Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 12. Фотоколлаж, созданный 11-летним мальчиком, отражающий особенности его самовосприятия, интересы и увлечения




Большое сходство с фотоколлажом имеет ассамбляж с ис­пользованием фотографий. Ассамбляжи могут представлять собой расположенную на определенной плоскости, например, на листе бумаги, группу предметов — разнообразных природ­ных (камни, семена, ракушки и т. д. ) и техногенных объектов. Некоторые из таких предметов могут являться личными веща­ми клиента или участников группы, другие же могут быть най­дены ими на улице или входить в оснащение арт-терапевтического кабинета. Наряду с этими предметами участники арт-терапевтических занятий могут использовать фотографичес­кие образы.

Одно из существенных преимуществ художественной прак­тики, связанной с созданием ассамбляжей, заключается в том, что большинство предметов и образов при этом используются в готовом виде. Создание авторской продукции возможно глав­ным образом за счет отбора и расстановки объектов и готовых образов, а также наделения их определенных, подчас совер­шенно новым смыслом (рефрейминг), аналогично тому, как это происходит при создании фотоколлажа. В некоторых слу­чаях предметы и фотографии могут использоваться в сочета­нии с графикой, живописью и лепкой. Так, например, участ­ники занятий могут создать рисунок, выполняющий роль сво­еобразного «подноса», на котором затем располагаются раз­личные предметы и фотографии. Создание композиций тако­го рода, как и при работе в технике фотоколлажа, может про­текать как индивидуально, так и в парах и группах.

Использование предметов в сочетании с фотографиями обеспечивает возможность перемещения предметов и образов в пределах композиции, что позволяет находить для них новые значения, драматизировать композицию разыгрывая взаимо­действия между персонажами, ассоциирующимися с предме­тами и фотографиями. Масштабы композиций определяются размерами предметов и фотографий.

Ассамбляжи с использованием фотографий могут иметь тематическую основу. В своей арт-терапевтической работе, мы, например, иногда предлагаем участникам арт-терапевти-ческих занятий создать ассамбляжи, отражающие их представ­ление о себе и своих ролях, разнообразных ресурсах и систе­ме отношений. Все это может иметь большую ценность в ра­боте с жертвами насилия.

Примером фотоколлажа, созданного в ходе арт-психотерапии девушкой — жертвой сексуального насилия, может яв­ляться следующая работа (рис. 13). Клиентка, 20 лет, Ирина (имя изменено) создала фотоколлаж во время прохождения короткого арт-терапевтического тренинга, включавшего все­го четыре занятия. В качестве основных мотивов своего учас­тия в тренинге девушка назвала желание познакомиться с арт-терапией и тем самым лучше определиться со своей будущей профессией, а также поработать со своими проблемами, ис­пользуя новые для себя формы психотерапевтической прак­тики. У Ирины отмечаются колебания настроения, тревожно-ажитированные состояния, а также ночные страхи. Ранее она неоднократно работала со своими проблемами, проходя ана­литическую и трансперсональную психотерапию.

Из анамнеза девушки известно, что в детстве она неоднок­ратно являлась жертвой сексуального насилия и домогательств со стороны отца. Однако ее мать, зная об этом, не решалась разорвать отношения с ним. Чтобы обезопасить девочку, она отдала ее бабушке, у которой она жила начиная с шестилетне­го возраста. Став подростком, Ирина имела опыт ранних сек­суальных, в том числе лесбийских, отношений. В ходе тренин­га она себя характеризовала как бисексуалку. Уже на втором занятии, комментируя свою изобразительную продукцию, она проявила значительную открытость, откровенно рассказала о разных, в том числе интимных моментах своей биографии и проблемах.

Ирина занималась в музыкальной школе, имела успехи. Ув­лекалась рисованием и любит рисовать в свободное время. Считает, что творческие занятия помогают ей стабилизиро­вать свое эмоциональное состояние, разобраться в себе. С под­росткового возраста активно знакомится с психологической литературой. Отчасти благодаря этому у нее сформировалась готовность работать с психотерапевтом. Ирина считает, что этому также способствует ее общение с другом (с которым она живет уже более года), мужчиной старше ее по возрасту, име­ющим психологическое образование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...