Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, СПТ.




Это понятие ввел в обиход М. Форверг. для обозначения программ, направленных на приобретение социально-психологического опыта и повышения компетентности в процессе группового взаимодействия.

Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

СПК получил широкое распространение и в отечественной практике. В 1982 г. - первая в стране мононография, посвященная теоретическим и методическим аспектам СПК, была опубликована Л. А. Петровской. Сегодня этот метод активно используется в работе с детьми, родителями, руководителями предприятий и организаций.

Основная СПК — повышение компетентности в общении, связана с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, коррекцией и развитием системы отношений личности.

Психологический тренинг (по Петровской) — это средство воздействия, направленное на расширение знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Предполагается обучение знаниям, умениям, навыкам в совершенствовании межличностных отношений. Сформированность таких навыков поможет участникам группы повысить собственную компетентность в отношении мотивов социального поведения, позволит улучшить понимание других людей, осмыслить помехи общения и опробировать способы преодоления этих помех. Особенность этой формы обучения в том, что обучаю­щийся занимает в ней активную позицию, а приобретение навыков происходит в процессе проживания личного опыта поведения, чув­ствования, делания.

Форма проведения - дискуссионные группы, где предметом обсуждения являются реальные отношения участников. Происходит анализ собственной динамики, решаются частные задачи, такие как установление валидной коммуникации, т.е. участники группы должны свободно и точно информировать о своих чувствах, адекватно воспринимать свое место в системе внутригрупповых отношений. Решается еще одна задача - налаживается обратная связь, обязательно должен быть климат психологической безопасности, участники должны использовать не свои обычные модели поведения, а те, которые ими не используются в реальной жизни.

Главные нормы и принципы тренингового общения:

1. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще.

2. Принцип исследовательской творческой позиции. Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

3. Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

4. Принцип партнерского общения. Партнерским общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

5. Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении.

6. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях.

7. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент доверия.

8. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт.

 

 

Вопрос 93

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...