Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни





Возраст в месяцах

Сенсорные и сенсомоторные акты

1 Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого

2 Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение

3 Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

4 Тянется к игрушке; рассматривает свои руки; локализует звук в пространстве

5 Переводит взгляд с предмета на предмет; тянется к игрушке и за­хватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот; аде­кватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется

6 Зрительный контроль движений рук; захватывает игрушку с любой стороны; держит в каждой руке по предмету; поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (актив­ное внимание)

7 Захват игрушки сопровождается генерализованными активными дви­жениями; перекладывает предмет из руки в руку; похлопывает ру­кой по игрушке; узнает голоса близких

8 Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, ма­нипулирует двумя-тремя предметами; различает лица людей, знает свое имя

9 Отвечает действием на словесные инструкции; ищет спрятанную иг­рушку; берет мелкие предметы двумя пальцами

10 Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания»; вкла­дывает пальцы в отверстие под контролем зрения; показывает части тела другого человека; захватывает игрушки пальцами

11 Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь; подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машинки; показывает части своего тела

12 Вкладывание одного предмета в другой; открывает коробку, ящик; узнавание картинок; пользуется ложкой и расческой по назначению


Уже к 3— 4 месяцам зрительные и слуховые способности мла­денцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с лю-


Глава XII. Младенчество



бой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разгля­дывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зри­тельные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачи­вает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объе­мы, весьма чувствительны к новизне. Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориен­тировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рас­сматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов проис­ходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствитель­ность.

Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в пер­вом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.

1) Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, ко­торыми обладают в данный период развития. Это безусловные реф­лексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные еще умеют смотреть и слушать.

2) Первичные круговые реакции (1—4 месяца). Ребенок начи­нает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомода­цию (приспособление старых схем к новой информации).

3) Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети про­извольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоян­ства объекта. С этим качеством связано появление к 7 —8 меся­цам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ре­бенка людям.


172 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

4) Координация вторичных схем (8—12 месяцев). Происхо­дит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить собы­тия (например, плачут при виде йода).

К 8—10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок на­чинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — ис­пользование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пе­ленку, можно достать лежащую на ней игрушку), далее изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

До недавних пор считалось, что между первым годом и после­дующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показа­но, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, получен­ными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) об­ладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ре­бенка.

§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами

Выделяют прогрессивные движения и действия ребенка (способст­вующие получению новых впечатлений) и тупиковые (отгоражи­вающие от внешнего мира).

Наиболее важные прогрессивные движения: хватание, манипу­лирование предметами, овладение активным передвижением в про­странстве (удерживание головы, переворачивание на бок, хватание, сидение, ползание, ходьба). Прогрессивные движения и действия рассматриваются как показатели уровня развития ребенка. Они формируются под пристальным вниманием и стимулирующим воздействием взрослого.

Молодая мама приносит на осмотр в поликлинику двухмесячного ребенка. Нев­ропатолог свидетельствует, что состояние здоровья ребенка хорошее, но при выкла-


Глава XII. Младенчество



дывании на живот ребенок зарывается носом в простынку, голову вертикально не удерживает. «Какой педагогически запущенный ребенок!» - укоряет врач. Действи­тельно, ребенку не нравилось лежать на животе, он начинал кукситься — и мать не делала этого. По рекомендации врача «сеансы» лежания на животике вводятся в ре­жим дня ребенка, и буквально через пару дней ребенок выучивается устойчиво удер­живать головку в вертикальном положении и даже начинает получать от нового ра­курса видения мира явное удовольствие.

Подчеркнем роль новизны в стимулировании действий ребенка с предметами, новый предмет неизменно привлекает внимание ре­бенка, хотя бы на короткое время, способствует появлению заинте­ресованности.

