Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Народная художественная культура




роком диапазоне. На Московской экспериментальной фабри­ке музыкальных инструментов налажен их выпуск.

В настоящее время духовые инструменты нашли широ­кое применение в разнообразных ансамблевых формах ис­полнительства. Многие профессиональные и любительские коллективы с успехом используют различные духовые на­родные инструменты, оживляя тем самым тембральную па­литру звучания, сто позволяет в значительной степени рас­ширить репертуарные возможности и приобрести неповтори­мое самобытное творческое лицо.

Среди многочисленных профессиональных исполните­лей следует отметить М.Вахутинекого - виртуоза, компози­тора, прекрасного аранжировщика и педагога. Его много­гранная исполнительская, просветительская и педагогическая деятельность, большое количество музыкального репертуара в огромной мере способствовали расширению современного бытования духовых народных инструментов.

Важной составляющей большого арсенала народного инструментария является группа струнных инструментов. Среди них получили наиболее широкое распространение гус­ли, домра, балалайка. А такие инструменты как лира, бандур-ка, да и в некоторой степени 7-струнная гитара, к сожалению, канули в глубине веков. Сегодня предпринимается попытка по возрождению русской 7-струнной гитары, столь популяр­ной в 30-х-40-х годах XIX столетия.

Гусли - по праву считаются древнейшим струнным ин­струментом, которые своим непревзойденным звучанием по­коряют широкий круг любителей народной музыки. Их древ­нее бытование представлено тремя видами: шлемовидные (пелатыревидные), крыловидные (звончатые), прямоугольные (столообразные). До нашего времени дошли лишь звончатые и прямоугольные гусли. На рубеже XIX - XX вв. звончатые и прямоугольные гусли были подвергнуты усовершенствова­нию. Музыкант и просветитель Н.Привалов совместно с из­вестным гусляром О.Смоленским усовершенствовали конст­рукцию звончатых гуслей, что в значительной степени повы-


 


Основные виды и жанры
_________ народного художественного творч ества

сило их акустическое качество, исполнительские возможно­сти в целом. Имя О.Смоленского - музыканта-самородка, ор­ганизатора и руководителя хора (ансамбля) гусляров, испол­нителя-виртуоза на гуслях звончатых и жалейке, создателя ансамблевых разновидностей гуслей и одного из первых пре­подавателей на них, солиста Великого оркестра В.Андреева -навечно занесено в историю развития русского музыкального народного творчества.

Среди современников О.Смоленского выделяется фи­гура Н.Голосова, организовавшего в 1910 г. в Санкт-Петербурге «хор» гусляров, в котором начинал свой творче­ский путь П.Шалимов, во многом предвосхитивший систему начального индивидуального обучения игре на гуслях.

П.Шалимов активным педагогическим творчеством по-влияо на возрождение интереса к гуслям звончатым не только в Санкт-Петербурге, но и через своих учеников во многих других регионах России. Среди его учеников такие известные музыканты и педагоги как В.Белявский, Д.Локшин, В.Тихов

С исполнительством гусляра-виртуоза В.Тихова связа­на целая эпоха в развитии гусельного искусства 40-х-90-х го­дов XX века. Достоянием широкой музыкальной обществен­ности и любителей народной музыки стала его книга «Гусли звончатые Валерия Тихова. Жизнь. Творчество. Наследие мастера», обобщившая опыт многих поколений музыкантов, вобравшая в себя лучшие исполнительские традиции на ис­конно русском народном инструменте.

В настоящее время среди ведущих коллективов, ис­пользующих звончатые гусли, по праву можно выделить го­сударственный академический ансамбль гусляров (худ руко­водитель - Народный артист РФ, профессор Ю.Евтушенко), ансамбль гусляров (худ. руководитель - лауреат междуна­родных конкурсов Л.Жук), Академический национальный оркестр им. Н.Осипова (худ. руководитель - Народный ар-* тист РФ, профессор Н.Калинин), академический оркестр Все­российской государственной телерадиокомпании (худ. руко-


Народная художественная культура

водитель - Народный артист СССР, профессор Н.Некрасов) и многие другие коллективы.

Гусли прямоугольные (столообразные) - прямой пото­мок гуслей шлемовидных, наивысший этап развития древне­русской гусельной культуры.

В начале XX столетия этот вид гуслей был усовершен­ствован. В 1914 г. музыкант, просветитель Н.Фомин приспо­собил для прямоугольных гуслей простую, остроумно скон­струированную и надежную в работе клавишную механику. Благодаря этому изобретению при наборе левой рукой на клавишах нужного аккорда освобождаются соответствующие струны во всех октавах. Проводя по струнам плектром (спе­циальный медиатор) извлекают звук. Для лучшей устойчиво­сти строя этих гуслей, получивших название клавишных, применяется металлическая рама, подобная фортепианной. Поскольку клавишные гусли Н.Фомина - гармонический ин­струмент, его используют в оркестрах в паре с мелодико-гармоническими прямоугольными гуслями хроматического строя. Клавишные гусли сегодня стали неотъемлемой частью инструментария практически всех народных оркестров Рос­сии. Неоценимый вклад в развитие клавишных гуслей внесла солистка Академического национального оркестра им. Н.Осипова, Народная артистка РФ, композитор В.Городовская.

XX век раскрыл неисчерпаемые потенциальные воз­можности гуслей в качестве ансамблевого и оркестрового инструмента. Именно в коллективном исполнительстве гусли обрели свой «ренессанс».

Домра - по праву занимает одно из ведущих мест сре­ди струнных инструментов. Из исследователей - историогра­фов А.Фоминцын первым определил домру в качестве струн­ного (щипкового) инструмента. Сохранившиеся материалы по Государственной потешной палате, сведения о домрах, «струнах домерных», домрачеях (исполнителях на домре) в записях дворцовых расходов XVII в. подтверждают это. Дом­ра просуществовала на Руси в качестве профессионального


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...