Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна




Основной предмет Развитие психики

исследования

Методы исследования I Наблюдения

Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность

Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш-

ления, речи и других сторон психики ребенка

Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды

Ценное Принцип целостности личности. Взаимодействие,

взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз­вития

Направления критики Акцент на наследственности, а среда как внешний фактор, проявляющий уже изначально данное

См.: Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922.


54 Раздел второй. Историческое становление возрастной психологии

Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрица­тельные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Та­ким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой ок­ружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей.

Штерн утверждал, что существует не только общая для всех де­тей определенного возраста нормативность, но и нормативность ин­дивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важ­нейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систе­матическое наблюдение за процессом формирования речи. Резуль­таты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые норма­тивы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внима­ние на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил ос­новные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.

Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской психологии (исследование когнитивных процессов, изучение разви­тия эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды мно­гих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды

Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных ф а к т о р о в в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных на­родностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обуче­ния детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специ­фической культуры обогащает общее понятие социализации.


Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.... 55

Мид выделила три типа культур в истории человечества — пост­фигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигура-тивные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, совре­менников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей)1. Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психо­логии личности и возрастной психологии; она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка.

Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерми­нации психического развития в теоретических положениях и эмпи­рических исследованиях ряда крупнейших психологов.

ВОПРОСЫ Д Л Я САМОПРОВЕРКИ:

1. Обозначьте основные тенденции в развитии возрастной психологии в период первой трети XX в.

2. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

3. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в под­ходах М. Монтессори и А. Гезелла? Какие педагогические выводы логи­чески следуют из их взглядов?

4. Какова основная идея теории К. Бюлера?

5. В чем ограниченность метода зоопсихологического эксперимента в дет­ской психологии? Что можно и что нельзя установить с его помощью?

ЗАДАНИЕ

Прочитайте отрывок из воспоминаний участника опытов А. Гезелла. Най­дите упоминания о схеме организации исследования и методах изучения детского развития, использованных Гезеллом:

«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью-Хайвене, к о г д а я б ы л е щ е ребенком: меня, 10-месячного м а л ы ш а, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разгова­ривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тет-р а д к у все, ч т о о н а рассказывала ему. О т е ц о б ы ч н о не х о д и л с нами на э т и осмотры.

Как только мы ПОЯВЛЯЛИСЬ В лаборатории, меня помещали под какой-то стек­лянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что про­исходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов.

Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Йельской детской поликли­нике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Мне повезло, когда я вырос, то оказался участником наиболее масштабных за всю историю науки исследований и экспериментов по проблемам развития детей, начиная с рождения.

i См.: Мид М. Культура и мир детства. С. 322.


56 Раздел второй. Историческое становление возрастной психологии

Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы — сначала просто о моем самочувствии, а по­том, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них.

Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с ок­ружающими. М., 1992. С. 36—37).

Дополнительная литература:

Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. С. 34—49.

Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической ан­тропологии / Под ред. Б.М. Бим-бада и О.Е. Кошелевой. М., 1998.

Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.

Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1989.

Leach P. Children first: What our society must do — and is not doing — for our children today. N. Y., 1994.


Раздел третий

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития пси­хики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939)1. Психиче­ское развитие в психоанализе отождествляется с процессом услож­нения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций.

Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес­сов) — сознание, п р е д с о з н а н и е и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси­хики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влече­ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз­нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо­димому.

Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре­менно.

Оно (Ид) — примитивное ядро личности; оно имеет врожден­ный характер, находится в бессознательном и подчиняется принци­пу удовольствия. Ид содержит врожденные импульсивные влече­ния (инстинкт жизни Эрос и инстинкт смерти Танатос) и составляет энергетическую основу психического развития.

i См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.


58 Раздел третий. Основные концепции психического развития...

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реально­сти. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетво­рены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в те­чение жизни должен ослабевать.

Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контро­лирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, на­пряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд за­щитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается пережива­ниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд ' не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова­нию основных положений своей теории развития личности, анали­зируя невротические нарушения взрослых пациентов.

Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрей­дом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905)1. Он исходил из идеи, что человек рождается с неким коли­чеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго опреде­ленной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии).

Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем лю­дям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрас­тного развития 3. Фрейда называют психосексуальной тео­рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на ос-

1 См.: Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессозна­тельного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 123 - 202.


