Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел. 4. Проект как форма комплексной реализации коррекционного воспитания




ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПРОЕКТНОЙ ФОРМЕ

Проектная форма воспитательной работы находит все больше сторонников среди специалистов, занимающихся об­учением и воспитанием детей с тяжелыми, комплексными нарушениями в развитии. В отличие от тематического пла­нирования содержания («Фрукты», «Овощи», «Одежда» и т. д.) наиболее традиционного для отечественного опыта, проект позволяет интегрировать и соединять разнообразные занятия (музыку, игру, танцы, рисование, лепку), в единый комплекс. Проектные занятия предполагают участие всех детей и непременно — педагога, в их ходе создаются пошаго­вые действия и элементы, которые поэтапно объединяются в конечный или промежуточный результат. К работе над про­ектом привлекаются все группы, независимо от возрастных различий детей, что создает для всех педагогов общее поле деятельности на какой-то заданный отрезок времени. Итоги работы над проектом демонстрируются в виде выставок, яр­марок, концертов, приглашений гостей и др.

Тема того или иного проекта позволяет выбирать прием­лемые формы и содержание занятий с учетом доступности и возможностей детской группы, поэтому «вклад» каждой группы в проект будет различаться. Проектная организа­ция коррекционной работы комплексно решает основные задачи физического, эстетического, нравственного, трудо­вого воспитания, так как в любом виде занятия они присут­ствуют неразрывно.

Проект позволяет преодолевать дидактические схемы и шаблоны (неизбежные при формальных программах), спо­собствует развитию творческого и методического потенциала педагогов-воспитателей. Тематика для проектов может раз­рабатываться педагогическим коллективом самостоятельно, утверждаться на педагогических советах, а темы (сюжеты), включаемые в проект становятся предметом для накопления и обмена опытом внутри методических объединений.

Сроки реализации проектов различные, они определяются содержанием и целями, но в условиях организованного педа­гогического процесса разработка одного проекта и его реали­зация должна занимать не более б—8 недель (1,5—2 месяца). В течение года можно планировать 3—5 проектов так, чтобы они с одной стороны, охватывали все сферы жизнедеятельно­сти детей, а с другой — создавали условия для педагогическо­го и методического анализа итогов работы по проекту.

Содержание проекта и его сюжетные линии дают возмож­ность для профессиональной консолидации всех специали­стов: логопеда, специального психолога, учителя-дефекто-лога, воспитателя, музыкального педагога. Это создает необходимые условия для развития коммуникации, речи, сенсорных процессов, игровой, предметно-практической де­ятельности в индивидуальных, подгрупповых, коллектив­ных занятиях с детьми.

Название темы того или иного проекта может оставаться неизменным, тогда как сюжетные линии, отражающие идеи и цель проекта могут дополняться, меняться. Поясним это на примере проекта, где от названия проекта выстраивают­ся сюжетные линии, каждая из которых реализуется ком­плексом занятий в зависимости от возраста и возможностей детей, предполагаемого содержания по замыслу педагогов.

«Я, другой, кто рядом со мной»

Сроки реализации: начало

Примерные сюжеты для занятий:

Кто я? Какой я? Кто он(а)? Вот мои вещи. Я красивый (ая). Любимые игрушки.

Я учусь (умываться, одеваться, говорить, играть, кушать и т. д.).

Я умею (ходить, лазать, петь, рисовать, клеить, считать и т. д.)

Наш дом, кто в нем живет.

Педагогические задачи: формирование представлений о себе и окружающих людях, ориентировка в предметной сре­де, развитие практических и творческих умений в доступ­ных видах деятельности.

Формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые, коллективные.

Средства и методы организации: предметная, бытовая, игровая среда; оборудованные тематические игры; совмест­ные, совместно распределенные действия, показ, упражне­ния, объяснения,тренинги и др.

Виды деятельности по проекту: «Угадай (покажи) кто это», «Автопортрет», «Портретная галерея (другие дети и взрослые), поделки, демонстрация умений в бытовой и игровой деятельности, презентация речевых, двигательных и других достижений в соответствии с задачами проекта.

Итоговые коллективные мероприятия по проекту: «День рождения», «Подарок другу, няне...», «Праздник Мойдо-дыра», «Угадайка», выставка «Своими руками», «Самый ловкий» и др.

Приведем другие примеры возможных проектов для пла­нирования воспитательной работы.

"Школа Мойдодыра"

Педагогические задачи: формирование гигиенических навыков, развитие сенсорных процессов, практической де­ятельности.

Сроки реализации: начало (1,5—2 месяца), далее — посто­янная помощь и контроль за соблюдением гигиенических на­выков в течение всех лет пребывания ребенка в интернате.

Сюжетные линии:

• Азбука гигиены: руки, зубы, лицо, волосы, ноги, ног­ти, тело.

• Игрушки в школе Мойдодыра (отраженные и специальные игровые действия с атрибутами по закрепле­нию гигиенических правил).

Ну-ка, зеркало, скажи и советом помоги: навыки са­моконтроля, контроля опрятности внешнего вида (причесать волосы, помыть руки, поправить колготки, застегнуть платье, одеть перед едой нагрудник, перед рисованием и трудом — передник и т. д.)

• Помощники Мойдодыра. Оборудованные игры: вода, мыло, щетки, паста, губка (мочалка), полотенце, гор­шок, салфетки, платочки (что это? для чего?).

