Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии
СУ – это психический феномен, выражающий отношение человека к различным социально значимым объектам – к окружающим людям, группам и социальным институтам, к произведениям культуры, науки и искусства, к видам и способам деятельности, к стилям жизни и т.д. Синоним СУ – аттитюд. Аттитюд в1918 г. предложили Томас и Знанецки: «Польский крестьянин в Европе и в Америке» – это личная переписка эмигрантов из Польши. Цель – выявить социальные установки при переезде в новую страну. Они установили 2 зависимости, связанные с процессом адаптации - зависимость индивида от социальной организации и наоборот.Две стороны этого явления они назвали социальной ценностью и социальной установкой – аттитюд. Это психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Традиция изучения СУ сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Аттитюд понимался как: - определенное состояние сознания и НС; - выражающее готовность к реакции; - организованное на основе предшествующего опыта; - оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Социальная установка является результатом реализации прогнозирования как общей стратегии оптимального управления в живых системах. Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении и деятельности.
Функции аттитюдов: 1. Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. 2. Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту. 3. Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности. 4. Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. Через усвоение установок происходит социализация, выделяют: 1. Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию. 2. Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки. Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека. В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки: 1. Когнитивный – осознание объекта социальной установки (на что направлена СУ). 2. Эмоциональный (аффективный) – оценка объекта СУ на уровне симпатии и антипатии. 3. Поведенческий – последовательность поведения по отношению к объекту СУ. Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию. Аттитюды являются также основным предметом многочисленных прикладных социально-психологических и социологических исследований. Они выступают как главная зависимая переменная в опросах общественного мнения, в исследованиях трудовой деятельности, социально-психологического климата, спроса на разнообразные потребительские товары и т. д.
Процесс формирования человека - это процесс постепенного вхождения в окружающую среду, приспособление к этой среде, освоение ряда социальных ролей и функций. Вхождение в социальную среду происходит в течение всей жизни, а не только в раннем возрасте. Отбор (фильтрация) внешних воздействий - первый характерный этап становления системы установок личности. Парадокс Лапьера и попытки его интерпретации. Наличие негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда (эксперимент по посещению гостиниц с двумя китайцами). Объяснения: 1. М.Рокич. У человека существуют одновременно два аттитюда - на объект и на ситуацию, включаться может то один, то другой. Аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию – хозяин отеля в конкретной ситуации следовал согласно принятым нормам сервиса. 2. Кац и Скотденд. В разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компонент аттитюда и поэтому результат будет различным. 3. Аронсон. Установлены причины, осложняющие воздействие аттитюда не поведение и факторы, которые могут противостоять этим причинам. Сила аттитюда (ответ на стимул возникает немедленно), ожидаемость аттитюда (я так и знал!). Были оговорены условия, при которых положение о влиянии аттитюда на поведение сохраняло свое значение. 4. Айзен и Фишбан. Идея точечного совпадения элементов аттитюда и поведения. Необходимо сравнивать однопорядковые уровни того и другого явления, т.е. если берется «глобальный» аттитюд (отношение к азиатам), то его надо сравнивать не с отдельным поведенческим актом (принимать или не принимать китайскую пару), а с целой их совокупностью. В противном случае совпадения не будет, но это и не будет доказательством ложности общего положения о связи аттитюда с реальным поведением. 5. Райтсмен. Теория смывающего потока – перечисление обстоятельств, которые смывают очевидность влияния аттитюда на поведение. Установка на целостный объект может не совпадать с установкой на какую-то часть, составляющую этот объект (реклама – плохо, Тетя Ася – хорошо!); поведение детерминируется не только установками, но и ситуацией, в которой оно разворачивается; поведение может определяться некоторыми противоположными друг другу аттитюдами; расхождение аттитюда и поведения может произойти из-за того, что человек неправильно высказал свою позицию по отношению к социальному объекту.
6. Ядов. В каждой конкретной ситуации работают разные уровни диспозиций. Различают различные уровни: 1 уровень – элемент фиксирования установки – формируется на основе витальных потребностей. 2 уровень – аттитюд – психологическое переживание человеком ценности, значения, смысла социального объекта, социально фиксированная установка, осуществляется в малой группе (приспособление, знание, выражение, защиты). Структура: - когнитивная (осознание объекта С.У.); - аффективная (эмоциональная оценка объекта); - поведенческая (последовательность поведения). 3 уровень – социально – базовая. Формируется в конкретной работе (трудовые достижения, быт). 4 уровень – система ценностных ориентаций, диспозиций личности. Она регулирует поведение и деятельность личности в обществе.
Вопрос 84
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|