Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




фольклоре Урала (Пермской, Екатеринбургской, Челябин­ской областей) перекрещиваются традиции Севера, Поволжья и Сибири. Это объясняется особенностями местной истории: через «каменный пояс» издавна шли волны переселения из европейской части России в Сибирь. Причем, как свидетель­ствуют исторические источники, освоение уральских земель осуществлялось главным образом переселенцами из северных районов — из-под Новгорода, Архангельска, Вологды, Кост­ромы, Вятки, а также из верхнего Поволжья (в частности, из тверских селений). Взаимодействию уральских традиций с сибирскими способствовало то обстоятельство, что торговые пути с востока на запад с конца ХУ1 столетия шли почти ис­ключительно через Верхотурье, где была таможня. На фор­мирование народной музыкальной культуры Урала повлияли, очевидно, и обычаи переселенцев из южных русских губер­ний (Тульской, Тамбовской), откуда уральские горнозаводчи­ки перевозили своих крепостных. Уральский фольклор мог испытывать воздействие и со стороны аборигенов края, пред­ставителей древнепермской семьи народов (коми-пермяки, ханты, манси, вотяки), частично ассимилированных в русской среде. Не могло остаться бесследным также и общение рус­ских с соседними народами тюркской группы (татарами, башкирами). Прародину уральских традиций следует искать в районах Чердыни, где в конце XIV столетия «зырянский апо­стол» Степан Храп (Стефан Великопермский) основал Пермь Великую, став ее первым епископом. Уральские песенные особенности проявляются в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Пора­жает сложность и прихотливость метроритмики уральских свадебных песен: в них причудливо чередуются двухдольные, трехдольные, пятидольные, семидольные фигуры. Важно иметь в виду, что во многих селах Урала так же, как и Сиби­ри, можно встретить поздних переселенцев.

Следует особо отметить, что в то время, как по сово­купности целого ряда признаков каждая региональная тради­ция цельна и относительно замкнута в себе, отдельные доста-


Народная художественная культура

точно характерные местные явления имеют более широкую территорию распространения, образуя более крупные зоны, объединяющие по данному особому свойству несколько обо­собленных по иным признакам традиций. Говоря о песенных традициях, невозможно не упомянуть о исполнителях русской народной песни. Это ансамбль Е.А.Покровского, ансамбль «Ка-рагод», Кубанских казаков, «Радуница», «Народный праздник», Донских казаков, фольклорный ансамбль уральской песни и многие другие, а также известных солистов, таких, как: Лидия Русланова, Людмила Зыкина, Анна Литвиненко, Надежда Кры-гина, Татьяна Петрова и многих других, которые через испол­нение, переживание образа народной песни смогли показать глубину души русского народа.

Литература

Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, за­гадки и детский фольклор. М., 1957.

Ананичева Т., Суханова Л. Песенные традиции Поволжья. М., 1991.

Афанасьев Л. Народное творчество Орловской области. Орел, 1982.

Багрий Ю. Песни северного Подмосковья. М.,1989.

Банин А. Сохранение и возрождение народных традиций. М, 1990.

Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. М:,Л:, 1951.

Беляев В. О музыкальном фольклоре и

Василенко В. А. Детский фольклор// Русское народное поэти­ческое творчество. М, 1978.

Варганова ВВ. Русская народная песня. М.,1988. Виноградов ГС. Детский фольклор. М, 1978. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М.,1971. Гусев BE. Актуальные проблемы современной фольклори­стики. М., 1988. 244


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...