Глава V. Психическое развитие как развитие личности... 59

новную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

Стадии — это своего рода ступени на пути развития, и существу­ет опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компонен­ты детской сексуальности могут стать предпосылками невротических симптомов последующей жизни.

1. О р а л ь н а я стадия продолжается от рождения до 18 ме­
сяцев. Главный источник удовольствия на начальной стадии психо­
сексуального развития соединяется с удовлетворением основной ор -
ганической потребности и включает действия, связанные с
кормлением грудью: сосание, кусание и глотание.

На оральной стадии складываются установки в отношении дру­гих людей — установки зависимости, опоры или независимости, до­верия. Мать пробуждает в ребенке сексуальное влечение, учит его любить. Именно оптимальная степень удовлетворения (стимуля­ции) в оральной зоне (грудного вскармливания, сосания) заклады­вает основы здоровой самостоятельной взрослой личности.

Крайности материнского отношения в первые шесть месяцев жизни (чрезмерная или, напротив, недостаточная стимуляция) ис­кажают личностное развитие, происходит фиксация оральной пас­сивности. Это означает, что взрослый человек будет использовать в качестве способов адаптации к окружающему миру демонстрации беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в постоянном одоб­рении своих действий со стороны. Слишком много родительской нежности ускоряет половую зрелость и делает ребенка «избалован­ным», зависимым.

Во второй половине первого года жизни, с прорезыванием зу­бов, когда акцент смещается на действия кусания и жевания, насту­пает орально-садистическая фаза оральной стадии. Фиксация на орально - садистической фазе приводит к таким чертам взрослой личности, как любовь к спорам, цинично-потребительское отноше­ние к другим, пессимизм.

Область рта, по мнению Фрейда, остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Привязанность либидо к оральной зоне иногда сохраняется и у взрослого и дает о себе знать остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей, жеванием резинки и т.п.

2. Анальная стадия развития личности, связанная с воз­
никновением Эго, приходится на возраст от 1 —1,5 до 3 лет. Аналь­
ная эротика связана, по Фрейду, с приятными ощущениями от ра­
боты кишечника, от выделительных функций, с интересом к
собственным фекалиям.


60 Раздел третий. Основные концепции психического развития...

На этой стадии родители начинают приучать ребенка пользо­ваться туалетом, впервые предъявляя ему требование отказаться от инстинктивного удовольствия. Способ приучения к туалету, практи­куемый родителями, определяет будущие формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожне­нию кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как прояв­ления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитив­ный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.

При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возника­ют своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запо­ров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживаю-щего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкива-ющего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).

3. Ф а л л и ч е с к а я стадия (3—6 лет) — стадия психосексуаль­ного развития с участием уже собственно генитальной зоны. На фал­лической стадии психосексуального развития ребенок часто рассмат­ривает и исследует свои половые органы, проявляет интерес к вопросам, связанным с появлением детей и половыми отношениями.

Именно в этот возрастной период в индивидуальном развитии ка­ждого человека возрождается некий исторический конфликт — ком­плекс Эдипа. У мальчика обнаруживается желание «обладать» матерью и устранить отца. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх предполагаемого жестокого наказа­ния с его стороны, страх кастрации, в трактовке Фрейда.

Амбивалентные чувства ребенка (любовь/ненависть к отцу), которые сопровождают Эдипов комплекс, преодолеваются между пятью и семью годами. Мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери. И д е н т и ф и к а -ция себя с отцом (подражание интонациям, высказываниям, по­ступкам, заимствование норм, правил, установок) способствует возникновению Супер-Эго, или совести, последнего компонента структуры личности.

У девочек Фрейд подразумевает аналогичный доминирующий комплекс — комплекс Электры. Разрешение комплекса Элек-


Глава V. Психическое развитие как развитие личности... 61

тры также происходит путем идентификации себя с родителем сво­его пола — матерью и подавления тяготения к отцу. Девочка, уве­личивая сходство с матерью, получает символический «доступ» к своему отцу.

4. Л а т е н т н а я стадия — сексуальное затишье, от 6—7 лет до 12 лет, до начала подросткового возраста. Запас энергии на­правляется на несексуальные цели и занятия — учебу, спорт, позна­ние, дружбу со сверстниками, в основном своего пола. Фрейд особо подчеркивал значение этого перерыва в сексуальном становлении человека как условия для развития высшей человеческой культуры.

