Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы Мухаммада аль-хадиди ат-тайри 36 глава
Глава 292. Что желательно сказать, если человек посмотрит на небо 889. В хадисе, который передал Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что в подобных случаях посланник Аллаха,
Глава 293. Что желательно говорить, если человек посчитает что-либо дурным предзнаменованием 890. Сообщается, что сподвижник Му‘авийа бин аль-Хакам ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, сказал: – И я также сказал: «О посланник Аллаха, есть среди нас люди, которые верят в дурные предзнаменования», (на что) он сказал: «Они (лишь) ощущают подобное в своих сердцах[2066], но это ни в коем случае не должно останавливать их[2067]».[2068] 891. Сообщается, что ‘Укба бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) посланника Аллаха, Глава 294. Что желательно говорить при входе в баню Некоторые улемы считают, что тому, кто собирается войти в баню, желательно помянуть Аллаха Всевышнего, обратиться к Нему с мольбой о рае и попросить защиты от пламени ада. 892. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,
Глава 295. Что желательно сказать тому, кто купит раба, рабыню или верховое животное, и что желательно сказать после того, как человек отдаст долг 893. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[2072] сказал: – Пророк, В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, 894. Сообщается, что сподвижник ‘Абдуллах бин Абу Раби‘а, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) пророк, Глава 296. Что желательно говорить тому, кто нетвёрдо держится на коне, и с какой мольбой к Аллаху желательно за него обратиться 895. Сообщается, что Джарир бин ‘Абдуллах аль-Баджали, да будет доволен им Аллах, сказал: – Я пожаловался пророку, Глава 297. Знающему, как и любому другому человеку запрещается говорить с людьми о том, чего они не понимают, как запрещается делать это, если есть основания опасаться, что они исказят смысл сказанного и станут связывать не с тем, что имелось в виду Аллах Всевышний сказал: {И направляли Мы (как) посланника только того, (кто мог наставлять людей) на языке своего народа…}[2076]
896. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что, когда Му‘аз, да будет доволен им Аллах, стал проводить общую молитву слишком долго, посланник Аллаха, 897. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Говорите с людьми о том, что им будет понятно. Неужели хотите вы, чтобы на Аллаха и Его посланника, Глава 298. Знающему и увещевающему следует призвать присутствующих к молчанию, чтобы они ни на что не отвлекались, слушая его 898. Передают со слов Джарира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что во время прощального паломничества пророк, Глава 299. Что следует сказать человеку, который служит примером для других, если он сделает то, что покажется людям ошибочным, хотя на самом деле будет правильным Знай, что улему, кади, муфтию, шейху, занятому воспитанием учеников, как и всем тем, с кого другие берут пример и у кого учатся, следует избегать любых слов и действий, представляющихся людям ошибочными, даже если такой человек поступает правильно. Объясняется это тем, что совершение подобных действий может повлечь за собой дурные последствия. Так, например, многие из тех, кто узнает о его поступке, будут считать, что поступать подобным образом разрешается в любых случаях, и решат, что это делается на основании такого установления шариата, действие которого не ограничено временными рамками. Это может привести и к тому, что люди начнут умалять достоинство такого человека и станут говорить об этом открыто. Одним из возможных последствий может стать то, что у людей сложится плохое мнение о таком человеке, и будут избегать его, а вслед за ними учиться у него перестанут и другие. В результате он лишится своего авторитета как передатчик хадисов, его свидетельство не будет иметь силы, а фетвы перестанут применяться на практике, и люди утратят доверие к тому, чему он будет их учить. Таковы очевидные дурные последствия, и следует стараться избегать любого из них в отдельности, не говоря уже об их совокупности. Если ему потребуется совершить какое-либо действие такого рода, в правильности которого он будет уверен, не следует делать это открыто. Если же он сделает это открыто, или об этом станет известно помимо его воли, или он посчитает, что открытое совершение этого принесёт пользу, поскольку позволит людям узнать о дозволенности этого в силу существования соответствующего установления шариата, тогда ему следует сказать: «То, что я сделал, запретным не является», или: «Я поступил так только для того, чтобы вы знали, что это не является запретным, если будет совершаться так, как было совершено мною, поскольку на это указывает то-то и то-то».
