он возложил своё правое крыло на горы, и они смирились, потом он возложил своё левое крыло на земли, и они смирились, а потом посланнику Аллаха, , (дали) взглянуть на Мекку и Медину. После этого посланник Аллаха, , Джибрил и ангелы, мир им, совершили по (Му‘вийе) заупокойную молитву.[1896] Закончив (молиться пророк, ,) спросил: «О Джибрил, благодаря чему (Му‘авийа) возвысился до такой степени?» (В ответ ему Джибрил) сказал: «Благодаря тому, что он читал (суру “Искренность”[1897]), когда стоял, когда ехал верхом и когда шёл».[1898]

Глава 260. Что желательно говорить в том случае, когда человеком овладевает гнев

Аллах Всевышний сказал: {Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю, (равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных, * которые расходуют в богатстве и бедности, и сдерживают свой гнев, и прощают людям, (ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!}[1899] Аллах Всевышний также сказал: {А если овладеет тобой искушение от шайтана, обращайся за помощью к Аллаху, ибо, поистине, Он – Слышащий, Знающий}.[1900]

818. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе».[1901]

819. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) посланник Аллаха, , спросил (нас): «Кого из вас вы считаете непобедимым?» Мы стали говорить: «Того, кого не могут победить другие». Тогда (посланник Аллаха, ,) сказал: «Это не так – (на самом деле) непобедимым является тот, кто (способен) владеть собой тогда, когда им овладевает гнев».[1902]

820. Передают со слов сподвижника Му‘аза бин Анаса аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «В День Воскресения Аллах Всевышний, слава Ему, перед Своими творениями обратится к тому, кто сдерживал свой гнев, имея возможность излить его, чтобы предложить ему на выбор ту из гурий, которую он пожелает».[1903]

821. Сообщается, что сподвижник Суляйман бин Сурад, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды, когда) я находился в обществе пророка, , двое людей начали по какой-то причине браниться друг с другом, (из-за чего) у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. (Увидев это,) посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана /А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим/”, то перестал бы гневаться». Этому (человеку) сказали: «Пророк, , сказал: “Проси защиты Аллаха от проклятого шайтана”», а он воскликнул: «Разве я безумец?[1904]»[1905]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...