Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы психологической работы с конфликтом




 

1. Установить действительных участников конфликтной ситуации.

2. Изучить, насколько это возможно, мотивы, цели, способности, особенности характера, профессиональную компетентность всех участников конфликта.

3. Изучить существовавшие до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта.

4. Определить истинную причину возникновения конфликта.

5. Выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении.

6. Определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин;

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию группы.

Плохи не сами конфликты, а их неуправляемость. Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его значение ниже того уровня, на котором он становится угрожающим.

Стратегии разрешения К.:

1. Предотвращение:

- устранить реальный предмет К.

- привлечь в качестве арбитра незаинтересованное авторитетное для обеих сторон лицо.

- сделать так, чтобы один отказался от предмета К. в пользу другого.

2. Подавление (применяется по отношению к К. в необратимой деструктивной фазе):

- целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

- разработать систему правил и норм, упорядочивающих отношения между ними.

- создавать и поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию конфликтующих.

3. Отсрочка (временная мера):

- изменить отношение одного к другому (уменьшить или увеличить роль одного в воображении другого).

- изменить представления о конфликтной ситуации.

- изменить значимость объекта К. в воображении конфликтующих (снизить или повысить ценность объекта, тем самым сделать его ненужным или недостижимым).

4. Разрешение. Возможно при реализации 2-х принципов:

- принцип понимания – осознание реальной проблемы, соотношения сил, предмета К.

- принцип предвидения – участники адекватно прогнозируют последствия К., причём, не только для себя, но и для окружающих.

Подход межличностного управления (Томас) описывает стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от двух основных характеристик: степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и степени сотрудничества в удовлетворении интересов других:

- компромисс

- сотрудничество

- избегание

- противодействие

- уступчивость

 

Вопрос 87

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп .

В процессе своей жизни, на всём её протяжении человек является членом разнообразных социальных групп. В СП группа – это самостоятельный субъект деятельности со своими собственными характеристиками, историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (Андреева).

Люди вступают в группы по ряду причин:

• группа выступает как средство биологического выживания;

• как средство социализации и формирования психики человека;

• как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);

• как средство удовлетворения потребности человека в общении, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);

• как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;

• как средство информационного, материального и прочего обмена.

К элементарным параметрам любой группы относятся:

1. собственные характеристики группы:

- композиция группы или ее состав – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав и т.д.

- структура группы рассматривается с точки зрения анализа тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней.

- групповые процессы - относятся такие показатели динамики группы как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработка решений, лидерство.

2. характеристики, определяющие положение человека в группе:

- статус (или позиция) – это сумма, или совокупность задаваемых человеку психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей.

- роль. Это перечень различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

- групповые норм и правила, которые контролируется через групповые санкции. По отношению к каждому члену группы у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а несоответствующее поведение наказывается группой. Все групповые нормы являются социальными нормами, то есть представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов». Нормы выполняют регулятивную функцию. Нормы группы связаны с ценностями, т.к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально-значимых явлений.

Классификация групп.

Андреева: - условные; - реальные.

Среди реальных групп: – реальные лабораторные группы; - реальные естественные группы.

Среди реальные естественных групп: - большие; - малые группы.

Малые группы – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте.

Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни из -по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен, другие же – организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования.

Донцов: Содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельнос­ти, количество и характер взаимосвязей ее участников являются глав­ными основаниями классификации групп.

По числу участников («раз­меру») различают малые и большие группы,

по непосредственности взаимодействия и взаимоотношений — первичные и вторичные,

по способу образования — спонтанно возникшие, неформальные (нео­фициальные, «естественные») и институционально созданные, фор­мальные (официальные) группы,

по длительности существования — временные и постоянные,

по степени регламентации групповой жиз­недеятельности — организованные и неорганизованные,

по прони­цаемости границ — открытые и закрытые,

по личностной значимости для участников — референтные группы и группы членства,

по уров­ню развития — становящиеся (вновь созданные, «диффузные») и раз­витые группы (коллективы).

 

Вопрос 88

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...