Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 13. Фотоколлаж участницы арт-терапевтического тренинга (20 лет), неоднократно подвергавшейся в детстве сексуальному насилию




Рис. 13. Фотоколлаж участницы арт-терапевтического тренинга (20 лет), неоднократно подвергавшейся в детстве сексуальному насилию

Ирина признала, что работа с психотерапевтами помогла ей достичь большей эмоциональной стабильности. Судя по ее поведению и художественной продукции, созданной в ходе арт-терапевтического тренинга, травматичный опыт, связанный с перенесенным сексуальным насилием, уже в значительной степени был ею проработан, хотя, как она сама признала в конце тренин­га, арт-терапия дала ей дополнительные возможности и позволи­ла по-новому взглянуть на себя и осознать свои ресурсы.

Фотоколлаж Ирины имеет яркий, символический характер. Примечательно, что в ходе занятия она проявила большую ув­леченность работой. Ей даже не хватило времени занятия, и она попросила ведущего дать ей возможность завершить рабо­ту дома. Придя на следующее занятие, она сказала, что посвятила ей более двух часов. Просматривала журналы, тщательно выбирала образы.

Поскольку группа включала всего пять человек, у Ирины была возможность подробно его прокомментировать. Хотя, создавая коллаж, психологическую нагрузку образов Ирина не осознавала, но во время его обсуждения она неоднократно делала ссылки на свои отношения и историю жизни, благода­ря чему признала, что фотоколлаж является символическим изображением ее жизненного пути.

Можно отметить высоко интегрированный и в то же время мистический, трансперсональный характер изображения. Имеется целый ряд человеческих фигур, изображенных цели­ком и в движении — как мужских, так и женских. По внешней границе коллажа также расположены лица мужчин и женщин. Их взоры обращены на центральный элемент изображения — дерево. Примечательно, что по внешней границе кроны дерева расположены глаза и губы, которые Ирина ассоциировала со способностью видеть и чувствовать, «вбирать в себя» разнооб­разный опыт, контактировать с окружающим миром. Хотя восприятие фотоколлажа Ириной в целом позитивно, можно признать наличие в нем визуальных индикаторов сексуально­го насилия — глаз (см. рис. 13).

Создание художественной рамки для фотографии

Выбор или создание рамки для фотографии может быть важ­ной частью арт-терапевтической помощи жертвам насилия.

Клиент — как ребенок, так и взрослый — может пользоваться при этом широким набором материалов и изобразительных средств и проявлять творческое начало. Иногда выбор и созда­ние рамки происходит по инициативе самих участников арт-терапевтических занятий. В некоторых случаях, зная о психо­терапевтическом значении рамки, специалист может предла­гать им изготовить рамку для конкретной фотографии в каче­стве самостоятельного творческого задания. Ниже рассматри­ваются некоторые функции рамки, имеющие большое значе­ние для достижения психотерапевтических эффектов при ра­боте с жертвами насилия. Рамка — это конечно же средство работы с самим визуальным образом, его художественного оформления. Она помогает усилить эффект зрительного вос­приятия фотографии. Однако основное внимание мы уделим обсуждению ее психологических функций.

В некоторых случаях рамка позволяет разрешить или за­вершить психологически сложную ситуацию, способствует разрешению внутреннего конфликта. Создание рамки в опре­деленной степени обеспечивает проработку психологическо­го материала — осознание тех чувств и отношений, с которы­ми фотография связана. Рамка также может служить компен­сации, то есть позволяет восполнить, добавить то, что отсут­ствует на снимке и в той ситуации, которую он передает. По­этому имевшиеся ранее при восприятии фотографии чувства напряжения и незавершенности могут смениться чувством удовлетворения.

В некоторых случаях рамка представляет собой рисунок или коллаж, напоминая технику «графической разработки», ког­да человека специально просят поместить фотографию или вырезанный из нее фрагмент, например, его изображение, на чистый лист бумаги, а затем создать для фотографического образа новую среду, разрисовывая лист бумаги вокруг сним­ка. Такой прием позволяет не только завершить или изменить ситуацию, но и привнести в фотографический образ новый смысл, то есть обеспечить рефрейминг.

Важна также защитная функция рамки. Она дает ощущение безопасности, являясь визуальным контейнером, охраняющим то, что в нее помещено — определенный психологически значимый материал, чувства, представления, ценности, опыт авто­ра. Если передаваемые фотографией чувства и представления автора сложны и противоречивы, потребность в использовании рамки в ее защитной, контейнирующей функции будет особен­но высока. Следует учесть, что своеобразной рамкой, контей­нером подчас является фотоальбом, а также та физическая сре­да с определенными границами, в которую помещается фото­графия. Иногда рамка также помогает дистанцироваться от сложной ситуации или поменять ракурс ее восприятия.