Таблица 17 Развитие двигательной сферы на первом году жизни

Возраст    
в месяцах    
  Лежа на животе
  Лежа на животе —
  нии — непостоянно

Двигательные функции

кратковременно приподнимает голову
удерживает голову, в вертикальном положе-
3 Лежа на животе — опирается на согнутые под острым углом пред­
плечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову

4 Лежа на животе — опирается на согнутые под прямым углом пред­плечья; лежа на спине — при тракции за руки приподнимает голо­ву; поворачивается со спины на бок

5 Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку; на спине — при потягивании за руки тянется за руками, уверенно по­ворачивается со спины на бок

6 Лежа на животе — опирается на вытянутые руки, на одну руку; лежа на спине — при потягивании за руки садится; поворачивается со спины на живот

Посаженный ребенок сидит, опираясь на руки; ползает на животе;

стоит при поддержке; поворачивается с живота на спину

8 Садится и сидит, не опираясь; становится на четвереньки; ухватив­шись за опору, становится на колени

9 Сохраняет равновесие, сидя при манипуляциях с предметами; вста­ет, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки

10 Стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой

11 Уверенно стоит без опоры; приседает; ходит, держась одной рукой; делает несколько шагов без опоры

12 Ходит без поддержки, приседает и встает


174 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

Важнейшая линия двигательного развития — формирование умений ребенка обращаться с предметами. Смещение интереса со взрослого на предмет происходит не спонтанно и не случайно. Взрослый, являясь аффективным центром ситуации, специально переключает внимание ребенка с себя на предмет, мотивирует ак­тивность ребенка и придает ей адекватную форму, показывая кон­кретные способы действий с вещами.

Захватывание (доставание) предмета — это первое произ­вольное целенаправленное действие грудного ребенка. Хватание на­чинается с обнаружения, ощупывания собственных ручек примерно в 3—3 ,5 месяца. Формирование и совершенствование захвата про­исходит в совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый не всегда осознанно, но систематически создает ситуации упражне­ния для ребенка: демонстрирует предмет, вызывая сосредоточение; подносит предмет на такое расстояние, при котором ребенок начи­нает протягивать к нему руки; прикасается предметом; отдаляет его и снова приближает.

Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. Ре­бенку трех месяцев нужно вложить игрушку в руку, и он потянет ее в рот. В 5—5,5 месяца ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удерживать игрушку. Траектория движения руки сначала неточна, много лишних сопутствующих движений, не дифференцирован способ захвата. Во втором полугодии формиру­ется полноценное доставание — уточняется движение руки к пред­мету, развивается противопоставление большого пальца, удержива­ние предмета пальцами, захват вещи с учетом ее формы и размера. В 6—7 месяцев у ребенка складываются простые манипулятивные действия с предметами. Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету: малыш сосет его, царапает, разма­хивает им, стучит, бросает и т.д.

В начале второго полугодия жизни происходит принципиаль­ное изменение качества подражания. Если ранее взрослый брал какое-то движение или звук из спонтанного репертуара младенца и «возвращал» его как образец для имитации (например, откры­вание рта), то теперь ребенок начинает воспроизводить то, чего еще не было в его собственном опыте. Появляется истинное под­ражание.

Подражание важно для усложнения и обогащения средств пара-лингвистической коммуникации. Набор характерных жестов, кото­рым намеренно обучают ребенка: «поздоровайся, покивай голов­кой», «иди сюда», «попрощайся, помаши ручкой», «пожалей, обними», «поцелуй», «покажи глазки, ротик», «ладушки» и т.п.


Глава XII. Младенчество



Десяти-двенадцатимесячный Андрюша машет рукой («прощание»), разводит руки в стороны («не знаю», «нет — исчез»), дует на горячее, показывает по просьбе взрослых, «как Андрюша плачет», «как Андрюша смеется», «любит маму», «летают птички», «ходят солдаты» и др.

В этот период ребенок начинает копировать специфические движения взрослого по отношению к предмету (качать куклу, укла­дывать спать мишку).

Условия подражательного обучения движениям и действиям во втором полугодии первого года жизни: многократный замедленный показ, паузы перед началом и концом показа, подчеркнутая мими­ка, обязательное речевое сопровождение («речевая метка»), эмо­ционально насыщенное одобрение взрослых за попытку воспроизве­дения.

