Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 8: Философия эпохи Возрождения.




Эпоха Ренессанса (XIV – XVI вв.) была переломным этапом в культуре западной цивилизации. Происходит возврат к ценностям Античной философии.

Предпосылки:

1) возникают первые мануфактуры

2) время геогр. открытий

3) бурный рост городов

4) необходимость обмена, торговли

5) изменение идеологии

6) растет критика религиозных идей, идет запрос на науку, искусство

В развитии три периода:

1.гуманистический (13-14вв)

Представители: Данте, Петрарка, Монтени.

Человека гуманисты рассматривали как высшую ценность, критерий развития общества и культуры. Они отстаивали блага земной жизни и необходимость реализации его творческого назначения.

Концепции гуманистического периода:

· идея гуманизма (человек – высшая ценность)

· идея антропоцентризма (человек – центр Вселенной)

· идея равенства

· идея индивидуализма (человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную уникальность, индивидуальность)

2. неоплатонический вторая половина 15 в.

Представители: Николай Кузанский, Мирандола.

Для него характерно:

1) возрождение античной идеи тождества микро- и макрокосма;

2) идея познания (как устроено наше познание) «Об ученом незнании»

Пантеизм – философское учение, признающее существование Бога во всей природе

3.натурфилософский. 15-16 вв

Представители: Кеплер, Бруно, Коперник, Леонардо да Винчи.

Устройство Вселенной мыслилось по аналогии с устройством человеческого организма. Доминировала качественная, органицистская модель природы. Основоположник экспериментального естествознания Леонардо да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости, гениально предвосхитил связь эксперимента с математическим анализом. Благодаря астрономическим открытиям Н. Коперника появилась идея гелиоцентризма, радикально подрывавшая религиозную космологию и учение о творении. На этом основании Дж. Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце, а И. Кеплер установил математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы стало ассоциироваться с математической гармонией чисел, а сам космос был представлен как сложнейший часовой механизм, который доступен научному познанию.

Установки:

1) Новая трактовка природы.

- идея бесконечности природы

- множественность миров

- однородность этих миров (единство, связь)

- формирование гелиоцентрической модели мира

2) Внимание к политической философии. Человек стал рассматриваться как творец своей судьбы. Общество понималось как союз свободных и равных творческих личностей. Микола Маккиавели (1469-1527) Ученик, разделявший политику и мораль, проповедующий: В политике все средства хороши.

Значительное достижение Реннесанса- подготовка и формирование методики научного познания, которое стало приоритетным в эпоху Нового времени. Приотетными в процессе познания становятся наблюдение, эксперимент, жизненный опыт. возникает естествознание. Был осуществлен переход от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира.


Вопрос 9: Философия Нового время и ее особенности.

Предпосылки:

1) бурное развитие мануфактурного производства

2) формируется центр национальный рынок

3) заявляет о себе буржуазное государство

4) формируется гражданское общество (совокупность независимых организаций)

Задачи:

1) методологические задачи (надо объяснить возникновение знаний)

2) обоснование верности знаний

3) раскрытие сущности социальных структур

Предмет философии по-прежнему делили на три части: Бог, природа, человек. Для философов Нового времени важнейшим предметом исследования стала природа, а также познающий и преобразующий ее в своей деятельности разумный субъект – творец техники, культуры и государственности. О сновной задачей новоевропейской философии было создание целостной системы знаний о Вселенной и открытие ранее неизвестных истин, которые стали бы действенным основанием практической философии, усиливали бы власть человека над природой, способствуя учреждению подлинного царства человека.

Основные направления:

Эмпиризм 2) рационализм

Эмпиризм – взгляды английского философа Френсис Бэкон (1561-1626). «Новый Органон» - все предшествующее развитие науки и знаний недостаточно,

1) там есть масса неверных вещей, 2) там нет метода познания. Основа познания – эмпирические факты (опыт) – а) плодоносные и б) светоносные. а) практические знания, б) дают понятие метода. Идолы познания: 1)идолы рода (мешают всем и характерны всем), 2) идолы пещеры (ошибки, свойственные части людей), 3) идолы площади (хар-р общения), 4) идолы театра (ложные представления, штампы)

Рационализм – Рене Декарт (1596-1650)

Позиции:

1) критикует всю предшествующую схоластическую традицию и утверждает, что в поисках истины надо руководствоваться разумом, надо пересмотреть старую систему знаний. Радикальное сомнение – уходят чувства, образы, понятия. Р. Декарт сформулировал его важнейшую идею – («мыслю, следовательно, существую»). Был убежден в том, что правильно рассуждающий ум обладает огромной эвристической силой. Формулирует четыре правила рационалистического метода:

1) принцип интеллектуальной интуиции (т.е. допускать в качестве истинных положений очевидное)

2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, чтобы выстроить иерархию между ними

3) последовательное движение мысли при осуществлении вывода научных положений из первичных и самоочевидных принципов (методическая энумерация).

4) Не допускать пропусков в изложении

Таким образом, в новоевропейском рационализме научное познание уподоблялось конструированию гигантского механизма, состоящего из простейших элементов – ясных и отчетливых идей, которые интеллектуальная интуиция усматривает в человеческом разуме. Инструмент такого конструирования – рационалистический метод. Именно он должен вывести науку за узкие рамки кустарного промысла и превратить в организованное, планомерное производство новых знаний, столь необходимых молодой капиталистической промышленности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...