Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликт: функции и структура, динамика, типология




Конфликт – столкновение противоположно-напраленных тенденций.

Конфликтная ситуация - развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.

Компонентами конфликтов являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы.

Психологические составляющие конфликта:

1. Мотивы сторон – при объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях и потребностях отдельных лиц и социальных групп, поэтому мотив в конфликте – это побуждение вступления в конфликт, связанное с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.

2. Предмет конфликта – то, по поводу чего произошли разногласия.

3. Конфликтное поведение – состоит из противоположно направленных действий участников конфликта.

Функции конфликта.

1. Разрушительная (или деструктивная) функция проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях.

2. Созидательная (или конструктивная) заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению социально позитивных норм общения, обстановки взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, повышению уровня организованности, улучшению психологического климата.

3. Диагностическая функция – связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.

Структурные элементы конфликта.

1. Участники конфликта - носителем любого конфликта яв-ся люди.

Основные участники конфликта – противоположные стороны. Люди, которые ведут активные наступательные или защитные действия.

Необходимо выделять сторону, которая первая начала конфликтные действия – инициатор конфликта.

Оппонент – лицо, противостоящее зачинщику в конфликте.

Группа поддержки – это другие участники конфликта, т.е. за инициатором и оппонентом стоят люди, которые занимают ту или иную позицию.

Подстрекатель - это тот, кто поддерживает конфликт.

Организатор – лицо или группа, планирующая конфликт и его развитие, предусматривающая различные пути обеспечения и охраны участников.

Посредник (судья) – содействует уменьшению остроты и полному прекращению конфликта.

2. Предмет конфликта – противоречие, оно отражает интересы и цели сторон. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, она не лежит на поверхности. Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой для конфликта.

3. Объект конфликта – объект лежит глубже, чем предмет. Объект яв-ся ядром проблемы. Иногда его рассматривают как причину или повод к конфликту.

Объектом конфликта могут быть - материальная сторона (ресурсы); социальная сторона (власть); духовная сторона (идея, норма, ценность, принципы); микро- и макросреда (условия, в которых развивается конфликтная ситуация).

Динамика конфликта.

Выделяют 3 стадии предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.

1. Предконфликтная стадия - начинается с конфликтной ситуации, которая выявляет оппонентов и причинную обусловленность конфликта. Но это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятельство, которое может предшествовать противоборству. Инцидент – вторая фаза предконфликтной стадии – это завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходит столкновение интересов и целей участников.

2.) Конфликтная стадия - чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требуется повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны в движение. Только вместе конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт.

Первая фаза – наступает после инцидента. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Очень часто сопровождается нарастанием агрессивности.

Вторая фаза – выбор путей дальнейшего взаимодействия оппонентов. Существует два пути - либо искать примирения, либо продолжение конфликта.

3. Послеконфликтная стадия.

Первая фаза - ослабление противостояния. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться, как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъектов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становится возможным полное или частичное разрешение конфликта.

Вторая фаза – подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от факторов объективного и субъективного порядков, манеры поведения сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта.

Типология конфликтов:

- по сферам проявления (экономические, идеологические, социально-бытовые, семейно-бытовые);

- по степени длительности и напряженности (быстротекущие, длительные, вялотекущие);

- по субъектам конфликтного взаимодействия (внутриличностные, межличностные, конфликты «личность-группа», межгрупповые);

- по социальным последствиям (конструктивные и деструктивные);

- по предмету (реалистичные – имеют в основе четкий предмет и нереалистичные – не имеют предмета или имеющийся предмет яв-ся жизненно необходимым для одного или двух субъектов конфликта).

 

 

Вопрос 86

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...