Рамка, конечно же, связана с предъявлением фотографи­ческого образа, практикой экспонирования, размещением художественных фотографий в пространстве - галерейном, домашнем и т. д. Она подчеркивает художественные достоин­ства образа, его выразительность. При этом она часто бывает связана с проявлением механизма сублимации, обеспечивая трансформацию, «облагораживание» психологически значи­мого материала, его эстетизацию.

За счет сублимирующей, эстетизирующей функции рам­ка способна придавать ценность визуальному образу и сто­ящей за ней внутренней реальности автора. Это подчас по­могает повысить его самооценку и придает ценность его опы­ту, даже если он был сложен или травматичен. Можно тем самым помочь автору признать свой опыт в качестве внут­реннего ресурса. Несомненно, рамка подчеркивает особен­ности «я»-концепции автора, его отношение к себе самому. Ее создание иногда также помогает в какой-то степени изме­нить это отношение.

Очень важно, что рамка нередко способствует осознанию психологического значения образа, иногда — обнаружению скры­того, латентного смысла. Это особенно ярко может проявлять­ся в том случае, если фотографический образ символичен. Та­ким образом, рамке присуща и смыслообразующая функция.

Нельзя не отметить способность рамки иногда подчерки­вать авторство фотоработы, отнесенность снимка к опреде­ленному лицу — ее хозяину. Она усиливает ощущение соб­ственности, обладания и тем опытом, который она выражает. За счет помещения фотографии в раму может происходить акт «присвоения» опыта, осознание его связи с самим собой, принятия на себя ответственности за определенные пережива­ния и представления. Иногда такое присвоение опыта, подчер­кивание своего обладания кем-либо или чем-либо осуществ­ляется путем помещения в раму того снимка (и соответствен­но того, что он передает), который человек сам не создавал.

Большое значение при создании или выборе рамки может иметь материал, из которого она изготовлена. Материал и цвет рамки могут рассматриваться как средства символического вы­ражения чувств и представлений. Материалы могут быть самы­ми разными — керамика, гипс, стекло, металл, картон, пласт­масса, ткань, дерево и другие природные материалы. Иногда со­здание своими руками рамы из выбранного автором материа­ла, даже если это требует значительного времени, очень важно.

Иногда рама может создаваться в техниках коллажа или ассамбляжа, то есть составляется из плоских или объемных деталей, готовых предметов — таких, как бобы, семена, кам­ни, листья, цветы, песок, монеты или купюры, наклейки и т. д. Таким образом, создание рамки может быть особой, чрез­вычайно интересной областью художественной практики, связанной с использованием фотографий в работе с жертва­ми насилия.

Примером фоторамки, созданной девушкой, перенесшей сексуальное насилие, может быть следующая работа (рис. 14). Фоторамка создана той же самой клиенткой, коллаж которой был представлен выше. Работа по созданию фоторамки прово­дилась на одном из занятий, вскоре после работы с техникой фотоколлажа. Обращает на себя внимание композиционное сходство обеих работ и наличие в ним общих символических элементов. Так, например, фоторамка имеет округлую форму, и напоминает столь же круглую крону дерева на фотоколлаже. И рамка, и крона заключают в себе внутреннее пространство, создавая для него толстые, двойные границы, имеющие внеш­ний и внутренний контур. И то и другое служит символичес­ким контейнером, защищающим то, что находится внутри. Потребность в таком символическом контейнере может отра­жать хрупкое «я» клиентки, возможно также — хрупкий теле­сный образ «я» и в то же время потребность в психологичес­кой интеграции и сохранении внутренней стабильности.

На фотоколлаже внутреннее пространство крута включает еще одно изображение дерева, которое клиентка прокоммен­тировала как отражение своей мечты, возможность самореа­лизации, то, к чему она стремится. Внутрь фоторамки клиент­ка планировала поместить свой фотопортрет, возможно тот, который ей еще предстоит создать. Она сказала, что этот фо­топортрет должен отражать ее «приход к самой себе, состоя­ние целостности и гармонии с миром», и что это станет воз­можным благодаря ее занятиям в будущем любимым делом — творческой деятельностью, возможно, работой психолога с детьми из детских домов, в том числе перенесшими насилие. Можно признать, что помимо контейнирования сложных пе­реживаний и защиты границ «я» клиентки, создание рамки выполняло смыслообразующую функцию, помогало ей осоз­нать свои потребности и жизненные цели.

Рис. 14. Рамка-контейнер, созданная участницей арт-терапевтического тренинга,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...