Классический ( 5-4 вв.)г. Афины
Особенность: создание систематизированных учений, а также перемеение проблематики философких рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносиологического характера. В этот период существовали 2 школы: Софисты (Протагор и Горий) (платные учителя красноречия) Учение об относительности истины и отсутствие объективных моральных ценностей положило начало гносеологической проблематики Общей чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора – «Человек есть мера всех вещей». Элеаты(Парменид, Зенон Элейский) Противопоставляли друг другу бытие и становление, умопостигаемое и чувственное, истину и мнение.Предметом философии стала не чувственно созерцаемая природа, а бытие как таковое.
Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля. Главным предметом философских диалогов Сократа были вопросы о том, как следует жить. Истинная нравственность – знание того, что есть благо, прекрасное и вместе с тем полезное для человека. Главными добродетелями Сократ считал сдержанность, мужество, справедливость. В беседах и дискуссиях Сократа сформировался метод диалектического спора. Его целью было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. В философии Платона также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Круг его тем: Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни. Платон сформулировал положение, согласно которому всякая вещь и вообще все, что существует на свете, имеет свою идею. Платон разработал учение об идеях как объективно существующих сущностях всех вещей. Идеи вечны, они не возникают и не уничтожаются. Учение Платона заложило основы философского идеализма.
Ядром философии Аристотель вслед за своим учителем Платоном Аристотель высказывал самое возвышенное представление о назначении философии, считая ее вершиной всех наук, высшим родом познания. Не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учений. Он считал, что идеи,конечно, явл. причиной всех вещей, но идеи должны быть в самих вещах, а не в другом мире идей. Сущность вещи – ее форма, причем форма, принемаемая некой материей. Создал философскую с-му научных дисциплин: - теоретические (математика, физика, психология - практические (этика) - творческие/ созидательные (искусства, ремесла) Выдели 6 форм политического устройства: Правильные формы гос-ва (стоящие у власти люди стремятс к благу всего общества): - монархия - аристократия - полития Неправильные: - тирания -олигархия -демократия 3)Эллинистический (4-3 вв. до н.э.) Особенность: отказ от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни Эпикуреизм Эпикур полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел. Основные положения: 1) реальность поддается осмыслению человеческим разумом 2)В реальности есть место для счастья 3)счастье- вытеснение страдания и беспокойства 4)Для счастья человеку не нужно ничего, кроме себя Скептицизм Основатель скептицизма Пиррон считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм.
Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида. Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген). Отказ от достижений цивилизации.Основой счастья и добродетели они считали отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольсвий, достижение независимости и внутренней свободы. Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|