Методы социальной психологии
Существуют различные подходы к классификации социально-психологических методов. Среди них особое место занимают методы сбора социально-психологических данных и методы активного социально-психологического обучения. К методам сбора социально-психологических данных относят: наблюдение, анализ документов, опрос, тест, эксперимент. Наблюдение - метод сбора социально-психологической информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов. Наблюдение в социальной психологии представлено в самых разнообразных видах (включенное и невключенное; структурированное и неструктурированное; полевое и лабораторное и т.д.) и имеет свою содержательную специфику с точки зрения предмета наблюдения. Предметом социально-психологического наблюдения преимущественно выступает взаимодействие людей в различных ситуациях. Анализ документов - метод, позволяющий осуществлять на основе документов реконструкцию тех или иных социальных явлений и их изменений, проводить сравнительный анализ документальных источников, выявлять центральную идею документа и многое другое. Особый интерес представляет контент-анализ — частный метод аналитической работы с документальными источниками. Контент-анализ заключается в поиске и фиксации легко подсчитываемых признаков, черт и свойств документа, которые отражают существенные свойства его содержания, то есть осуществляется оценка качества через количественные показатели. Контент-анализ находит широкое применение в социальной психологии, прежде всего - в работе с объемными, неструктурированными текстами (например, сочинения, свободные ответы на вопросы), видео- и киноматериалами.
Опрос - метод, направленный на сбор данных о мнениях, осознанных убеждениях людей; в своих высокопрофессиональных, специфических формах позволяет выявлять и особенности мотивации, социальных установок респондентов. Опрос — это совокупность вопросов, суждений, которые могут быть предложены респонденту как в устной форме (такой вид опроса называется интервью), так и в письменной (этот вид именуется анкетированием, а предлагаемый набор вопросов и вариантов ответов — анкетой). Социально-психологический тест можно определить как систему высказываний, позволяющих получить обоснованное отображение интересующей исследователя эмпирической системы с отношениями в числовую систему. Тест характеризуется высокостандартизированной процедурой предъявления, обработки и количественного анализа данных. Создание теста - серьезная, длительная процедура, предполагающая высокую квалификацию исследователя, материальные и временные затраты. В социальной психологии используются как многомерные психологические тесты, имеющие социально-психологические шкалы, так и методики, направленные на измерение собственно социально-психологических явлений (сплоченности, структуры отношений, лидерства и другие). Наибольшую известность приобрела тестовая социально-психологическая процедура, известная как социометрический тест Дж. Морено. Эксперимент представляет собой особую деятельность по созданию специальных условий, направленную на установление причинно-следственных связей между исследуемыми переменными. В социальной психологии он используется во всех своих формах: лабораторный, полевой, естественный, формирующий. Фокус-группа (фокусированное интервью) – групповое интерью. Методы активного социально-психологического обучения. Понятие «активное социально-психологическое обучение» введено в отечественную практику Ю. Н. Емельяновым.
Ю. Н. Емельянов условно разделил методы активного социально-психологического обучения на три блока: дискуссионные методы; игровые методы; сензитивный тренинг. Дискуссионные методы включают в себя собственно групповую дискуссию, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора и др. Их относят к основным методам освоения и реализации общения, построенного по принципу диалога. Групповая дискуссия запускает собственную психологическую активность человека - эмоциональную, когнитивную, смысловую, которая позволяет ему действительно формировать свою точку зрения и одновременно важнейшие навыки диалогического общения. Дискуссия в социальной психологии – это групповое обсуждение какой-либо проблемы с целью выработки общего решения. К игровым методам относят разнообразные дидактические и творческие игры: деловые, ролевые, контригра (транзактный метод осознания коммуникативного поведения). Особенность большинства игровых технологий состоит в том, что ведущую, часто - директивную - роль в них играет ведущий (психолог-режиссер). Обучающая деятельность участников разворачивается в рамках заданной им игровой канвы. Тренинг сензитивности представляет собой тренировку межличностной чувствительности. В современной социальной психологии сосуществуют методы, принципиально отличающиеся по своим целям. С одной стороны - методы познания социально-психологической реальности, получения достоверных данных об этой реальности. В зависимости от общей методологической направленности, понимания сути социально-психологической науки в целом, исследователи тяготеют либо к естественнонаучным методам типа лабораторного эксперимента и теста, либо к гуманитарным методам - включенное наблюдение, интерпретация текстов, биографический метод и т.д. С другой стороны, в социальной психологии разрабатываются методы, имеющие своей целью воздействие на человека, формирование у него определенных осознанных моделей психической деятельности, в том числе - совместной, межличностной. Вопрос 79
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|