В конце первого года жизни предметы окружающего мира пере­стают быть изолированными в восприятии ребенка, он все чаще сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между ними раз­личные отношения и связи. Манипулирование постепенно усложня­ется, начинают преобладать повторные и цепные действия-манипуляции с предметами. Возникает направленность на повторе­ние и достижение результата. Складывается манипулирование дву­мя предметами: поставить один на другой, вложить один в другой, снять, вытащить, нанизать, открыть — закрыть (крышку). Малыш научается удерживать и выполнять простые действия одновременно обеими руками (постукивать одной погремушкой о другую), стано­вится возможен перенос знакомых действий на новые предметы и получение косвенных изменений. К концу первого года жизни воз­никают орудийно- предметные действия — действия с предметами согласно их социальной функции: пить из чашки, укрываться одея­лом, копать совочком. Малыш уже умеет обращаться с игрушками, которые заключают в себе специальное правило, способ употребле­ния: собирает пирамидку и матрешку, катает мяч, складывает баш­ню из двух-трех кубиков.

Наличие в конце первого года тупиковых движений (упорное сосание пальца, ритмическое раскачивание на четвереньках, сосре­доточенность на рассматривании рук и др.) свидетельствует об эмо­циональном неблагополучии ребенка.


176 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

§ 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни

Стремительный темп развития в младенчестве обусловлен созрева­нием центральной нервной системы; биологические факторы (гене­тические, морфологические, физиологические) выступают как усло­вия, обеспечивающие возможность развития психики. Установлено, что важным критерием созревания, например, является образова­ние изолирующей миелиновой оболочки на проводящих путях, в ре­зультате чего значительно увеличивается скорость проведения нерв -ных импульсов. Специфические условия для раннего формирования новых психических возможностей состоят в том, что в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный си -наптогенез — образование синапсов (контактов между нейрона­ми). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфо­логических контактов приблизительно к семи годам доходит до уровня, типичного для взрослых1.

Однако одних природных предпосылок для нормального разви­тия недостаточно. Существенно, что сохраняются именно те кон­такты, которые оказываются непосредственно включенными в об­работку внешних воздействий. Под влиянием опыта происходит процесс, который получил название селективной стабилизации синапсов. Избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта, так что эти данные свидетельствуют о высокой потенциальной способности к усвоению опыта детей раннего возраста. Кроме того, можно полагать, что благодаря этому воспринимаемый на данном возрастном этапе опыт, образно говоря, «встраивается» в морфологию мозговых связей, в известной мере определяя их богатство, широту и разно­образие.

В связи с широким распространением программ ранней стиму­ляции психического развития особый интерес представляет изучение влияния интенсификации обучения на психофизиологическое со­зревание детей. Первые исследования в этом направлении показы -вают, что развивающее обучение действительно приводит к измене­нию ряда параметров биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствующему о его ускоренном созревании и значи­тельном совершенствовании функций. Причем значимо меняются

i См.: Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 2001.


Глава XII. Младенчество



те параметры, которые, по современным представлениям, прямо связаны с обеспечением познавательной деятельности детей. Пред­полагается, что в изменениях психофизиологических функций под влиянием развивающего обучения находит свое отражение «зона ближайшего развития», являющаяся предпосылкой дальнейшего обучения.

«Младенчество, — по мнению авторитетного исследователя Т. Бауэра, — является решающим периодом познавательного разви­тия — в это время ребенок может многое приобрести, но и многое по­терять. Более того, потери этого периода с возрастом восполняются труднее, а приобретения остаются надолго»1. Таким образом, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка лю­дей и разнообразная сенсорная стимуляция, которую, однако, воз­можно создать в любой семье, так как она не требует больших матери­альных затрат. Народная мудрость давно подметила ценность раннего обучающего влияния; созданы детские игрушки, колыбельные, песен­ки, потешки, пестушки, прибаутки, в увлекательных и доступных фор­мах побуждающие ребенка совершенствовать свои двигательные, сен­сорные и речевые возможности. В отечественной психологии создана научно обоснованная система раннего воспитания детей в семье и в детских учреждениях. Предпринимаются попытки раннего (букваль­но с первых дней жизни) направленного обучения детей чтению и дру­гим специальным навыкам2.

