Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 35 глава
857. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «А потом посланник Аллаха, Глава 277. Желательно, чтобы даритель обратился к Аллаху с мольбой за того, кому был сделан подарок, если, получив этот подарок, человек обратился к Аллаху с мольбой за дарителя 858. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Однажды) я подарила посланнику Аллаха, (Передатчик этого хадиса сказал): – Когда (в подобных случаях) служанка возвращалась, ‘Аиша всегда спрашивала: «Что они сказали?» – и если служанка говорила: «Они сказали: “Да благословит вас Аллах /Баракя-Ллаху фи-кум/”», ‘Аиша говорила: «И их да благословит Аллах /Ва фи-хим Баракя-Ллах/. Мы возвращаем им то же, что сказали они, а нам остаётся награда[1980]».[1981] Глава 278. Судье или правителю, который получит подарок и вернёт его, чтобы не нарушать установлений шариата, или ввиду того, что подарок внушает ему сомнения, или по какой-нибудь другой причине, желательно извиниться перед дарителем 859. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что ас-Са‘б бин Джассама, да будет доволен им Аллах, подарил пророку, Глава 279. Что желательно сказать тому, кто избавит человека от чего-либо, что ему не нравится или заставляет его страдать 860. Са‘ид бин аль-Мусаййиб передал, что как-то раз Абу Аййуб аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что-то убрал с бороды посланника Аллаха,
В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Аййуб снял что-то с бороды посланника Аллаха, 861. ‘Абдуллах бин Бакр аль-Бахили передал, что как-то раз ‘Умар, да будет доволен им Аллах, что-то снял с бороды (или: головы) одного человека, и тот сказал: «Да отведёт Аллах от тебя зло». (В ответ ему) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Зло отведено от нас с тех пор, как мы приняли ислам. Впредь, если с тебя снимут что-либо, говори: “Да окажется в твоих руках благо /Ахазат йада-кя хайран/”».[1985] Глава 280. Что желательно сказать, если человек увидит первые плоды 862. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда люди видели первые плоды, они приносили их посланнику Аллаха, В другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Абу Хурайра сказал: «…самому маленькому ребёнку, который попадался ему на глаза». В той версии этого хадиса, которую приводит ас-Сунни, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах Всевышний, сказал:
– Я видел, как посланник Аллаха,
Глава 281. Увещевая и обучая людей, желательно придерживаться умеренности Знай, что человеку, который увещевает или обучает чему-либо других людей, желательно придерживаться умеренности и не утомлять их долгими беседами, чтобы это не наскучило им, поскольку в подобном случае ощущение сладости и величественности знания покинет их сердца. Умеренность необходима и для того, чтобы не вызвать у них отвращения к знанию и благим словам, ибо тогда они станут совершать то, от чего их призывают воздерживаться. 863. Сообщается, что Шакик бин Салама сказал: – Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, наставлял нас каждый четверг, и как-то раз один человек сказал ему: «О Абу ‘Абд ар-Рахман, поистине мне хотелось бы, чтобы ты наставлял нас ежедневно». (В ответ ему Ибн Мас‘уд) сказал: «Поступать так мне мешает лишь то, что я не хочу утомлять вас. (Вот почему) я увещеваю вас (не каждый день), как поступал и посланник Аллаха, 864. Сообщается, что ‘Аммар бин Йасир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Я слышал, как посланник Аллаха, Передают, что Ибн Шихаб аз-Зухри, да помилует его Аллах, сказал: «Когда встреча затягивается надолго, шайтан получает от неё свой удел». Глава 282. Достоинство указания на благо и побуждения к благому Аллах Всевышний сказал: {Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности…}[1990] 865. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,
866. Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, сказал: – Посланник Аллаха, 867. Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 868. Передают со слов Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, Глава 283. Побуждение того, кому задали вопрос, ответа на который он не знает, но знает того, кто может на него ответить, указать на этого человека задавшему вопрос К этой главе относятся хадисы, которые были приведены нами в предыдущей главе. 869. Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) пророк, Указание на того, кто обладает знанием, относится к числу добрых советов. 870. Сообщается, что Шурайх бин Хани сказал: – (В своё время) я пришёл к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: «Тебе следует обратиться к (‘Али) Ибн Абу Талибу. Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с посланником Аллаха,
871. Сообщается, что, когда Са‘д бин Хишам бин ‘Амр захотел спросить о том, как посланник Аллаха, 872. Сообщается, что ‘Имран бин Хиттан сказал: – (В своё время) я задал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, вопрос о (дозволенности ношения) шёлка, и она сказала: «Ступай к Ибн ‘Аббасу и спроси его». Я задал этот вопрос ему, и он сказал: «Спроси Ибн ‘Умара». Я задал этот вопрос Ибн ‘Умару, и он сказал: «Абу Хафс,[2006] да будет доволен им Аллах, сообщал мне, что посланник Аллаха, Глава 284. Что следует сказать человеку, которого призовут положиться на решение Аллаха Если один человек скажет другому: «Пусть нас рассудит Книга Аллаха, или сунна посланника Аллаха, Если кто-нибудь вступит с человеком в спор из-за чего-либо или начнёт вести с ним тяжбу и скажет ему: «Побойся Аллаха!» – или: «Знай, что Аллах взирает на тебя!» – или: «Знай, что всё, что ты говоришь, записывают ангелы, и с тебя спросится за это!» – или скажет ему: «Аллах Всевышний сказал: {В тот День, когда каждый обнаружит то благое или дурное, что он совершил…}[2010]», или скажет ему: «Аллах Всевышний сказал: {И бойтесь того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху…}[2011]», или скажет нечто подобное, тому, кто это услышит, следует поступить согласно нормам мусульманской этики. Имеется в виду, что в ответ на это человеку следует сказать: «Слушаю и повинуюсь», или: «Прошу у Аллаха помощи в этом деле», или: «Прошу у Аллаха милости», а потом мягко поговорить с этим человеком. Ему ни в коем случае не следует пренебрегать этим, как поступают в подобных случаях многие люди, которые говорят то, что говорить не подобает, и могут сказать даже нечто кощунственное. Если человеку скажут: «То, что ты сделал, противоречит содержанию такого-то хадиса посланника Аллаха,
Глава 285. О необходимости отстраняться от невежд Аллах Всевышний сказал: {Прощай[2012], побуждай к добру и отстраняйся от невежественных}.[2013] Аллах Всевышний также сказал: {Слыша пустые речи, они[2014] отстраняются от (людей, которые их произносят,) и говорят: “Нам – наши дела, а вам – ваши дела.[2015] Мир вам.[2016] Мы не ищем (общения с людьми) невежественными”}.[2017] Аллах Всевышний также сказал: {Так отстраняйся же от тех, кто отворачивается от Нашего Писания[2018]…}[2019] Аллах Всевышний также сказал: {…так прощай же великодушно…}[2020] 873. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: – При разделе (военной добычи) в день (битвы при) Хунайне[2021] посланник Аллаха, 874. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (В своё время) ‘Уйайна бин Хисн[2025] приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар, да будет доволен им Аллах, в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана[2026] независимо от того, зрелыми людьми они были[2027] или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: «О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня». (Аль-Хурр бин Кайс) обратился к ‘Умару с такой просьбой и получил на это его согласие. Явившись (к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, ‘Уйайна) сказал: «Слушай, о Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты многого не даёшь нам и правишь нами несправедливо!» (Услышав эти слова,) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: «О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: {Прощай, побуждай к добру[2028] и отстраняйся от невежественных!