Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления современной психотерапии




 

Психоанализ. Основоположник З. Фрейд. Ключевыми понятиями психоанализа являются: свободные ассоциации, перенос и интерпретация. Техника свободного ассоциирования основана на трех предположениях: все мысли направлены к тому, что является значимым; потребность пациента в психотерапии и значение того, что его лечат, поведут его ассоциации в направлении значимого, за исключением того случая, когда действует сопротивление; сопротивление проявляет себя во время сеансов в невозможности свободно ассоциировать. Посредством переноса пациент перемещает на психоаналитика чувства, мысли, фантазии, вызванные ранее действовавшими в жизни пациента фигурами. Интерпретация: в своих заявлениях психоаналитик приписывает сновидениям, симптомам и цепочке свободных ассоциаций пациента некоторое дополнительное значение по сравнению с тем, как расценивает эти феномены сам пациент. Классическим примером интерпретации служит толкование сновидений.

Техника психоанализа связана с разработанными Фрейдом теорией общего психического развития, включающей понятия психического аппарата и стадий развития детской сексуальности, и теорией психологического происхождения неврозов. В соответствии с психоаналитической теорией психическая активность бывает двух видов: сознательной и бессознательной. Первый вид – это непосредственно данное. Предсознательное – это мысли, которые являются бессознательными в определенный момент времени, однако не подавлены и поэтому способны стать сознательными. Бессознательное – это часть души, в которой психические процессы являются бессознательными по функционированию, то есть воспоминания, фантазии, желания, существование которых можно только подразумевать или которые становятся сознательными только после преодоления сопротивления. Бессознательное, по З. Фрейду, - Ид, сознательное – Эго. Супер-эго – это та часть Эго, в которой развиваются самонаблюдение, самокритика и другие рефлексивные деятельности, где локализуются родительские установки. В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд дал определение понятию «либидо» - это меняющаяся количественная сила, которой можно измерять все процессы и превращения в области сексуального возбуждения.

Психоанализ утверждает, что взрослое поведение можно интерпретировать как совершенствование детского поведения. Психоанализ постулирует ряд стадий развития детской сексуальности, через которые проходит индивид: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии. Регрессия – это защитный процесс, посредством которого субъект избегает тревоги через возвращение к более ранней стадии развития сексуальности и Эго. Сублимация – процесс, посредством которого инстинктивная энергия разряжается в неоинстинктивных формах поведения.

Поведенческая психотерапия. Одно из ведущих направлений современной психотерапии. Цель – главным образом, формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль (Фрэнкс, Вилсон). Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу поведенческой психотерапии. И. П. Павлов и Уотсон исключали значение промежуточных переменных и ограничивали исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения. Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка и Скиннера подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер в возникновении и укреплении поведения.

Поведенческая психотерапия, по Фейдимену и Фрейгеру, 1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами; 2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности; 3) позитивное терапевтическое отношение – необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии; 4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором фокусируется терапия, а не как симптомы лежащей за ними проблемы; 5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях психотерапии.

Согласно теории социального научения, люди учатся на опыте других, посредством процессов, известных как «викарное обусловливание» и «викарное научение». В основе поведенческой терапии лежит модель научения человеческого поведения. Второе положение – приверженность научному методу. Поведенческая терапия стремится к тому, чтобы в результате лечения пациент приобрел так называемый «коррективный опыт научения», который предполагает приобретение новых умений совладания, повышение коммуникативной компетентности, преодоление дезадаптивных стереотипов и деструктивных эмоциональных конфликтов.

Рационально-эмотивная психотерапия. Метод психотерапии, развитый в 50-х гг. XX в. А. Эллисом. Выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности. Оценочные когниции отражают отношение к этой реальности. Дескриптивные когниции соединены с оценочными когнициями. Не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие их, их оценка.

Терапия имеет две цели: оказание помощи в устранении эмоциональных расстройств и в превращении пациентов в более полно функционирующих индивидов. Расстройства в эмоциональной сфере являются результатом нарушений в когнитивной сфере – иррациональных установок. Эллис выделяет 4 группы таких установок: 1) установки долженствования; 2) Установки преувеличения; 3) Установки обязательной реализации своих потребностей; 4) оценочная установка.

