Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Легизм оппонирует конфуцианству по вопросам гос. устройства. В качестве высшей ценности выдвигали единое могущественное гос-во, принципиально отличное от семьи




  • Принцип фа- единого гос. закона, создателем кот. может быть лишь единовластный правитель. В отличии от традиций закон может изменяться в соответствии с требованиями времени.
  • Гарантом управления явл. Ши- как насилие, так и сама власть. Отношения между верх. Властью и народом могут быть только враждебными, задача гос – ва –ослабить народ. Создание сильной армии.
  • выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека,

выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга

особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

Особенности китайской философской традииии:

1. Специфика иероглифического письма, афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка.

2. Приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу. На протяжении всей истории Китая философия
развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий. Среди них особое значение имели: категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син,
понятие пермен (и), гуманность (жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» (цзюнь-цзы).

3. Светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние
китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Философский рационализм в Китае был направлен на
прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической
жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как
конфуцианство и легизм.

4. Холизм - философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей, т.е. например, община больше, чем сумма некоторых Я.

5. Интуитивность как метод познания

6. Включённость человека в систему этических отношений, морально-этическая направленность.

7. Ориентация на внутреннюю активность человека.

8. Неучёт активности человека вовне, его практической деятельности.


Вопрос 5: Философия Древней Индии.

Философия древней Индии.

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды – сборник разнородных текстов- фрагментов древних мифов, и мстерий, жертвенных формул и заклинаний, предназначенных для культового потребления брахманами (жрецами)

Веды состоят из 4 отдельных корпусов:

1) «Ригведа» - сборник гимнов

2) «Самаведа» -сборник песнопений

3) «Яджурведа» - сборник жертвенных формул

4) «Атхарваведа»- сборник заклинаний

Во 2 в. До н.э. к ним добавились истолковывающие тексты:

· Брахманы (должны были объяснять смысл и цель жертв, а таке правильное применение формул)

· Араньяки (поучения для лесных отшельников)

· Упанишады (представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания.)

Образование первых философских школ относится к VI – II вв. до н. э. 2 группы:

Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед.

Веданта

Миманса

Санкхья

Йога

Ньяйя

Вайшешика

Особенности ортодоксальных школ:

1) приверженность традиций

2) рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

-освоение Вед

-Рационально-философское осмысление Вед а сутрах

-Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

3) связь с религией

 

В структуре человека выделяют 5 слоев:

1) телесный (т.е. биологический)

2) жизненный

3) умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

4) развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

5) свернутое сознание (он нашел гармонию себя миром)

Йога (основатель Патанджали) - практическая методика для достижения освобождения, содержит идею личного божества. В основе методики лежит убеждение в том, чточеловек с помощью концентрации дух.сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может освободиться от материального. Охватывает 8 восходящих ступений совершенствования:

1)Самодисциплин

2) Правильное поведение

3) Правильная поза

4) Правильное дыхание

5) Подавление ощущений

6) Самоконцентрация

7) Метитация

8)Просветление

Веданта («завершение Вед»)- учение Шанкары, наиболее влиятельное напрвление в инд.философии. Основывается на толковании Упанишад. Гл. текст – «Брахмасутра». «Брахмасутра» представляет собой попытку последовательного и логически непроворечивого толкования Вед. Знание полученное из Упанишад должно быть оединообразным. Разработали категории Брахман, Атман, самсара, карма, мокша, нирвана

Брахман – безличное духовное начало всего мира.

Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

Сансара – круговорот перерождений личности и души

Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

Все сущее в конечном итоге явл. Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Освобождение из круга перерождений достигается высшимзнанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений явл.истинной целью изучающего Веданту.

Миманса – школа, примыкающая к Веданте. Ее центральной проблемой явл. познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Оновная тема- исследование жизненного долга человека. Осн.произведение «Мимансасутра» описывает различные виды жертовоприношений и их цели.

 

2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом.

  • буддизм
  • джайнизм

Джайнизм разввает ряд идей Упанишад. Так, концепции о перерождении души приводит к выводу осуществовании души у всего, что существует в мире. Джива- отдельные души, которые от природы способны к совершенству- и аджива-пространство, эфир, материя- явл.основными составными частями мира.

Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама) Категорической считалась лишь одна истина: мир устроен так, что человек в нем страдающее существо

4 истины буддизма:

1) жизнь наполнена страданиями

2) существует причина возникновения страданий

3) имеется возможность прекращения страданий

4) «истина пути» - путь к прекращению страдания восьмеичен

Восьмеричный путь:

1) правильное воззрение на вещи

2) павильное намерение, т.е. дружественное отношение ко всему живому

3) правильная речь

4) правильное действие

5) правильная жизнь

6) правильное усилие

7)правильное памятование

8) правильное сосредоточение

 

Специфические черты древнеиндийской философии:

1) древнеиндийская философия носит морально-этический характер

2) основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

3) она направлена на развитие способностей совершенствования

4) она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...