899. Сообщается, что Сахль бин Са‘д ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, сказал: – Я видел, как посланник Аллаха, К теме этой главы имеют отношение и многие другие хадисы, два из которых приводятся ниже. 900. Передают со слов жены пророка, 901. Сообщается, что (однажды) ‘Али, да будет доволен им Аллах, выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как посланник Аллаха,
Глава 300. Что желательно сказать последователю, если тот, за кем он следует, совершит такой поступок или сделает нечто подобное Знай, что если последователь какого-нибудь шейха или кого-либо из тех, кто служит примером для людей хоть в чём-то, увидит, что его учитель совершил поступок, который со стороны представляется противоречащим тому, что одобряется шариатом, ему следует спросить о причине этого для того, чтобы получить необходимые указания. Это позволит учителю или шейху исправить положение, если он сделал это по забывчивости. Если же учитель, который сделал что-то намеренно, поступил правильно, он сможет разъяснить ученику смысл своего поступка. 902. Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Когда посланник Аллаха, Усама задал это вопрос, так как он посчитал, что пророк, 903. Сообщается, что однажды Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал (пророку, 904. Сообщается, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: – В день завоевания Мекки пророк, Глава 301. Побуждение к обращению за советом Аллах Всевышний сказал: {…и советуйся с ними о делах…}[2097] К теме данной главы имеет отношение также множество достоверных хадисов. Священный айат, который был приведен нами выше, избавляет нас от необходимости во всём прочем, поскольку если в Книге Аллаха Всевышнего прямо указывается, что пророку, Знай, что любому, кто задумает сделать что-либо, желательно посоветоваться с человеком, в опытности, благочестии и благожелательности которого он уверен. Желательно также обратиться за советом к нескольким таким людям и постараться найти их как можно больше. Человек должен рассказать каждому из них, в чём состоит его цель, и объяснить, какую пользу и какой вред это может принести, если ему хоть что-нибудь известно об этом. Правителям, судьям и прочим представителям власти непременно нужно обращаться за советами к другим. Во многих известных достоверных хадисах сообщается о том, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спрашивал совета у своих товарищей и следовал их советам. Польза таких обращений заключается в том, что, если человек, у которого просят совета, обладает вышеупомянутыми качествами, и то, что он посоветует, не приведёт ни к чему дурному, то с его мнением можно будет согласиться. Что же касается человека, к которому обратятся за советом, то ему следует приложить все силы, чтобы дать добрый совет, и хорошо обдумать всё, что он будет говорить. 905. Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) пророк, 906. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, Глава 302. Побуждение к произнесению добрых слов Аллах Всевышний сказал: {…и проявляй мягкость по отношению к верующим}.[2100] 907. Передают со слов ‘Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 908. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, 909. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) пророк, Глава 303. О том, что желательно говорить ясно и разъяснять смысл сказанного тому, кому это было сказано 910. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, 911. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, Глава 304. О шутках 912. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – Пророк, 913. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) пророк, 914. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) один человек пришёл к пророку, 915. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды люди) сказали: «О посланник Аллаха, ты ведь подшучиваешь над нами!» – на что он ответил: «Поистине, я не говорю ничего, кроме правды».[2114] 916. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, Улемы говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек, подшучивающий над другими, утрачивает чувство меры и начинает шутить постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они вызывают непрерывный смех, делают грубыми сердца, а также отвлекают от поминания Аллаха Всевышнего и размышлений о религии. Кроме того, во многих случаях подобные шутки бывают обидными, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же человек способен избежать всего этого, тогда шутки относятся к категории дозволенного /мубах/, иначе говоря, к таким действиям, которые совершал и посланник Аллаха, Глава 305. Ходатайство Знай, что желательно обращаться с ходатайствами за других к представителям власти и не только к ним, но и к таким людям, которые обладают теми или иными правами,[2117] равно как и к тем, кому поручается взимание платы или взыскание долгов. Однако если дело касается ходатайства об отмене установленного шариатом наказания /хадд/ или о таком деле, отказываться от которого нельзя, например, об обращении к опекуну ребёнка (безумца) или распорядителю вакфа[2118] с ходатайством об отказе от части предоставленных ему прав, тогда ходатайство является запретным. Это значит, что любому мусульманину, которому известно об этом, запрещается обращаться с подобными ходатайствами, равно как удовлетворять их или способствовать их удовлетворению. Указаниями на всё то, о чём мы упомянули, служат соответствующие айаты Корана, хадисы и слова улемов. Так, например, Аллах Всевышний сказал: {Тот, кто обратится с хорошим ходатайством[2119], получит от него свой удел[2120], а тот, кто обратится с дурным ходатайством, понесёт (часть) бремя (греха). Поистине, Аллах – Всемогущий}.