5. Г е н и т а л ь н а я с т а д и я (12 — 18 лет) — стадия, обуслов­ленная биологическим созреванием в пубертатный период и завер­шающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуаль­ных и агрессивных побуждений, комплекс Эдипа возрождается на новом уровне Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит ин­терес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. В норме в юности происходит поиск места в обществе, выбор брачного партнера, создание семьи.

Одна из самых значительных задач этой стадии — освобождение от авторитета родителей, от привязанности к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса противоположность старого и нового поколений.

Гениталъный характер — это идеальный тип личности с пси­хоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она мно­гогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откла­дывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуаль­ных отношениях и забота о других людях.

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функциони­рует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории раз­вития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии лич­ности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщест­ва и т.п.).


62 Раздел третий. Основные концепции психического развития..

Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в ран­нем детстве, травматические переживания в детские годы и фикса­ция либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в буду­щем.


Психоанализ 3. Фрейда


Таблица 7


 


Основной предмет исследования

Методы исследования

Основные понятия

Основные идеи

Факторы развития

Ценное

Направления критики


Развитие личности

Анализ клинических случаев, метод свободных ассоциа­ций, анализ сновидений, оговорок и т.д.

Уровни психики (сознание, предсознание, бессознатель­ное), структура личности (Ид, Эго, Супер-Эго), пси­хологическая защита, сексуальная энергия (либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смер­ти, стадии психосексуального развития, эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация, кон­фликт, остаточное поведение, фиксация, генитальный характер

Изначальный антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие личности как адаптация индивида к социаль­ному миру. Развитие личности = психосексуальное раз­витие. Развитие личности наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается с окончанием полового созре­вания. Стадии развития личности в неизменной, задан­ной биологическим созреванием последовательности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, гени-тальная

Внутренний (биологическое созревание, преобразования количества и направленности сексуальной энергии) и внешний (социальный, влияние общения с родителями)

Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важ­ность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка

— Мифологичность

— Отсутствие строгих формализованных методов иссле­дования, статистических данных

— Трудность проверки

— Пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста


Глава V. Психическое развитие как развитие личности... 63

Ценность психоаналитической концепции в том, что это динамическая концепция развития, в ней показана сложная гамма переживаний, единство душевной жизни человека, ее несво­димость к отдельным функциям и элементам. Хотя эти представле­ния в большой степени мифологичны, тем не менее они обнаружи­вают значимость детства, важность и долговременностъ родительского влияния. Общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и срывы адаптации сказываются впоследствии, проявля­ются характерными проблемами уже у взрослого человека. Психо­аналитики настаивали на том, что негативный детский опыт приво­дит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности и такой взрослый будет испытывать значительные трудно­сти с собственным ребенком, в реализации родительской роли.

Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно счи­тать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными егр словами и поступками вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его. Так, К.Г. Юнг, ана­лизируя «конфликты детской души», критически замечает: «Ведь обычно к детям совсем не прислушиваются, обычно их (в любом возрасте) опекают, точно невменяемых, чуть только дело коснется чего-нибудь существенного, все же остальное сводится к дрессиров­ке, ведущей к автоматоподобному совершенству» (выделено нами. — И.Ш.). Такой подход, по мнению Юнга, неприемлем: «Надо брать детей такими, каковы они в действительности, надо перестать видеть в них только то, что мы хотели бы в них видеть, а воспитывая их, надо сообразоваться не с мертвыми правилами, а с естественным направлением развития»1.

Дальнейшее развитие психоаналитического направления в пси­хологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М. Малер и др.

§ 2. Психоанализ детства

Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого, отсут­ствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербаль­ного развития недостаточен для оформления своих переживаний в

1 Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. С. 161.


64 Раздел третий. Основные концепции психического развития...

словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и сообщения роди­телей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей1. Последователи Фрейда в области детского психо­анализа А. Фрейд и М. Кляйн создали собственные, различающиеся варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895—1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды «Введение в детский психоанализ» (1927), «Норма и патология в детстве» (1966) и др. заложили ос­новы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляю -щих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним ми­ром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности2.

