Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 32 глава
Знай, что говорить такие слова желательно в соответствии с сунной, но, по мнению абсолютного большинства улемов, брак будет действительным и без этого. Сообщается, что Дауд аз-Захири, да помилует его Аллах, сказал: «(Без этого брак) недействителен», однако улемы, занимавшиеся изучением этого вопроса, говорили: «Не следует придавать значения особому мнению Дауда, ибо это не значит, что улемы не придерживаются единого мнения /иджма‘/ по данному вопросу», а Аллах знает об этом лучше. Что касается жениха, то ему лучше молчать, но если опекун невесты скажет ему: «Я выдаю за тебя замуж такую-то», желательно, чтобы в ответ жених сказал: «Я согласен взять её в жёны». Если между предложением и принятием жених скажет: «Хвала Аллаху и благословение посланнику Аллаха, я согласен», брак будет действительным. Произнесение этих слов, имеющих прямое отношение к заключению брака, не причинит никакого вреда, поскольку для этого требуется совсем немного времени. Некоторые наши товарищи утверждали, что это сделает брак недействительным, тогда как некоторые другие считали, что из-за этого брак недействительным не станет, а жениху даже желательно произнести эти слова. Правильным же следует считать то, о чём было сказано выше: жениху лучше ничего не говорить, но если он произнесёт эти слова, то брак недействительным не станет, а Аллах знает об этом лучше. Глава 224. Что говорят молодожёну после заключения брака Согласно сунне молодожёну желательно сказать: «Да благословит тебя Аллах (или: Да ниспошлет Аллах тебе Свои благословения) и да соединит Он вас во благе! /Баракя-Ллаху ля-кя (Баракя-Ллаху ‘аляй-кя) ва джама‘а байна-кума фи хайр!/» Кроме того, каждому из молодожёнов желательно сказать: «Да сделает Аллах благословенным для каждого из вас его супруга и да соединит Он вас во благе! /Баракя-Ллаху ли-кулли вахидин мин-кума фи сахиби-хи ва джама‘а байна-кума фи хайр!/»
758. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, узнав от ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, да будет доволен им Аллах, что тот женился, пророк, 759. Джабир, да будет доволен им Аллах, передал, что после того как он сообщил пророку, 760. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, когда кто-нибудь женился, пророк, * Нежелательно говорить молодожёну: «Согласия и сыновей!» Если пожелает Аллах необходимое указание на это будет приведено в “Книге о необходимости следить за своим языком”. Глава 225. Что желательно сказать мужу, когда жену введут к нему в первую брачную ночь Желательно, чтобы при первой встрече муж помянул Аллаха,[1748] взял её за прядь волос на передней части темени /насыйа/, сказал: «Да сделает Аллах благословенным для каждого из нас его супруга! /Баракя-Ллаху ли-кулли вахидин мин-на фи сахиби-хи!/» – и добавил к этому слова из приводимого ниже хадиса: 761. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1749] сказал: – Пророк,
В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, Глава 226. Что желательно сказать мужчине после того, как к нему войдёт его жена 762. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Женившись на Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха, – А потом посланник Аллаха, Глава 227. Что желательно сказать тому, кто собирается совершить половое сношение (с женой) 763. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, – Если перед совершением полового сношения с женой любой из вас скажет: «С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделил нас![1752] /Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!/» – и (супругам) будет суждено иметь ребёнка, он не повредит ему.[1753] В другой версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, Глава 228. Об играх и шутках мужчины с женой, а также о приятных словах, которые он ей говорит 764. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха,
765. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, Глава 229. Правила приличия, которые следует соблюдать мужу, разговаривающему с родственниками по линии жены Знай, что мужу, который будет разговаривать с кем-либо из родственников по линии жены, желательно не упоминать о половых сношениях, поцелуях, объятиях и тому подобных вещах, имеющих отношение к наслаждениям, равно как и обо всём том, что включает в себя, подразумевает или указывает на это. 766. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно у меня выделялась жидкость[1757], но я стеснялся спросить об этом посланника Аллаха, Глава 230. Что желательно говорить во время родов, когда женщина испытывает мучения В подобных обстоятельствах следует как можно чаще обращаться к Аллаху с такими мольбами, с которыми к Нему рекомендуется обращаться в трудном положении и в минуты скорби. Ранее эти мольбы уже приводились нами.[1761] 767. Передают со слов Фатимы, да будет доволен ею Аллах, что, когда ей пришло время рожать, посланник Аллаха, Глава 231. Произнесение слов азана на ухо новорожденному 768. Сообщается, что вольноотпущенник посланника Аллаха,
Многие наши товарищи говорили, что слова азана желательно произносить в правое ухо, а слова икамы – в левое. 769. Передают со слов аль-Хусайна бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, Глава 232. Обращение с мольбой к Аллаху во время совершения “тахника” [1770] 770. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Новорожденных) детей часто приносили к посланнику Аллаха, 771. Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что в Мекке она забеременела ‘Абдуллахом бин аз-Зубайром, да будет доволен Аллах ими обоими. (Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала): «Приехав в Медину, я остановилась в Куба[1772] и родила его там, а потом принесла (новорожденного) пророку, 772. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда у меня родился сын, я принёс его к пророку, Слова “и призвал на него благословение” приводятся только в версии аль-Бухари.