По Эллису, иррациональные установки – это жесткие эмоционально-когнитивные связи. Они имеют характер предписания, требования, приказа, поэтому они обычно не соответствуют реальности. У нормально функционирующего человека имеется рациональная система установок, которую можно определить как систему гибких эмоционально-когнитивных связей. Основной догмат рационально-эмотивной психотерапии: эмоциональные нарушения вызываются иррациональными убеждениями. Эти убеждения иррациональны, потому что пациенты не принимают мир таким, каков он есть. Работа психотерапевта сводится сначала к опознанию иррациональных установок, затем к конфронтации с ними и пересмотру их, закреплению функционирования рациональных (гибких) установок.

Когнитивная психотерапия. Основные положения были сформулированы Беком. Восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Аберрация – нарушения переработки информации (обозначение, селекция, интеграция, интерпретация), которые искажают видение объекта или ситуации. Это является причиной неадекватных эмоциональных реакций. Главные задачи когнитивной психотерапии – осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.

Когнитивная психотерапия относится к инсайт-ориентированным видам психотерапии. Инсайт рассматривается как процесс установления связи между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он направлен на раскрытие значения, которое индивид придает внешнему окружению и внутренним ощущениям. Когнитивная психотерапия стремится достичь структурных изменений в личности, в ее регулятивной системе, чтобы пациент соответствовал требованиям окружения и находился в большей гармонии с собственными потребностями.

Гештальт-терапия. Метод создан Ф. Перлзом. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации.

Различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его Я-концепции. Ретрофлексия наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Дефлексия – это уклонение от реального контакта. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между Я и окружением. В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности. Основная цель гештальт-терапии состоит в интеграции их. Принципы гештальт-терапии: 1) Принцип «сейчас» - это концепция того, что и как делает индивид в данный момент; 2) Принцип «я – ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми; 3) Принцип субъективизации высказываний; 4) Континуум сознания – концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний.

Психодрама (Морено). Метод групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников, в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях. Проживая важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катарсический эффект.

Телесно-ориентированный подход (Райх, Лоуэн).

а) Вегетотерапия Райха. Любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей». Можно распуская эти панцири, высвободить энергию и этим облегчить душевные страдания. Основные приемы – массаж, дыхание, различные двигательные упражнения, голосовые упражнения.

б) Биоэнергетика Лоуэна. Основная цель терапии – возвращение человека к его первичной природе, т. е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь. В процессе социализации человек уходит от собственных первичных потребностей. Возвращение к телу осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, вербальных способах высвобождения задержанной эмоции.

в) Первичная терапия Янова. В результате неудовлетворенных базовых потребностей у человека накапливается «первичная боль», воплощающаяся в напряжении. Человек должен вновь прожить события отдаленного прошлого, положившего начало «первичной боли».

Психосинтез (Ассаджиоли). Рассматривается семь составляющих личности: низшее бессознательное, среднее бессознательное; высшее бессознательное, поле сознания, сознательная самость (Я), высшая самость, субличность. В процессе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенное открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

Трансперсональный подход (Гроф). Особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с «коллективным бессознательным», «сверхсознанием» и т.д. Метод – ребефинг (холотропное дыхание).

Групповая психотерапия.

Термин «групповая психотерапия» ввел Морено в 1932 г. В клинике неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве Исурина, Б. Биго, Ч. Чабола выделили следующие методы групповой психотерапии:

1. Дискуссионная психотерапия - нацелена на продуктивное решение групповой задачи. Использования данного метода позволяет:

• Сопоставлять противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.

• Уточнить взаимные позиции.

• Устранить эмоциональную предвзятость в опенке позиции партнеров.

• Выработать групповое решение и т.д.

2. Интеракционно-коммуникативные методы (психодрамма, гештальт - техника, трансактный анализ). На изменение установок клиента под влиянием психодрамматического разыгрывания ролей положительное воздействие оказывают:

• Предоставление клиенту свободного выбора относительно как самого участия в психодраматической сцене, так и играемой им роли.

• Вовлечение клиента в исполнительскую деятельность.

• Получение клиентом позитивного подкрепления со стороны группы после разыгрывания им роли.

Три основные части психодрамы (по Морено):

a. разминка,

b. собственно психодраматическая игра,

c. обмен чувствами и оценками. Используются такие техники, как: перемена ролей, монолог, «зеркало» и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...