Бихевиорально ориентированные группы (Тренинг жизненных умений)
В западной психологической традиции основоположником научного бихевиоризма считается русский ученый И. П. Павлов, но отечественные психологи выдвигают вперед имя Джона Уотсона. В самом элементарном виде суть состоит в следующем: если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции (по теории И. П. Павлова). Б-группы имеют определенное сходство с Т-группами в том, что занятия в этих группах непосредственно связаны с выработкой определенных навыков социального взаимодействия, проявляющихся на уровне поведения, так как изменение реакций может осуществиться только в присутствии и при помощи окружающих людей, т. е. самой группы тренинга. Если в Т-группах важное значение придается процессам групповой динамики, то в Б-группах групповая динамика в принципе не рассматривается как нечто существенное или же принимаются в расчет сугубо прагматические ее стороны, т. е. с точки зрения непосредственной помощи каждому члену группы. Обычно эти занятия называются тренингами жизненных умений (или просто умений). Их задача - обучить участников справляться с теми или иными проблемами, выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам поредством репетиции поведения. Психодраматический подход (Тренинг решения личностных проблем) Заслуга возникновения психодрамы - одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в групповой работе - принадлежит Д. Морено. Сущность этого метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством режиссера - ведущего в специально организованном пространстве и с помощью специальных приемов. В отличие от традиционных театральных постановок на сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (как в психодраме) либо специфические социальные роли (как в социодраме). Таким образом, автором инсценировки становится сам член группы, которому помогают режиссер и другие участники. Важное значение придается спонтанности и искренности, актерские же умения не играют роли, зачастую они даже мешают инсценировке. В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис - внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, который способствует инсайту - «озарению», иному видению и осмыслению ситуации, необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем.
Гуманистический подход - группы встреч Чаще всего с этим направлением группового движения связывают имена К. Роджерса и У. Шутца. Одна из характерных особенностей в этом движении - максимально недирективный стиль управления группой. Позиция руководителя здесь совершенно иная: ведущий отказывается направлять и организовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации и вынуждая их проявлять активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит с ними в группе. Проявления негативных эмоций не тормозятся, участники, их проявившие, наказанию не подвергаются, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые (а не только социально одобряемые) чувства. Впоследствии опыт проявления негативных эмоций конструктивно перерабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаимного доверия и открытости. Ведущий выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания. В качестве основных признаков групп встреч выдвигаются самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь».
Трансактный анализ Трансактный анализ (анализ взаимодействий), основоположником которого является Эрик Берн, имеет в своей основе концепцию психоанализа, которую Э. Берн несколько видоизменил в соответствии со своим пониманием, развил в определенном направлении. По Э. Берну, в каждый данный момент времени индивид существует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Трансактный анализ был разработан преимущественно для групповых занятий. Первоначально применяемые лишь в психотерапевтических целях, впоследствии ТА-группы получили широкое распространение в качестве психологического метода, помогающего людям подойти рационально к анализу собственного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизненный стиль - сценарий. В случае, если у человека возникает желание произвести в себе или своем поведении, образе жизни какие-то изменения, он сообщает об этом тренеру и заключает с ним своеобразный двусторонний договор, или контракт, формулирующий ясно и однозначно цель, которую пациент хотел бы достигнуть с помощью психотерапевта. На занятиях ТА-групп участники групп обучаются распознавать, в какие психологические игры они вовлечены в процессе общения и какие виды манипуляций в них используются; как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как исполняющие их люди обмениваются этими ролями. В ходе занятий участники достигают инсайта - момента озарения, когда становятся ясными подлинные мотивы тех или иных поступков. Работа над контрактами помогает участникам группы разрешать психологические проблемы в реальной жизни, лучше осознавать свои потребности, добиваться более искренних и открытых отношений с другими людьми, естественнее проявлять себя в общении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|