Рис. 13. Фотоколлаж участницы арт-терапевтического тренинга (20 лет), неоднократно подвергавшейся в детстве сексуальному насилию
Рис. 13. Фотоколлаж участницы арт-терапевтического тренинга (20 лет), неоднократно подвергавшейся в детстве сексуальному насилию Ирина признала, что работа с психотерапевтами помогла ей достичь большей эмоциональной стабильности. Судя по ее поведению и художественной продукции, созданной в ходе арт-терапевтического тренинга, травматичный опыт, связанный с перенесенным сексуальным насилием, уже в значительной степени был ею проработан, хотя, как она сама признала в конце тренинга, арт-терапия дала ей дополнительные возможности и позволила по-новому взглянуть на себя и осознать свои ресурсы. Фотоколлаж Ирины имеет яркий, символический характер. Примечательно, что в ходе занятия она проявила большую увлеченность работой. Ей даже не хватило времени занятия, и она попросила ведущего дать ей возможность завершить работу дома. Придя на следующее занятие, она сказала, что посвятила ей более двух часов. Просматривала журналы, тщательно выбирала образы. Поскольку группа включала всего пять человек, у Ирины была возможность подробно его прокомментировать. Хотя, создавая коллаж, психологическую нагрузку образов Ирина не осознавала, но во время его обсуждения она неоднократно делала ссылки на свои отношения и историю жизни, благодаря чему признала, что фотоколлаж является символическим изображением ее жизненного пути. Можно отметить высоко интегрированный и в то же время мистический, трансперсональный характер изображения. Имеется целый ряд человеческих фигур, изображенных целиком и в движении — как мужских, так и женских. По внешней границе коллажа также расположены лица мужчин и женщин. Их взоры обращены на центральный элемент изображения — дерево. Примечательно, что по внешней границе кроны дерева расположены глаза и губы, которые Ирина ассоциировала со способностью видеть и чувствовать, «вбирать в себя» разнообразный опыт, контактировать с окружающим миром. Хотя восприятие фотоколлажа Ириной в целом позитивно, можно признать наличие в нем визуальных индикаторов сексуального насилия — глаз (см. рис. 13).
Создание художественной рамки для фотографии Выбор или создание рамки для фотографии может быть важной частью арт-терапевтической помощи жертвам насилия. Клиент — как ребенок, так и взрослый — может пользоваться при этом широким набором материалов и изобразительных средств и проявлять творческое начало. Иногда выбор и создание рамки происходит по инициативе самих участников арт-терапевтических занятий. В некоторых случаях, зная о психотерапевтическом значении рамки, специалист может предлагать им изготовить рамку для конкретной фотографии в качестве самостоятельного творческого задания. Ниже рассматриваются некоторые функции рамки, имеющие большое значение для достижения психотерапевтических эффектов при работе с жертвами насилия. Рамка — это конечно же средство работы с самим визуальным образом, его художественного оформления. Она помогает усилить эффект зрительного восприятия фотографии. Однако основное внимание мы уделим обсуждению ее психологических функций. В некоторых случаях рамка позволяет разрешить или завершить психологически сложную ситуацию, способствует разрешению внутреннего конфликта. Создание рамки в определенной степени обеспечивает проработку психологического материала — осознание тех чувств и отношений, с которыми фотография связана. Рамка также может служить компенсации, то есть позволяет восполнить, добавить то, что отсутствует на снимке и в той ситуации, которую он передает. Поэтому имевшиеся ранее при восприятии фотографии чувства напряжения и незавершенности могут смениться чувством удовлетворения.
