Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бихевиорально ориентированные группы (Тренинг жизненных умений)




В западной психологической традиции основоположником научного бихевиоризма считается русский ученый И. П. Павлов, но отечественные психологи выдвига­ют вперед имя Джона Уотсона.

В самом элементарном виде суть состоит в следующем: если свой опыт человек приобретает посредством научения, то для исправления неадекватного поведения необходимо отучить его от неэффективных реакций и переучить, выработав более адаптивные реакции (по тео­рии И. П. Павлова). Б-группы имеют определенное сходство с Т-группами в том, что занятия в этих группах непосредственно связаны с выработкой опре­деленных навыков социального взаимодейст­вия, проявляющихся на уровне поведения, так как изменение реакций может осуществиться только в присутствии и при помощи окружа­ющих людей, т. е. самой группы тренинга.

Если в Т-группах важное зна­чение придается процессам групповой дина­мики, то в Б-группах групповая динамика в принципе не рассматривается как нечто су­щественное или же принимаются в расчет сугубо прагматические ее стороны, т. е. с точ­ки зрения непосредственной помощи каждому члену группы. Обычно эти занятия называются тренингами жизненных умений (или просто умений). Их задача - обучить участников справляться с теми или иными проблемами, выработать умение приспосабливаться к оп­ределенным жизненным обстоятельствам поредством репетиции поведения.

Психодраматический подход (Тренинг решения личностных проблем)

Заслуга возникновения психодрамы - од­ного из наиболее влиятельных и плодотвор­ных течений в групповой работе - принадлежит Д. Морено.

Сущность этого метода состоит в поста­новке спектаклей членами группы под руко­водством режиссера - ведущего в специально организованном пространстве и с помощью специальных приемов. В отличие от традиционных театральных постановок на сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (как в психодраме) либо специфические социаль­ные роли (как в социодраме). Таким образом, автором инсценировки становится сам член группы, которому помо­гают режиссер и другие участники. Важное значение придается спонтанности и искрен­ности, актерские же умения не играют роли, зачастую они даже мешают инсценировке. В момент кульминации психодраматиче­ского действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис - внутреннее очищение, момент эмоциональ­ного отреагирования, который способствует инсайту - «озарению», иному видению и ос­мыслению ситуации, необходимому для раз­решения внутри- и межличностных проблем.

Гуманистический подход - группы встреч

Чаще всего с этим направ­лением группового движения связывают име­на К. Роджерса и У. Шутца. Одна из характерных особенностей в этом движе­нии - максимально недирективный стиль управления группой. Позиция руководителя здесь совершенно иная: ведущий отказывается направлять и ор­ганизовывать деятельность участников, создавая ситуацию фрустрации и вынуждая их про­являть активность и принимать на себя ответственность за все, что происходит с ними в группе. Проявления негативных эмоций не тормозятся, участники, их проявившие, нака­занию не подвергаются, чтобы они осознали возможность откровенно высказывать любые (а не только социально одобряемые) чувства.

Впоследствии опыт проявления негативных эмоций конструктивно перерабатывается группой, и в ней возникает атмосфера взаим­ного доверия и открытости. Ведущий выступает в качестве модели са­мораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как и остальные участники. Он должен быть внимательным и заботливым, создавая в группе обстановку принятия и эмпатического взаимопонимания. В качестве основных признаков групп встреч выдвигаются самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физи­ческого «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь».

Трансактный анализ

Трансактный анализ (анализ взаимодейст­вий), основоположником которого является Эрик Берн, имеет в своей основе концепцию психоанализа, которую Э. Берн несколько ви­доизменил в соответствии со своим пониманием, развил в определенном направлении. По Э. Берну, в каж­дый данный момент времени индивид суще­ствует в одном из трех основных состояний, именуемых состояниями Эго: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок».

Трансактный анализ был разработан преи­мущественно для групповых занятий. Перво­начально применяемые лишь в психотерапев­тических целях, впоследствии ТА-группы по­лучили широкое распространение в качестве психологического метода, помогающего лю­дям подойти рационально к анализу собст­венного и чужого поведения, лучше осознать себя и структуру своей личности, а также сущ­ность взаимодействия с другими людьми и внутренне запрограммированный жизнен­ный стиль - сценарий.

В случае, если у чело­века возникает желание произвести в себе или своем поведении, образе жизни какие-то изменения, он сообщает об этом тренеру и заключает с ним своеобразный двусторонний договор, или контракт, формулирующий ясно и однозначно цель, которую пациент хо­тел бы достигнуть с помощью психотерапев­та. На занятиях ТА-групп участники групп обу­чаются распознавать, в какие психологиче­ские игры они вовлечены в процессе обще­ния и какие виды манипуляций в них используются; как при этом распределяются роли жертвы, преследователя и спасителя и как ис­полняющие их люди обмениваются этими ро­лями.

В ходе занятий участники достигают инсайта - момента озарения, когда становят­ся ясными подлинные мотивы тех или иных поступков. Работа над контрактами помогает участ­никам группы разрешать психологические проблемы в реальной жизни, лучше осозна­вать свои потребности, добиваться более иск­ренних и открытых отношений с другими людьми, естественнее проявлять себя в обще­нии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...