А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические мето­ды на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкова­ние сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения ме­тода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессоз­нательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности - чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и та­ким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Бо­гатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, осо­бенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что,

1 См.: Психоанализ детской сексуальности (3. Фрейд, К. Абрахам. К.Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци) / Под ред. В.Л. Лукова. СПб., 1997.

2 См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.


Глава V. Психическое развитие как развитие личности... 65

увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, пред­ложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской те­рапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без по­сторонней помощи. Особое значение имеет характер общения ре­бенка со взрослым: «Чтобы мы ни начинали делать с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ре­бенком. Чем труднее работа, которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь», — подчеркивала А. Фрейд1. При организа­ции исследовательской и коррекционной работы с трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть на­правлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с дру­гой стороны, заставляет опасаться наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контроли­ровать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть дости­жений принадлежит силам Я ребенка, а остальная — давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно.

При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспита­тельные воздействия - могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработа­ла свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте2. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возмож­ности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрос­лого; этапы игры — это аналоги ассоциативной продукции взрос­лого.

1 Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991. С. 36.

2 См.: Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзеке, Дж. Райвери, П. Хай-
манн. М., 2001.


66 Раздел третий. Основные концепции психического развития...

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия1. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность сво­бодно действовать в течение часа.

Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техни­ки являются простые немеханические игрушки: деревянные муж­ские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгоро­ди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, ка­рандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выра­жать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подска­занные реальным опытом ребенка.

Игровая комната также должна быть оборудована весьма про­сто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хра­нятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие при­звано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику.

Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и торможения в иг­рах приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Пе­рерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состоя­ния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам се­мьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противо­стояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление испра­вить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющих­ся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпрета-

I См.: Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1 997. С. 8-13.


Глава V. Психическое развитие как развитие личности... 67

ции значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не на­стаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы.

Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участ­вует в его игре. М. Кляйн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах.

Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лече­ние семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и пло­хим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигры­вать волновавшие ее отношения с одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны тера­певта, девочка стала больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация.

Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотера­певта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психо­аналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизиро­вавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных намерений.

Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через ана­лиз тревожности и защитных механизмов ребенка. Регулярное вы­сказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помо­гает ему справиться с возникающими трудностями и конфликтами.

Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе. Так, Д.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно сво­бодной игры (play) в сравнении с игрой по правилам (game)1.

I См.: Винникот Д..В. Разговор с родителями. М., 1995. С. 44.


68 Раздел третий. Основные концепции психического развития...

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей

Познание детской психики с помощью психоанализа и игровой тех­ники расширило представления об эмоциональной жизни маленьких детей, углубило понимание самых ранних стадий развития и их дол­говременного вклада в нормальное или патологическое развитие психики во взрослые периоды жизни.

Детский психоаналитик Дж. Боулби рассматривал прежде всего эмоциональное развитие детей1. Его теория привязанности осно­вана на синтезе современных биологических (этологических) и пси­хологических данных и традиционных психоаналитических пред­ставлений о развитии.

Ключевая идея теории Боулби состоит в том, что мать важна не только потому, что она удовлетворяет первичные органические по­требности ребенка, в частности утоляет голод, но главное — она создает ребенку первое чувство привязанности2. В первые месяцы жизни крики и улыбки ребенка гарантируют ему материнскую забо -ту, внешнюю безопасность и защищенность. Эмоционально защи­щенный ребенок более эффективен в своем исследовательском пове­дении, ему открыты пути здорового психического развития. Разнообразные нарушения первичной эмоциональной связи между матерью и ребенком, «расстройства привязанности» создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний (например, депрессивных состояний).

Идеи Боулби сразу нашли применение и начиная с 1950-х гг. привели к практической реорганизации системы больничного ре­жима для маленьких детей, позволившей не отрывать ребенка от матери.

Р. Шпиц подчеркивает, что взаимоотношения между ребенком и матерью в самом раннем возрасте оказывают влияние на форми­рование его личности в последующем3. Очень показательными для психоаналитического подхода к исследованию и коррекции развития в детском возрасте являются такие понятия, как «привязанность», «безопасность», установление близких взаимоотношений детей и взрослых, создание условий для налаживания вз

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...