Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества





 


«азиатские», «бологоевские», «елецкие рояльные», «кабар­динские», «касимовские», «ливенские», «московские рояль­ные», «невские», «татарские», «тульские», «черепашки» и др.

Первые образцы русских гармоник отличались ориги­нальностью и хорошим качеством, внешне они были привле­кательны, но имели существенный изъян - в них отсутство­вал хроматический строй, и это, естественно, ограничивало их музыкально-художественные возможности. Создание гар­моник с хроматическим строем явилось первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.

Русский город Тула - родина хроматической гармоники - был одним из промышленных центров страны, который яв­лялся основным поставщиком гармоник. Их производство было сконцентрировано в Чулковской слободе. Создателем первой в России хроматической гармоники принято считать Н.Белобородова, который в 1875 г. организовал первый в России «Оркестр гармонистов». Оркестровый ряд гармоник выглядел следующим образом: «прима», «секунда», «флейта-пикколо», «альт», «виолончель», «бас», «контрабас». Впо­следствии оркестры гармоник получили широкое распро­странение во многих регионах России.

В начале XX столетия (1907 г.) петербургский гармо­нист, мастер П.Стерлигов в содружестве с известным гармо­нистом Я.Орландским - титаренко сконструировали хрома­тическую гармонику, которая была названа именем древне­русского поэта-певца Баяна. Вскоре баяны начали изготавли­вать гармонные мастера и других городов России. Действуя совместно с исполнителями они вносили дальнейшие улуч­шения, создав, в конце концов, хотя и сложный, но вполне совершенный инструмент. Гармоника в сфере совершенство­вания своей конструкции по многим параметрам обогнала своих сородичей по народно-инструментальному цеху. И, действительно, современный баян представляет собой и «хор», и «оркестр», заключает в себе широкий спектр много­гранной тембральной палитры, которой подвластны различ­ные стили и жанры классической, народной и современной. музыки. Определенным итогом в совершенствовании конст-

'256


рукции инструмента явилось появление многотембрового, готово-выборного баяна, который в значительной степени повлиял на расширение репертуарного диапазона всего на­родно-инструментального искусства.

Впервые в России в Московском государственном уни­верситете культуры и искусств в 1997 г. был открыт класс гармоники, первым выпускником которого стал лауреат Все­российских и Международных конкурсов, ныне Заслуженный артист РФ Г.Калмыков.

Среди современных виртуозов-исполнителей на раз­личных видах гармоник следует отметить лауреата Всерос­сийских и Международных конкурсов/Заслуженного деятеля искусств РФ, педагога, члена Сок)за композиторов РФ Е.Дербенко, лауреатов Всероссийских конкурсов С.Сметанина и С.Привалова. Баянное исполнительское ис­кусство прославили такие выдающиеся мастера как Народ­ный артист СССР Ю.Казаков, Народный артист СССР, про­фессор А.Полетаев, лауреат Всероссийских и Международ­ных конкурсов, Народный артист РФ, профессор Ф.Липс, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, Заслу­женный артист РФ Ю.Вострелов и многие другие.

Всё множество ударных инструментов русской фольклорной традиции можно разграничить на следующие группы:

1. Инструменты, созданные как музыкальные, но
имеющие чисто прикладное значение и использующиеся в
качестве шумового орудия или сигнального приспособления
(в ратном деле, на охоте, в пастушестве, в быту).

2. Собственно музыкальные ритмизирующие со­
провождение пения или танца).

3. Предметы быта, используемые в качестве му­
зыкальных ударных

инструментов.

По принципу звукообразования ударные инструменты можно отнести либо к группе мембранных - бубны, барабаны


       
 
 
   


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...