Правовая законность и правопорядок (ПЗ)
(Иванов) Законность – строгое, неуклонное выполнение юр-х норм всеми участниками прав.отношений. (Неизв.автор) Законность – 1 из компонентов деят-ти гос.вл., принцип, метод, режим строгого неуклонного соблюдения, исполнения норм пр. всеми участниками обществ-х отнош. (Рыбаков) Законность – необходимое условие нормального действия механизма регулирования права, притом в той его части, кот.связана с правоприменительной деят-ю гос-ва. (Иванов) Правопорядок – состояние общественных отношений, кот.образуются в рез-те существования законности. (Неизв.автор) Не выработано ещё единого определения правопорядка. Наибольшее распр-ие получила т.з., что правопорядок – это реальная законность, однако это не так, т.к. законность – это лишь условие правопорядка, его основой выступает право. Правопорядок – это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на опред-ом этапе развития общества. Особенности правопорядка (П): 1. П есть состояние упорядоченности, организованности обществ-ой жизни; 2. это порядок, предусм.нормами пр.; 3. П возникает в рез-те факт-ой реализ-ии пр.норм, претворения их вжизнь, явл-ся итогом пр.регулир-ия. 4. П обесп-ся гос-ом. (Иванов) Что возникло раньше законность или праовпорядок? Правопорядок, т.к.возникло право, а затем уже законность. Првопорядок – это состояние общест-х отнош., кот.возникает в рез-те реализации пр-х норм и принципов. Представления о законности не возникли одновременно с правом. Первоначально законность обеспеч-сь как с помощью гос.аппарата, кот.следил за выполнением норм и суб.пр.кот. руководствовались здравым смыслом, зная, что в нормах закреплены их интересы. (Неизв.автор ) Принципы З: 1.верховенство Конституции и закона; 2. единство З; 3. равенство всех участн-ов ОО перед законом; 4. неотвратимость ЮО за соверш-ое правонар-ие; 5. ответств-ть за соверш-ое правонар-ие не т.гр-н, но и гос-ва. (Иванов) Гарантии ПЗ и правопорядка: Гарантии и способы обеспечения – система объективно сложившихся факторов и спец. принимаемых мер по обеспечению укреплению законности и правопорядка. В зависимости от их характера: - общие гарантии (объективно слож-ся неюр-ие факторы, вляющие на правопорядок и законность: экон-ие – развитие рыночных отнош.,полит-ие – установление демократич-х полит-х режимов,т.к. это высшая ценность пр. и свобод личности, идеолог-ие – создание создание атмосферы уважения к праву, уважение к пр. и свободам человека и гр-на); - спец-ые гарантии (спец.юр.меры, с помощью кот.достиг-ся законность и правопорядок, созд-ся совершенная, внутренне непротеворечивая система позитивного права, высокий уровень правосознания). Способы обеспечения: - судебный контроль за состоянием законности, конст-ый контроль за правомерностью юр-х норм; - контроль со стороны специализированных органов: прокуратура, органы пр.инспекции труда); - надзор со стороны уполномоченных по правам ч-ка; - гос.регистр. позак-х нормат-х актов ведомствами; - контроль со стороны межд-пр институтов (институт по пр.ч-ка); - контроль со стороны правозащитных организаций.
Понятие правонарушения (Иванов)Правонарушение- это виновное, противоправное общественно-опасное деяние, за совершение кот.к суб.м.б.применены меры гос.принуждения. Признаки правонар.: 1. противоправность (правонар.игнорирует требование юр.норм и индивид-х прав-х актов; 2. это всегда деяние (действие или бездействие, выраженное во вне); 3. это общественно-вредные, антисоц-ые деяния,направл.против интересов личности общества. 4. это всегда виновные деяния. Без вины это объективно-противоправное деяние 5. правонар.влечёт за собой или может повлечь гос.принуждение,кот.преследует цель восстановить гос.порядок и наказать правонарушителя. Гос.принуждение - осу-ое уполномоч-ми на то суб-ми от имени гос-ва физ-ие или психолог-ие воздействия,кот. имеют целью подчинить поведение суб. к-л властным предписанием. 6. всегда сущ-ет гос.принуждение,т.к. – если не известен правонарушитель; - правонар.совершено, но в силу особенностей правонарушителя, правонарушитель добровольно претерпевает наказание. Правонарушение влечёт отв-ть.
Виды правонарушений (Иванов)1. По субъекту: - по возрастному критерию: правонар.,совер-ые соверш-ми, правонар.,соверш-ые несоверш-ми; - по количеств-му критерию: индивид.,коллективные (групповые); - в завис-ти от суб.: физ лицами, организациями. 2. По степени обществ. опасности: преступления -в завис-ти от степени тяжести: небольш.тяжести,средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие; проступки – от степени вреда: малозначительные; - от принадлежн-ти юр.норм: администр.,гражд.,дисциплинарн. 3. По объект.стороне: -действие; -бездействие. 4. По субъективной стороне: -умышленные; -неосторожные. 5. По степени обществ.вредности: -прест-я,облад.наивысшей степенью вредности; -прест-я, статистика кот. вредности более низка. 6. По объекту,на кот.посягает правонарушение: -в экон.сфере; -в соц. сфере. 7. Если под сферой понимать сферу межгос-х отнош.: -внутригос.; -междунар-ые. Неизв.автор): 8. В завис-ти от того, на какие отношения (координационные,субардинационные) посягают правонарушения: - частно-пр.,т.е.в сфере частно пр.; - публично-пр. (в сфере публ.пр) Причины правонарушений - противоречия, существующие в различных сферах жизни общества. Причины правонар. Изучает в большей степени криминология. Эти причины в завис-ти от связи с чел-им сознанием подр-ся на: - объективные, кот.не зависят от сознания конкретного индивида,общ-ва в целом; - субъективные, кот. связаны с чел-им мышлением. Неодинакова степень их влияния на совершение правонарушения: одни создают предпосылки, др.служат непосредственным толчком к незаконченному действию, третьи лишь сопутствуют. Непосредственные объективные причины: (Иванов) Те противоречия, кот.возникают в процессе челов-го развития. Правонар.явл-ся антисоц-ым способом разрешения этих противоречий. (Неизв.автор) 1. Соц.-экон.область: - снижение уровня производства и уровня жизни значительной части населения; - рост явной и скрытой безработицы; - инфляция; - недостатки в организации образования, науки, здравоохранения, бытового обслуживания и т.д. 2. Политическая область: - противостояние основных ветвей власти при определении и реализации отдельных направлений политики; - борьба между политическими партиями и движениями и их противостояние властям с использованием недозволенных форм и средств. 3. Государственно-оганизаторская область: - стремление отдельных суб.федерации обеспечить себе особое положение; - частые перестройки гос.аппарата; - недостаток квалифицир-х кадров в аппарате управления; - недостаток нормативной базы. Субъективные причины: (Иванов) Антисоц-ые наклонности субъектов, пассивность органов публ.вл.в борьбе с правонар., неправильная борьба соц-х групп наход-ся у власти со своими полит.противниками. (Неизв.автор) 1. низкий уровень воспитания и культуры населения, в т.ч. и прав-го воспитания и ПК; 2. слабое знание действующего законодательства не т.населением,но и должн.лицами,применяющими законы; 3. наличие значит-го слоя людей, воля кот.не способна твёрдо противостоять антиобществ. побуждениям, чьё псих-ое состояние характ-ся готовностью пойти на нарушение закона при возникн.подходящей обстановки; 4. развитие организованных форм преступности, втягивающих в свою деят-ть множество людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|