Книга об именах Глава 233. Наречение новорожденного Согласно сунне новорожденному дают имя либо на седьмой день после рождения, либо в тот же день, когда он родится. 773. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1775] сказал: «Пророк, 774. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, Что же касается хадиса, в котором говорится о наречении младенца в день его рождения, то мы привели его в предыдущей главе[1780].
775. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 776. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда у Абу Тальхи[1784] родился сын, я принёс (новорожденного) к пророку, 777. Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда аль-Мунзир бин Абу Усайд появился на свет, его сразу же принесли к посланнику Аллаха, Глава 234. Наречение выкидыша Желательно давать имя и выкидышам, но как следует поступить, когда невозможно понять, мальчик это или девочка? В подобных случаях следует выбирать такое имя, которое подходит и для мужчин, и для женщин, например, Асма, Хинд, Хунайда, Хариджа, Тальха, ‘Умайра, Зур‘а и так далее. Имам аль-Багави сказал: «Давать имя выкидышу желательно в силу того, что указание на это есть в одном из хадисов», и об этом же упоминали другие наши товарищи. Они говорили также, что новорожденного младенца желательно как-нибудь назвать даже в том случае, если он умрёт до того, как ему дадут имя. Глава 235. Желательно дать новорожденному красивое имя 778. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, Глава 236. Об именах, которые больше всего любит Всемогущий и Великий Аллах 779. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, 780. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Когда) у одного из нас родился мальчик, которого он назвал аль-Касимом, мы сказали (этому человеку): «Мы не станем называть тебя по кунье Абу-ль-Касим[1789], и ты не удостоишься такой чести». Через некоторое время об этом сообщили пророку, 781. Передают со слов сподвижника Абу Вахба аль-Джашми, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, Глава 237. О желательности поздравлений и ответа на поздравление Желательно приносить поздравления тому, у кого родился ребёнок. Наши товарищи говорили, что в подобных случаях желательно поздравлять так, как учил делать аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что он сказал одному человеку: – Говори: «Да сделает Аллах для тебя благословенным того, кто был дарован тебе, да воздашь ты Дарителю благодарностью, да достигнет новорожденный полной зрелости и да будет тебе дано увидеть проявления его почтительности! /Барака-Ллаху ля-кя фи-ль-маухуби ля-кя, ва шакярта-ль-Вахиба, ва баляга ашудда-ху, ва рузикта бирра-ху!/» На это тому, кого поздравляют, желательно ответить так: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлёт Он тебе Свои благословения, и да воздаст Он тебе благом, и да пошлёт тебе Аллах подобного ему (или: и да вознаградит Он тебя щедро!) /Барака-Ллаху ля-кя, ва баракя ‘аляй-кя, ва джаза-кя-Ллаху хайран, ва разака-кя-Ллаху мисля-ху ва аджзаля саваба-кя!/» – или сказать нечто подобное. Глава 238. Запрет на наречение новорожденных неприятными именами 782. Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, – Ни в коем случае не называй своего сына /гулям/[1796] ни Йасаром[1797], ни Рабахом[1798], ни Наджахом[1799], ни Афляхом[1800], ибо (когда-нибудь) ты спросишь: «Есть ли он там?»[1801] – а его там не окажется, и ты скажешь: «(Его) нет».[1802] (Таких имён) насчитывается только четыре, и не добавляйте ничего (к тому, что я сказал)».[1803] 783. Другую версию этого хадиса, который передаётся со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, приводит Абу Дауд. В этой версии сообщается, что детей было запрещено называть также именем Баракат[1804]. 784. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что посланник Аллаха, Суфйан бин ‘Уйайна сказал: «(Фраза) “малик аль-амляк” означает то же, что и “шахиншах”».[1806] Глава 239. Указание на допустимость использования в воспитательных целях грубого слова при обращении к ребёнку, слуге, ученику и любому, кто подчинён человеку, если он намерен удержать того от дурного и побудить его к исправлению 785. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах бин Буср аль-Мазини, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) мать послала меня отнести посланнику Аллаха, 786. Со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, передают длинный хадис, в котором рассказывается об одном из явных чудес, связанных с Абу Бакром ас-Сиддиком, да будет доволен им Аллах. В этом хадисе сообщается, что однажды Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, пригласил к себе в гости несколько человек, а сам ушёл к посланнику Аллаха, Глава 240. Обращение к незнакомому человеку Для обращения к незнакомому человеку необходимо выбирать такие слова, чтобы он не обиделся. С другой стороны, обращаясь к незнакомцу, не следует ни произносить лживых слов, ни проявлять излишнее дружелюбие. С учётом положения обращающегося и того, к кому обращаются, в подобных случаях можно говорить “О брат мой”, или “О факих”, или “О бедняк”, или “О господин мой”, или “Эй, ты”, или “О человек в такой-то одежде” или “О человек в таких-то сандалиях”, или “О хозяин лошади”, или “О хозяин верблюда”, или “О человек с мечом”, или “О человек с копьём” и так далее. 787. Сообщается, что Башир бин Ма‘бад, известный также как Ибн аль-Хасасыйа, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды,) когда я шёл (куда-то) вместе с пророком, 788. Сообщается, что сподвижник Джарийа аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Мне приходилось) находиться в обществе пророка, Глава 241. Ребёнку и ученику запрещается обращаться к отцу, учителю или шейху по имени 789. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) пророк, Сообщается, что ‘Убайдуллах бин Захр, да будет доволен им Аллах, почтенный человек, которого считали праведником все, кто его знал, сказал: «Если ты (позволишь себе) обратиться к своему отцу по имени или идти перед ним, находясь в пути, это будет проявлением непочтительности». Глава 242. О желательности замены имён на более хорошие К этой главе относится приведенный выше хадис Сахля бин Са‘да.[1813] 790. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что первоначально Зайнаб[1814] звали Барра[1815], и (люди) стали говорить: «Она (как бы) сама себя восхваляет», после чего посланник Аллаха, 791. Сообщается, что Зайнаб бинт Абу Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: – Её звал Барра, но посланник Аллаха, (Зайнаб бинт Абу Салама, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «А потом к (пророку, 792. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Раньше Джувайрийу[1818] звали Барра, но посланник Аллаха, 793. Са‘ид бин аль-Мусаййиб бин Хазн передал со слов своего отца (аль-Мусаййиб бин Хазна), что в своё время его отец (Хазн) пришёл к пророку, Ибн аль-Мусаййиб сказал: «И с тех пор (всем) мы отличались грубостью».[1822] Здесь имеется в виду грубость черт лица и некоторая жёсткость. 794. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, (В той версии этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что Ибн ‘Умар) сказал: «У ‘Умара была дочь по имени ‘Асыйа, которую посланник Аллаха, 795. Передают со слов сподвижника Усамы бин Ахдари, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда к посланнику Аллаха, 796. Передают со слов сподвижника Абу Шурайха Хани аль-Хариси, да будет доволен им Аллах, что, когда он в составе делегации от своего племени прибыл к посланнику Аллаха,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|