§ 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года

Самые главные приобретения - ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ре­бенка в субъекта действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и пере­стройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ обще­ния со взрослым3.

i Бауэр Т. Психическое развитие младенца. С. 11.

2 См.: Аупан С. Поверь в свое дитя. М., 1993.

3 См.: Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.


178 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразова­ний младенчества относится появление так называемых м о т и в и ­рующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристал­лизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих по­требностей превращает ребенка в субъект действия1.

Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, за­тем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок на­чинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами другого человека. Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания.

Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Выготский считал появление особых аффективных состояний - ги-побилических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивле­ние взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется Я желающий1.

В случае, описанном К.Н. Поливановой, одиннадцатимесячная девочка регулярно настойчиво стремится к достижению запрещен­ного; для нее это дверь в ванную комнату, а чуть позже лестница в доме. Эти ориентиры из области недоступного явно обладают ха­рактеристиками мотивирующих представлений и порождают стремление как специфическую особенность поведения и в целом психической жизни ребенка в этом возрасте. Девочка сопровождает требования характерными вокализациями: «Дай, дай!», относящи­мися и к конкретному предмету, и к ситуации в целом. Как символ негативного отношения к ситуации, недовольство и плач включают вокализации: «Няй-няй», как воспоминание о материнском «нель­зя». Слово означивает удерживаемый аффект3.

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятель­ности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотноше-

i См.: Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 1.

2 См.: Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви­тия // Вопросы психологии. 1994. № 1.

3 См.: Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 111.


Глава XII. Младенчество



ния сна — бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плакси­вость, обидчивость).

Понимающие родители стараются направить активность стре­мящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о макси­мальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возмож­но, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасно­му предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.

ВОПРОСЫ Д Л Я САМОПРОВЕРКИ:

1. Каковы способности новорожденного и какие методы используются для их изучения?

2. В чем сущность кризиса новорожденности?

3. В чем своеобразие социальной ситуации психического развития в мла­денческом возрасте?

4. Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятельности младен­ческого возраста.

5. Обозначьте этапы развития общения младенца с другими людьми с точ­ки зрения содержания общения и используемых средств.

6. Что такое госпитализм? Каковы его причины и формы проявления?

7. Какие факторы могут рассматриваться как «угрожающие» в отношении развития дефицита общения у младенца?

8. Перечислите основные линии развития в младенческом возрасте.

9. Каковы психологические новообразования младенческого периода?

10. Вспомните симптомы и охарактеризуйте сущность кризиса одного
года.

ЗАДАНИЕ 1

Соотнесите «образ мира» новорожденного, художественно реконструи­рованный Я. Корчаком, и современные представления о сенсорных спо­собностях маленьких детей. Используйте научные понятия для харак­теристики сенсорных способностей и наметьте этапы их развития в младенчестве.

«Зрение. Свет и тьма, ночь и день. Во сне мало что происходит, наяву больше; случается что-то хорошее (грудь) или плохое (боль). Новорожденный смотрит на лампочку. И не смотрит: глазные яблоки то сходятся, то расходятся. Позже, водя взглядом за медленно передвигаемым предметом, поминутно улавливает его и теряет из виду.

Контуры тени, первые наметки линий, и все это без перспективы. Мать на рас­стоянии одного метра — уже другая тень, чем когда склоняется над ним вблизи. Сбо-


180 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

ку ее лицо — словно серп месяца, и только подбородок и губы — если смотреть снизу, лежа у матери на коленях; то же лицо — с глазами, и еще по-другому — с волосами, когда сильнее нагнется. А слух и обоняние говорят, что все это одно и то же.

Грудь — это светлое облако, вкус, запах, теплота, доброта. Младенец выпускает грудь и смотрит, изучая взглядом то удивительное что-то, которое появляется над грудью и откуда плывут звуки и веет теплом дыхания. Младенец не знает, что грудь, лицо, руки составляют единое целое — мать.