[2121] Слово “Мукыт”, использованное в приведенном выше айате, означает “Всемогущий”. Так считают знатоки арабского языка, в том числе Ибн ‘Аббас и другие толкователи Корана. По мнению некоторых других, “Мукыт” означает “Хранитель”, иные же говорят, что “Мукыт” – это Тот, Кто обеспечивает пропитанием все живые существа. Аль-Кальби сказал: «“Мукыт” – это Тот, Кто воздаст за хорошее и дурное». Некоторые другие считали, что “Мукыт” означает “Свидетель”, что имеет отношение к слову “Хранитель”.[2122] Что касается упомянутого в этом айате ходатайства, то в большинстве своём улемы считают, имеются в виду обычные ходатайства, с которыми люди обращаются друг за друга, а Аллах знает об этом лучше. 917. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда к пророку, В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, В той версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд и которая служит разъяснением версий, приводимых аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что пророк, 918. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Мужем Бариры был один раб по имени Мугис, и я будто и сейчас вижу, как он, плача, идёт за ней и слёзы текут по его бороде. И пророк, 919.[2126] Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (В своё время) ‘Уйайна бин Хисн приехал в Медину и остановился у своего племянника аль-Хурра бин Кайса, относившегося к числу тех, кого приближал к себе ‘Умар, да будет доволен им Аллах, в совете которого всегда присутствовали чтецы Корана независимо от того, зрелыми людьми они были или молодыми. ‘Уйайна сказал своему племяннику: «О сын моего брата, ты занимаешь высокое положение при этом правителе, попроси же его принять меня». (Аль-Хурр бин Кайс) обратился к ‘Умару с такой просьбой и получил на это его согласие. Явившись (к ‘Умару, да будет доволен им Аллах, ‘Уйайна) сказал: «Слушай, о Ибн аль-Хаттаб, клянусь Аллахом, ты многого не даёшь нам и правишь нами несправедливо!» (Услышав эти слова,) ‘Умар, да будет доволен им Аллах, разгневался так, что даже хотел подвергнуть его наказанию, но аль-Хурр сказал ему: «О повелитель правоверных, поистине, Аллах Всевышний сказал Своему пророку: {Прощай, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных!}[2127] – что же касается этого, то он как раз и относится к числу невежественных». И, клянусь Аллахом, после того как (аль-Хурр) прочитал этот айат, ‘Умар не сделал ничего такого, что противоречило бы его смыслу, поскольку он неуклонно придерживался (установлений) Книги Аллаха Всевышнего.[2128] Глава 306. О том, что желательно сообщать людям добрые вести и поздравлять их Аллах Всевышний сказал: {И когда он стоял в михрабе и молился, ангелы воззвали к нему: “Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о Йахйе…”»[2129] Аллах Всевышний также сказал: «Когда Наши посланцы явились к Ибрахиму с радостной вестью…}[2130] Аллах Всевышний также сказал: {Наши посланники, которые принесли Ибрахиму радостную весть…}[2131] Аллах Всевышний также сказал: {И Мы порадовали его вестью о кротком сыне}.[2132] Аллах Всевышний также сказал: {…они сказали: “Не бойся”, и порадовали его весть о знающем ребёнке}.[2133] Аллах Всевышний также сказал: {Они сказали: “Не бойся – поистине мы порадуем тебя вестью о разумном ребёнке”}.[2134] Аллах Всевышний также сказал: {А его жена стояла (там) и смеялась; Мы же порадовали её вестью об Исхаке, а после Исхака – о Йа‘кубе}.[2135] Аллах Всевышний также сказал: {Вот ангелы сказали: “О Марйам! Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о слове от Него[2136]…”}[2137] Аллах Всевышний также сказал: {Это – то, чем радует Аллах Его рабов, которые уверовали и совершали праведные дела}.[2138] Аллах Всевышний также сказал: {Так обрадуй же рабов Моих, * которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них}.[2139] Аллах Всевышний также сказал: {Поистине, к тем, кто говорил: “Господь наш – Аллах”, а потом придерживался прямоты[2140], нисходят ангелы, (возвещая): “Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!”}[2141] Аллах Всевышний также сказал: {В тот День ты увидишь, как свет верующих мужчин и женщин будет изливаться перед ними и справа от них, (и им будет сказано): “Сегодня (возвещается) вам радостная весть о садах, где внизу текут реки…”}[2142] Аллах Всевышний также сказал: {Порадует их Господь их вестью о милости от Него, и о благоволении (Его), и о садах, в которых (их ждёт) вечное блаженство }. [2143]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|