}[2029] – что же касается этого, то он как раз и относится к числу невежественных». И, клянусь Аллахом, после того как (аль-Хурр) прочитал этот айат, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего. Глава 286. Об увещевании человеком того, кто занимает более высокое положение, чем он сам К это главе относится приведенный в предыдущей главе хадис Ибн ‘Аббаса, в котором упоминается об ‘Умаре, да будет доволен Аллах ими обоими. Знай, что предмет этой главы определённо требует особого внимания. Человек обязан давать добрые советы, увещевать, побуждать к одобряемому шариатом и удерживать от порицаемого каждого малого и старого всегда, за исключением таких случаев, когда увещевание, по его мнению, приведёт к нежелательным последствиям. Аллах Всевышний сказал: {Призывай к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещевания и веди с ними[2030] спор, используя наилучшие (средства)}[2031],а хадисов, указывающих на то, о чём мы упомянули, столь много, что и не счесть. Если говорить о действиях многих людей, которые пренебрегают этой обязанностью, когда дело касается высокопоставленных лиц, считая подобное проявлением стыдливости, то на самом деле они совершают явную ошибку и проявляют не стыдливость, а отвратительное невежество. Подобные действия свидетельствуют об упадке духа, униженности, слабости и неспособности, тогда как в стыдливости нет ничего, кроме блага. Стыдливость приводит только к благому, а то, о чём мы упомянули, приносит зло и ничего общего со стыдливостью не имеет. Благочестивые улемы и имамы, которые занимаются исследованиями в области шариатского знания, определяют стыдливость как нравственное качество, побуждающее человека к отказу от всего отвратительного и не позволяющее ему ущемлять права любого, кто имеет право на что-либо. В этом и состоит смысл приводимого в “Послании” аль-Кушайри высказывания аль-Джунайда, который сказал: «Стыдливость есть видение благодеяний (Аллаха) и видение (собственного) нерадения – между (одним и другим) и зарождается состояние, именуемое стыдливостью». Подробно этот вопрос разбирается мною в начале комментария к “Сахиху” Муслима, и хвала Аллаху, Который знает об этом лучше. Глава 287. Веление соблюдать условия договора и выполнять обещания Аллах Всевышний сказал: {И соблюдайте договор с Аллахом, если вы заключили его}.[2032] Аллах Всевышний также сказал: {О те, кто уверовал, соблюдайте (условия) договоров}.[2033] Аллах Всевышний также сказал: {И выполняйте обещание, ибо за обещанное спросится}.[2034] Об этом говорится и во многих других айатах Корана. Наиболее суровыми из них являются те айаты, в которых сказано: {О те, кто уверовал! Почему говорите вы то, чего не делаете? * Великую ненависть испытывает Аллах, когда говорите вы то, чего не делаете!}[2035] 875. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, Известно много других хадисов, имеющих такой же смысл, но достаточно и того, что было приведено нами. Улемы единодушны во мнении о том, что, если кто-либо обещает человеку сделать то, что запретным не является, он должен выполнить своё обещание, но следует ли считать это обязательным /ваджиб/ или только желательным /мустахабб/? По этому вопросу среди улемов наблюдаются расхождения. Так, например, аш-Шафи‘и, Абу Ханифа и большинство других улемов считают это желательным. Иначе говоря, они считают, что, если человек не выполнит обещание, это будет означать, что он лишится преимуществ, которые даёт человеку совершение доброго дела, и совершит нечто крайне нежелательное, но не греховное. Некоторые другие улемы считали выполнение обещаний обязательным. Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби аль-Малики сказал: «Наиболее уважаемым из тех, кто считал так, был ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз». Он сказал также: «Маликиты придерживались иного мнения. Они считали, что если обещание обусловлено какой-либо причиной, то выполнять его обязательно, примером чего могут служить такие случаи, когда кто-нибудь говорит: “Женись, и тогда ты получишь то-то”, или: “Поклянись, что не станешь бранить меня, и тогда ты получишь то-то”, и так далее. Если же речь идёт об обещании вообще, то выполнение его не относится к категории обязательных действий». Те улемы, которые не считали выполнение обещаний обязательным, утверждали, что обещание подобно подарку, но, по мнению большинства улемов, от обещания сделать подарок можно отказываться. Глава 288. Желательно обратиться к Аллаху с мольбой за того, кто предложит человеку свои деньги или что-нибудь ещё 876. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда (мухаджиры) приехали в Медину, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф остановился у Са‘да бин ар-Раби‘, который предложил (ему): «Я разделю с тобой своё имущество и уступлю тебе одну из своих жён, (когда закончится её срок[2038])», и (‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф) сказал: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние! /Баракя-Ллаху ля-кя фи ахли-кя ва мали-кя!/»[2039] Глава 289. Что желательно сказать мусульманину, если человек из числа находящихся под защитой [2040] сделает ему добро Знай, что мусульманину не разрешается ни обращаться к Аллаху с мольбой о прощении такого человека, ни говорить то, что не следует говорить, когда дело касается неверных, но можно молить Аллаха о том, чтобы Он указал ему путь истинный, наделил здоровьем, избавил от болезней и так далее. 877. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Как-то раз) один иудей напоил пророка, Глава 290. Что желательно говорить, если человек увидит в себе, своих детях, своём имуществе или в чём-нибудь ещё то, что ему понравится, и убоится вреда от дурного глаза 878. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, 879. Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что, когда пророк, 880. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, Улемы указывают, что здесь имеется в виду такой случай, когда человеку, который посмотрел на кого-либо (что-либо) с одобрением[2046] и сглазил это, говорят: «Омой водой те участки кожи, которых касается внутренняя поверхность твоего изара», после чего обливают водой, использованной для омовения, того, кого он сглазил. 881. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(При жизни пророка, 882. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, 883. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, – Поистине, ваш праотец[2050] просил у Аллаха защиты для Исма‘ила и Исхака, (говоря): «Прибегаю к совершенным словам Аллаха,[2051] чтобы они защитили вас от любого шайтана и (ядовитого) насекомого и от всякого дурного глаза! /А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин кулли шайтанин ва хамматин ва мин кулли ‘айнин лямматин!/»[2052] 884. Сообщается, что Са‘ид бин Хаким, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда пророк, 885. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, – Если человек, увидевший нечто такое, что ему понравилось, скажет: «Так пожелал Аллах, нет силы ни у кого, кроме Аллаха /Ма ша’а-Ллаху, ля куввата илля би-Ллях/», с этим не случится ничего дурного.[2054] 886. Передают со слов Сахля бин Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 887. Передают со слов ‘Амира бин Раби‘а, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, Имам и кади Абу Мухаммад Хусайн из числа наших товарищей, да помилует их Аллах, пишет в своей книге “Ат-та‘лик фи-ль-мазхаб”: – (Некогда) один пророк, да благословит и да приветствует Аллах всех их, посмотрел на свой народ, увидел его многочисленность, и это понравилось ему. Через некоторое время умерло сразу семьдесят тысяч человек из числа (его соплеменников), и Аллах Всевышний, слава Ему, ниспослал (этому пророку следующее) откровение: «Ты сглазил их, а если бы ты защитил их после этого, они бы не погибли». Он спросил: «Как же я мог их защитить?» Тогда Аллах Всевышний ниспослал ему другое откровение: «Тебе надо было говорить: “Я защитил вас с помощью Живого и Вечносущего, Который никогда не умрёт, и отвёл от вас (зло) с помощью слов “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого”». Тот, кто составил комментарий к этой книге, сказал: «И когда кади Хусайн смотрел на своих последователей, он всегда произносил эти слова, если ему нравилось то, что они делали», а Аллах знает об этом лучше.[2057] Глава 291. Что желательно говорить, если человек увидит то, что ему понравится, или то, что ему не понравится 888. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – Когда посланник Аллаха,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|