Кто-то чужой протягивает руки. Обманутый знакомым движением, знакомой картиной, ребенок переходит в эти руки. И тут только замечает ошибку. На этот раз руки отдаляют его от знакомой тени, приближая к чему-то чужому, вселяющему страх. Внезапным движением ребенок поворачивается к матери и, уже в безопасно­сти, смотрит и удивляется или, чтобы избежать опасности, уткнется матери в грудь.

Наконец лицо матери перестает быть тенью, оно изучено руками. Младенец многократно хватал мать за нос, трогал удивительный глаз, который попеременно то блестит, то, матовый, прикрыт веком, и изучал волосы. А кто из нас не видал, как он отгибает губу, осматривает зубы, заглядывает в рот, сосредоточенный, суровый, важ­ный! ТОЛЬКО ему мешает пустая болтовня, поцелуи и шутки — то, что у нас называет­ся «забавлять» ребенка. Это мы забавляемся, он изучает» (Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 39).

ЗАДАНИЕ 2

Какие особенности раннего воспитания в племени арапешей приводят к тому, что из младенца постепенно формируется личность добродушного, кроткого, восприимчивого взрослого?

«В течение первых месяцев своей жизни ребенок никогда не остается один. Ко­гда мать отправляется куда-нибудь, она несет ребенка с собой либо в особой плете­ной сетке, свисающей у нее с головы, либо в перевязи из луба, закрепленной у нее под грудью....Плач ребенка — это трагедия, которой следует избегать любой ценой. Эта установка сохраняется и на всю последующую жизнь....Ребенку дают грудь, как только он начинает плакать, он всегда поблизости от какой-нибудь женщины, кото­рая дает ему свою в случае необходимости.

...Все это приучает ребенка к непрерывному теплому ощущению безопасности....Его никогда не оставляют одного; ласковая человеческая кожа и ласковые челове­ческие голоса всегда рядом с ним....Когда ребенок начинает ходить, спокойный, не­прерывный ритм его жизни несколько меняется....Мать оставляет ребенка в деревне с отцом или же с каким-нибудь другим родственником, когда идет в огород или за хворостом. Нередко она возвращается к плачущему, раздраженному ребенку. Пол­ная жалости, желая как-то искупить свою вину, она садится и кормит ребенка гру­дью в течение целого часа.

Здесь не идет речь, как у нас, о ребенке, одетом с ног до головы, которому суют твердую, холодную бутылку и требуют, чтобы он выпил свое молоко и тотчас же за­снул, так как руки матери устали держать бутылку. Вместо этого и для матери и для ребенка акт кормления — длительная, эмоционально насыщенная, полная очарова­ния игра, в которой на всю последующую жизнь складывается добродушная, теплая чувственность.

Когда маленький ребенок лежит на коленях матери, согретый и сияющий от ее внимания, она закладывает в нем доверие к миру, дружественное восприятие пищи, собак, свиней, людей. Она держит кусочек таро в руке и, пока ребенок сосет грудь, повторяет нежным, певучим голосом; "Хорошее таро, хорошее таро, съешь его, съешь его., маленький кусочек таро, маленький кусочек таро, маленький кусочек


Глава XIII. Раннее детство



таро". А когда ребенок на мгновение выпускает грудь, то она кладет ему в рот кусо­чек таро. В это время собака или поросенок суют свой попрошающий нос под руку матери. Их не отгоняют, кожа ребенка и шерсть собаки соприкасаются, а мать неж­но поглаживает их обоих, бормоча: "Хорошая собака, хороший ребенок, хорошая собака, хорошая, хорошая"». (Mud M. Культура и мир детства. М., 1988. С. 259, 260, 262).

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте высказывание психолога, занимающегося проблемой оказания помощи младенцам и их родителям:

«Сегодня, в 90-е годы XX века, мы воспринимаем ребенка не совсем так, как наши предшественники. Мы уверены, что с самого рождения — а быть может, и не­сколько ранее, на пренатальной стадии — ему свойственна достаточно сложная пси­хическая жизнь. И с сожалением констатируем, что неотложные вмешательства сразу после рождения, как правило, требуют условий, препятствующих общению ребенка с родителями» (Мать, дитя, клиницист / Под ред. G.Fava Vizziello, D.N. Stern. M., 1994. С. 276).

