Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях




Вопрос № 69

Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Учение – это деятельность общества по подготовке к труду, это передача опыта в форме стихийной или специальной.

Обучение – специально организованная, целенаправленная, особо регулируемая и контролируемая обществом форма учения.

Научение – результат учения, возникновение психических новообразований.

Воспитание – целенаправленно организуемый обществом процесс формирования личности.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий в сфере научных понятий и саморазвития.

Учебный процесс – через него учащийся изменяет самого себя.

Общая цель обучения психологии - нахождение эффективных способов реализации обучающимися потребности в познании и самопознании, в проф. и личностном самосовершенствовании и самоактуализации.

Основные сферы реализации курса психологии в качестве учебной дисциплины:

- среднее общеобразовательное учреждение,

- среднее специальное учебное заведение,

- высшуе учебное заведение различного профиля,

- специализированное высшее учебное заведение по подготовке психологов.

Основные цели обучения психологии в школе: освоение обучающимися основных психологических понятий, необходимых для реализации их в практические формы взаимодействия с окружающей действительностью; интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся; формирование таких черт характера и общечеловеческих ценностей как адаптивность к социальному окружению, терпение, толерантность, восприимчивость в другим, готовность к оправданному риску и решению проблем в неоднозначной ситуации.

Цель психологического образования в среднем специальном учебном заведении и в высшем для студентов-непсихологов – психологическая грамотность для взаимопонимания, обучения, руководства (Климов).

Цель изучения психологии студентами-психологами – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Основа содержания учебного курса – концепция единства теории и практики обучения, предполагающая теоретико-методологическое обеспечение реализуемых на практике основных методологических положений процесса обучения психологии.

Основные принципы отбора содержания:

- принцип целостности в подходе к изучению психических явлений;

- принцип соответствия потребностям возраста с учётом зон актуального и ближайшего развития учащегося (особенно, в школе. В частности, логика построения целостной системы психологического образования учащихся в школе, начиная с 3-го класса следующая: познавательные и эмоционально-волевые психические процессы; психические свойства личности: способности, характер, темперамент; психология общения; человек в группе и коллективе; психология деятельности; психология личности; психология самоопределения; психология как наука и практика).

Основные положения конструирования предметного содержания учебного курса:

- разработка концепции учебного курса относительно парадигм науки,

- формирование смыслополагания и создание мотивации обучения психологии.

Специфика содержания курса психологии в среднем специальном учебном заведении строится по принципу профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. В частности, преподают такие дисциплины как Психология, Психология и педагогика, Человек и его потребности, Психология общения и т.д.

Специфика содержания курса психологии для студентов-психологов ориентируется на:

- полипарадигмальность психологии (т.е. наличие нескольких направлений – психоанализ, бихевиоризм¸когнитивизм, отечественная и т.д.),

- принцип целостности в подходе к изучению психических явлений (соответственно, последовательно идут дисциплины Общая психологии, Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, Возрастная психология, Социальная психология и т.д.),

- наличие различных отраслей психологии (Организационная психология, Психология труда, Психология управления, психология семейных отношений и т.д.),

- различные направления деятельности психолога (Основы СПТ, Основы психологического консультирования, Методика преподавания психологии, Психодиагности и т.д. плюс спец. практикумы),

- научный подход, различающий научную и житейскую психологию (Анатомия ЦНС, Физиология ВНД, методы исследования, методология).

Вопрос 70

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях

Одной из заметных тенденций последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных за­ведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбира­ют его достаточно часто. В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных кур­сов по психологии в школах.

Одной из новых тенденций преподавания психологии в послед­нее десятилетие становится то, что психология уже часто преподается не только в старших классах (Немов; Климов), но также в среднем (Цукерман; Савина; Попова) и начальном (Никольская, Бардиер; Вач­ков; Бабаева; Карандашев) звене школы. Разрабатываются программы, в рам­ках которых психология преподается на разных ступенях общего образования (Серебрякова; Реан, Гатанов, Баранов).

Целью преподавания психологии в школе можно считать овладение каждым школьников элементарной психологическо культурой, которая является частью общей культуры.

Задачи преподавания психологии в школе:

- формирование у школьников общих представлений о психологии как науке.

- оказание детям помощи в открытии внутреннего мира.

- пробеждение интереса ребёнка к другим людям и к себе.

- развитие интеллектуальной и эмоционаьной сферы.

- развитие самосознания.

- раскрытие сущности личностной направленности.

- понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

В настоящее время существует два основных типа программ обучения психо­логии в российских школах:

1) предметно-ориентированные;

2) личностно-ориентированные.

В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень зна­ний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также уме­ния их практического использования. В программах личностно-ориентированного типа уроки психологии выступа­ют как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя мо­жет подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы.

Из опубликованных работ примеры программ предметно-ориентированного типа представляют: книга для учащихся по психологии Я. Л. Коломинского, пособие для учащихся Р. С. Немова, учебник для средней школы Е. А. Климова, учебное пособие по психологии для начальной школы под редакцией И. В. Дубровиной.

Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и мето­дам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебного расписания, а участие в них являет­ся добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других - добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенного времени являет­ся обязательным (как и во многих психологических тренингах).

Из опубликованных работ примеры программ личностно-ориентированного типа представляют книги Ю. М. Забродина и М. В. Поповой, Г. А. Цукерман, И. Никольской и Г. Бардиер, М. В. Поповой.

Уроки предметно-ориентированного и личностно-ориенти­рованного типа различаются по своим целям и задачам. Но и те и другие имеют ценность для расширения психологического образования и повышения психоло­гической культуры школьников и могут использоваться в системе учебно-воспитательной работы школы: уроки предметно-ориентированного типа в качестве классических уроков, уроки личностно-ориентированного типа в качестве вне­классных занятий. Таким образом, расширятся обучающие и развивающие воз­можности психологии.

Психологические знания нередко используются на уроках человековедения и человекознания, которые стали появляться в некоторых школах в 90-х гг. XX в. (Аверченко и Антилогова; Маленкова; Гуревич; Колмогорова).

В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьни­ков может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:

1) уроки психологии предметно-ориентированного типа;

2) уроки по другим школьным предметам;

3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.

В 1990-х гт. в российское психологическое образование была внедрена многоуровневая система подготовки психологов, аналогич­ная американской.

В соответствии с ней первый уровень образования предполагает присвоение степени бакалавра. Второй уровень системы психологического образова­ния - степень магистра психологии. В настоящее время подготовку по таким про­граммам проводит небольшое количество вузов России. Для получения этой степени обычно необходимо пройти 2-летний курс обучения после получения степени бакалавра. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии.

Особенностью базового психологического образования в России является то, что высшее образование самым тес­ным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Кроме того, российское высшее психологическое образование отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологиче­ских дисциплин.

Полный курс базового высшего психологического образования дает достаточ­ную квалификацию для того, чтобы начать самостоятельную психологическую деятельность. Министерство высшего образования и психологические организа­ции разрабатывают определенные критерии и требования для того, чтобы обеспе­чить высокий уровень образования и профессиональной подготовки психологов (гос. стандарты, ключевые компетенции).

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:

1. «020400 - Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподава­тель психологии».

2. «031000 - Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-пси­холог».

3. «022700 - Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клини­ческий психолог).

Цель изучения психологии студентами-психологами – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Билет 71

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...