Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы социальной психологии




 

Существуют различные подходы к классификации социально-психологических методов. Среди них особое место занимают методы сбора социально-психологических данных и методы активного социально-психологического обучения.

К методам сбора социально-психологических данных относят: наблюдение, анализ документов, опрос, тест, эксперимент.

Наблюдение - метод сбора социально-психологической информации путем непосредственного восприятия и прямой реги­страции фактов. Наблюдение в социальной психоло­гии представлено в самых разнообразных видах (вклю­ченное и невключенное; структурированное и неструкту­рированное; полевое и лабораторное и т.д.) и имеет свою содержательную специфику с точки зрения предмета на­блюдения. Предметом социально-психологического на­блюдения преимущественно выступает взаимодействие людей в различных ситуациях.

Анализ документов - метод, позволяющий осуществлять на основе документов реконструкцию тех или иных социальных яв­лений и их изменений, проводить сравнительный анализ документальных источников, выявлять центральную идею документа и многое другое. Особый интерес пред­ставляет контент-анализ — частный метод аналитичес­кой работы с документальными источниками. Контент-анализ заключается в поиске и фиксации легко подсчи­тываемых признаков, черт и свойств документа, которые отражают существенные свойства его содержания, то есть осуществляется оценка качества через количествен­ные показатели. Контент-анализ находит широкое при­менение в социальной психологии, прежде всего - в ра­боте с объемными, неструктурированными текстами (на­пример, сочинения, свободные ответы на вопросы), видео- и киноматериалами.

Опрос - метод, направленный на сбор данных о мнениях, осознан­ных убеждениях людей; в своих высокопрофессиональ­ных, специфических формах позволяет выявлять и осо­бенности мотивации, социальных установок респондентов.

Опрос — это совокупность вопросов, суждений, которые могут быть предложены респонденту как в устной форме (такой вид опро­са называется интервью), так и в письменной (этот вид именуется анкетированием, а предлагаемый набор вопросов и вариантов отве­тов — анкетой).

Социально-психологический тест можно определить как систему вы­сказываний, позволяющих получить обоснованное ото­бражение интересующей исследователя эмпирической системы с отношениями в числовую систему. Тест ха­рактеризуется высокостандартизированной процедурой предъявления, обработки и количественного анализа данных. Создание теста - серьезная, длитель­ная процедура, предполагающая высокую квалификацию исследователя, материальные и временные затраты. В социальной психологии используются как много­мерные психологические тесты, имеющие социально-психологические шкалы, так и методики, направленные на измерение собственно социально-психологических явлений (сплоченности, структуры отношений, лидерст­ва и другие). Наибольшую известность приобрела тесто­вая социально-психологическая процедура, известная как социометрический тест Дж. Морено.

Эксперимент представляет собой особую деятельность по созданию специальных условий, на­правленную на установление причинно-следственных связей между исследуемыми переменными. В социаль­ной психологии он используется во всех своих формах: лабораторный, полевой, естественный, формирующий.

Фокус-группа (фокусированное интервью) – групповое интерью.

Методы активного социально-психологического обучения. Понятие «активное социально-психологическое обучение» введено в отечественную практику Ю. Н. Емельяновым.

Ю. Н. Емельянов условно разделил методы активного соци­ально-психологического обучения на три блока: дискуссионные ме­тоды; игровые методы; сензитивный тренинг.

Дискуссионные методы включают в себя собственно групповую дис­куссию, разбор случаев из практики, анализ ситуаций морального выбора и др. Их относят к основным мето­дам освоения и реализации общения, построенного по принципу диалога. Групповая дискуссия запускает собственную психологи­ческую активность человека - эмоциональную, когни­тивную, смысловую, которая позволяет ему действитель­но формировать свою точку зрения и одновременно важ­нейшие навыки диалогического общения. Дискуссия в социальной психологии – это групповое обсуждение какой-либо проблемы с целью выработки общего решения.

К игровым методам относят разнообразные дидактические и творчес­кие игры: деловые, ролевые, контригра (транзактный метод осознания коммуникативного поведения). Особенность большинства игровых технологий состоит в том, что ведущую, часто - директивную - роль в них играет ведущий (психолог-режиссер). Обучающая деятельность участников развора­чивается в рамках заданной им игровой канвы.

Тренинг сензитивности представляет собой тренировку межличност­ной чувствительности.

В современной социальной психологии сосуществуют методы, принципиально отличающиеся по своим целям. С одной стороны - методы познания социально-психологической реальности, получе­ния достоверных данных об этой реальности. В зависимости от общей методологической направленности, понимания сути социаль­но-психологической науки в целом, исследователи тяготеют либо к естественнонаучным методам типа лабораторного эксперимента и теста, либо к гуманитарным методам - включенное наблюдение, интерпретация текстов, биографический метод и т.д. С другой сто­роны, в социальной психологии разрабатываются методы, имеющие своей целью воздействие на человека, формирование у него опреде­ленных осознанных моделей психической деятельности, в том числе - совместной, межличностной. Вопрос 79

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...