В некоторых случаях рамка представляет собой рисунок или коллаж, напоминая технику «графической разработки», когда человека специально просят поместить фотографию или вырезанный из нее фрагмент, например, его изображение, на чистый лист бумаги, а затем создать для фотографического образа новую среду, разрисовывая лист бумаги вокруг снимка. Такой прием позволяет не только завершить или изменить ситуацию, но и привнести в фотографический образ новый смысл, то есть обеспечить рефрейминг. Важна также защитная функция рамки. Она дает ощущение безопасности, являясь визуальным контейнером, охраняющим то, что в нее помещено — определенный психологически значимый материал, чувства, представления, ценности, опыт автора. Если передаваемые фотографией чувства и представления автора сложны и противоречивы, потребность в использовании рамки в ее защитной, контейнирующей функции будет особенно высока. Следует учесть, что своеобразной рамкой, контейнером подчас является фотоальбом, а также та физическая среда с определенными границами, в которую помещается фотография. Иногда рамка также помогает дистанцироваться от сложной ситуации или поменять ракурс ее восприятия. Рамка, конечно же, связана с предъявлением фотографического образа, практикой экспонирования, размещением художественных фотографий в пространстве - галерейном, домашнем и т. д. Она подчеркивает художественные достоинства образа, его выразительность. При этом она часто бывает связана с проявлением механизма сублимации, обеспечивая трансформацию, «облагораживание» психологически значимого материала, его эстетизацию. За счет сублимирующей, эстетизирующей функции рамка способна придавать ценность визуальному образу и стоящей за ней внутренней реальности автора. Это подчас помогает повысить его самооценку и придает ценность его опыту, даже если он был сложен или травматичен. Можно тем самым помочь автору признать свой опыт в качестве внутреннего ресурса. Несомненно, рамка подчеркивает особенности «я»-концепции автора, его отношение к себе самому. Ее создание иногда также помогает в какой-то степени изменить это отношение.
Очень важно, что рамка нередко способствует осознанию психологического значения образа, иногда — обнаружению скрытого, латентного смысла. Это особенно ярко может проявляться в том случае, если фотографический образ символичен. Таким образом, рамке присуща и смыслообразующая функция. Нельзя не отметить способность рамки иногда подчеркивать авторство фотоработы, отнесенность снимка к определенному лицу — ее хозяину. Она усиливает ощущение собственности, обладания и тем опытом, который она выражает. За счет помещения фотографии в раму может происходить акт «присвоения» опыта, осознание его связи с самим собой, принятия на себя ответственности за определенные переживания и представления. Иногда такое присвоение опыта, подчеркивание своего обладания кем-либо или чем-либо осуществляется путем помещения в раму того снимка (и соответственно того, что он передает), который человек сам не создавал. Большое значение при создании или выборе рамки может иметь материал, из которого она изготовлена. Материал и цвет рамки могут рассматриваться как средства символического выражения чувств и представлений. Материалы могут быть самыми разными — керамика, гипс, стекло, металл, картон, пластмасса, ткань, дерево и другие природные материалы. Иногда создание своими руками рамы из выбранного автором материала, даже если это требует значительного времени, очень важно. Иногда рама может создаваться в техниках коллажа или ассамбляжа, то есть составляется из плоских или объемных деталей, готовых предметов — таких, как бобы, семена, камни, листья, цветы, песок, монеты или купюры, наклейки и т. д. Таким образом, создание рамки может быть особой, чрезвычайно интересной областью художественной практики, связанной с использованием фотографий в работе с жертвами насилия. Примером фоторамки, созданной девушкой, перенесшей сексуальное насилие, может быть следующая работа (рис. 14). Фоторамка создана той же самой клиенткой, коллаж которой был представлен выше. Работа по созданию фоторамки проводилась на одном из занятий, вскоре после работы с техникой фотоколлажа. Обращает на себя внимание композиционное сходство обеих работ и наличие в ним общих символических элементов. Так, например, фоторамка имеет округлую форму, и напоминает столь же круглую крону дерева на фотоколлаже. И рамка, и крона заключают в себе внутреннее пространство, создавая для него толстые, двойные границы, имеющие внешний и внутренний контур. И то и другое служит символическим контейнером, защищающим то, что находится внутри. Потребность в таком символическом контейнере может отражать хрупкое «я» клиентки, возможно также — хрупкий телесный образ «я» и в то же время потребность в психологической интеграции и сохранении внутренней стабильности.
На фотоколлаже внутреннее пространство крута включает еще одно изображение дерева, которое клиентка прокомментировала как отражение своей мечты, возможность самореализации, то, к чему она стремится. Внутрь фоторамки клиентка планировала поместить свой фотопортрет, возможно тот, который ей еще предстоит создать. Она сказала, что этот фотопортрет должен отражать ее «приход к самой себе, состояние целостности и гармонии с миром», и что это станет возможным благодаря ее занятиям в будущем любимым делом — творческой деятельностью, возможно, работой психолога с детьми из детских домов, в том числе перенесшими насилие. Можно признать, что помимо контейнирования сложных переживаний и защиты границ «я» клиентки, создание рамки выполняло смыслообразующую функцию, помогало ей осознать свои потребности и жизненные цели. Рис. 14. Рамка-контейнер, созданная участницей арт-терапевтического тренинга,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|