• Где живет Мойдодыр: умывальник, полочки, зеркало, душевая, ванна. Мойдодыр дает холодную, теплую, го­рячую воду, следит за правилами умывания и т. д.

• Знакомимся с Мойдодыром (героями книжки К.Чуковского): диафильм, мультфильм, фрагменты книги, ролевые и театрализованные действия, игры, рисунки.

• В магазин к Мойдодыру: игры, игровые этюды по "по­купке" предметов гигиены.

Итоги: приглашаем Мойдодыра в гости, выставка портре­тов «Мойдодыр», «Я и Мойдодыр», танцы, песни (хоровод), подарки Мойдодыра опрятным, аккуратным.

«Разноцветный мир» («Книга природы»)

Педагогические задачи: формирование и развитие пред­ставлений об окружающем мире на основе наблюдений, про­гулок, продуктов деятельности, игр, речи, музыкальных и других видов занятий с детьми.

Сроки реализации: начало проекта (в соответствии со временем года 1,5—2,5 месяца; далее — по мере освоения основных признаков времен года (1,5—2,5 месяца) «стра­ницы» книги природы дополняются новыми сведениями, т. е. тема проекта сохраняется, меняются сюжеты и образы природного мира (с учетом индивидуальных возможностей, динамики развития детей).

Сюжет «Лето»:

• «Это страницы природы зеленого цвета, значит на ней

постоянное лето» (цвет травы, листьев, деревьев — зе­леное лето).

• Ночное небо: луна, звезды, ночь, тихо, все спят.

• Вот и солнышко взошло, подарило всем тепло: утро,
солнце, лучи, свет, тепло — оранжевое желтое солнце,
голубое небо.

• Кто под солнышком проснулся на зеленом лугу (ил­люстрированное панно): бабочки, стрекозы, кузнечики, божья коровка, гусеница, пчела (наблюдения,
картинки, рисование, аппликация, «оживление луга»
образами насекомых, двигательные, музыкально-рит­мические упражнения, игры по подражанию звукам, движениям насекомых, др.).

• Кто пасется на лугу (магнитное панно), игрушки: коро­ва, лошадь, коза, овечка, теленок, жеребенок, козле­нок и т. д. Мама-корова, детка-теленок (как подзывает
корова теленка; звуковые подражания, имитационные игры).

• Чей домик на дереве: дерево, птица, гнездо, птенцы
(рисунки, аппликации).

 

• Кто играет на поляне (лугу): девочка, мальчик, дети,
собака (действия, одежда по сезону).

• Едем-едем в далекие края (летний отдых): транспорт,
одежда, обувь; атрибуты летнего отдыха (сачки, удоч­ки, мячи, корзины, совок) игрушки (что это? Для чего?).

• Что растет на грядке летом: огурец, помидор, морковь,
свекла, клубника (земляника), др.

• В летнем саду: что зреет на деревьях, на кустах.

• Дождик, дождик, приходи: облака, тучи, гром, молния, дождь напоил траву, деревья, все живое вокруг.
Радуга.

• Летом у реки (озера): кто живет в реке? (лягушки,

рыбы, раки).

• Летний букет: одуванчик, ромашка, колокольчик, ва­
силек, клевер и др.

Итоги сюжета «Лето»: летний карнавал (маски, костю­мы, поделки, рисунки, игры на площадке, песни, хороводы на летнюю тематику). Фотографии детей, этюды природы для страницы «Лето». Летние дни рождения.

Сюжет «Осень»: эта страничка разного цвета, тихо куда-то пря­чется лето.

• Небо загрустило (наблюдения, рисунки неба с меняю­щейся палитрой цветов: голубое, серое; облака, тучи, холодный дождь).

• Как уходит лето (на магнитном, рисованном, иллюст­рированном панно): солнце прячется за тучи, дует ветер, часто идет дождь, луг, сад, лес затихают, опадают
листья, прячутся (исчезают) насекомые, птицы улета­
ют, днем прохладно, ночью — холодно, др.

• Цвета осени в природе (красное, желтое, зеленое, ко­ричневое): осенний букет, деревья с опавшей лист­вой, др.

• Что нам осень подарила: лепка, рисование фруктов,
овощей, грибов, ягод, сбор природного материала (те­матическое оформление стендов, групповой комнаты).
Закрепление представлений о цвете, форме, величине,
количестве.

• Одеваемся по осенней поре: виды и названия одежды,
игровые действия с куклами на тему «осенняя про­гулка».

• «Три поросенка»: сюжет сказки, игровые этюды, ку­кольный (пальчиковый) театр, мультфильм.

• Осенние дела (для старших подростков): уборка опавших листьев, пересадка растений, сбор семян, перека­пывание грядок, подготовка обуви и одежды к зиме,
др. (по плану трудового воспитания).

• Жизнь животных леса осенью (иллюстрации, игровые
действия с игрушками): еж, белка, заяц, лиса.

• Человек и домашние животные: заготовка кормов,
«уход за» коровой, лошадью, домашней птицей (как
ухаживают, чем кормят, где содержатся, на образцах
оборудованных игр).

Итоги сюжета «Осень»: праздник «Что нам осень подари­ла» (см. сюжет «лето»), фотографии осенних наблюдений, детей на прогулках, выставки детских работ в группах для страницы «Осень». Осенние дни рождения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...