Как вам кажется, изменилось ли что-то в практике отечественного здравоохранения с учетом этих новых установок? Что еще требует пере­смотра?

Дополнительная литература:

Авдеева Н.Н., Мещерякова СЮ. Вы и младенец. М., 1991.

Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986.

Троф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 1992.

Субботский Е.В. Концепция А.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчест -ве // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 88-92.

Фигурин А.Н., Денисова М,П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рож­дения до одного года. М., 1961.

Глава XIII РАННЕЕ ДЕТСТВО

§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. По-


182 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

степенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоя­тельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и оп­ределенная самостоятельность.

Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая «робинзонада» не способна обеспечить эффективное развитие чело­века. На основании ситуативно-личностной формы общения стро­ится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды.

Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребе­нок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с прось­бой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуатив ­но-деловое общение, которое представляет собой практиче­ское, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действи­ем с ним. Средства общения — это привлечение внимания к пред­мету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по на­значению, совместные игры.

Взрослый для ребенка раннего возраста — это прежде всего со­участник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оце­нивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживаю­щий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Характеристики полноценного общения ребенка раннею воз­раста со взрослыми1:

— инициативность по отношению к старшему, стремление при­влечь его внимание к своим действиям;

— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, на­стойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;

1 См.: Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996. С. 13.


Глава XIII. Раннее детство



— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;

— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и пе­рестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрос­лого, тонкое различение похвалы и порицания;

— активное использование речи во взаимодействии.

§ 2. Развитие предметной деятельности

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипуля-тивная или, точнее, орудийно-предметная деятель­ность. Особенно значимыми для психического развития считают­ся орудийные и соотносящие действия. Орудийно-предметные действия — это действия с предметом-орудием в соответствии с об­щественной функцией и общественно выработанным способом ис­пользования. Примеры орудийных действий - пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Сложность выполнения такого действия заклю­чается в том, что ребенок должен научиться действовать не «в логи­ке руки», когда предмет используется как естественное ее продол­жение, а в логике самого орудия, т. е. нужно приспособить движе­ние руки к специфическим свойствам предмета.

Один из классических примеров, описанный П.Я. Гальпериным, - овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки — ребенок пытается поднести ложку ко рту по кратчайшему расстоянию, так же как зажатый в кулаке сухарь. Лишь постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго гори­зонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам1.

Как происходит обучение? Д.Б. Эльконин выделил логику ус­воения предметного действия ребенком. Приведем пример из на­блюдений Эльконина за поведением внука в возрасте от 1 года до 2 лет:

«Андрей (второй год жизни) не умеет слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вперед головой или как-то боком. Бабушка учит Андрея. Она поворачивает его головой к спинке дивана, спускает одну его ногу с дивана, затем — другую. И при этом все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» В последующих попытках она уже

1 См.: Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. С. 195-203.


184 Раздел пятый. Онтогенетическое психическое развитие человека...

только поддерживает мальчика, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время Андрей вновь оказыва­ется на диване и ему надо слезть с него. Он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно спускает одну ногу, потом другую. Каждое движение он сопровождает словами: «Баба, так! Баба, так!» А затем, встав ногами на пол, вос­клицает: "Андрей-молодец!"» 1

Главное звено обучения - образец действия, который дает ре­бенку взрослый. Анализируя процесс усвоения предметных дей­ствий, Д.Б. Эльконин выделил следующие закономерности2:

1. Ребенок производит те или иные действия потому, что они представляют собой совместную со взрослым деятельность или вы­полняются по поручению взрослого. Смысловой центр ситуации ус­воения предметных действий — взрослый и совместная деятельность с ним.

2. Ребенок вначале усваивает в новых действиях наиболее об­щее: цель, смысл, основной рисунок, т.е. то, что делает действия ос­мысленными, целенаправленными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...