Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные научные подходы к системе права




Иванов Системность- одно из фундаментальных свойств права.Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих общественных отношений. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Между этими элементами существует определенная связь, качественные особенности системы не тождественны качественным особенностям элементов, любая система образует не только внутренние связи с др.системами, но и внешние.

Различия в подходах определяются типом правопонимания, которым руководствуются ученые.

Т.О., выделяют:

-нормативное восприятие системы права – упорядочен.совокупность.юридич.норм, дифференцированных на правовые институты и отрасли. При этом отрасль считается основным, главным, наиболее крупным элементом системы права,а ее исходным звеном признается юр.норма.

-социологич.подход – упорядочен.единство взаимодейств.прав.отношений

- интегративный подход- упорядочен. между собой единство взглядов юр.норм, прав.принципов и прав.отношений (Р.З.Лившиц)

Наиб.распространен нормативн.подход, т.к. он явл-ся наиб.изученным, а т-же те структурн.единицы,кот.мы объединям в этом подходе, есть и в остальных (т.к. они взаимосвязаны).Господство нормативного истолкования системы права связано не столько с отождествлением права и юридических норм, сколько с представлением о праве лишь как о регуляторе человеч.поведения.

Различные подходы к понятию права обусловлены на 1 взгляд неодинаковыми представлениями их сторонников о том, что есть право.Однако дан.вывод явл-ся неточным, если учесть, что воззрение на систему права как на упорядочен.единство дифференцированных на институты и отрасли юр.норм разделяется и теми исследователями, которые не согласны с узконормативной трактовкой права и придерживаются более широких представлений о нем

 

Рыбаков Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии инте­грации и дифференциации юридических норм.

Основания деления системы права. Определение элементного со­става системы права можно производить по следующим основаниям:

1) по виду общественных отношений,2)происхождению права,3)иерархичности,4)историческому развитию.

Вид общественных отношений. В юридической литературе он получил название предмета правового регулирования. На этом основа­нии систему права делят на отрасли: государственное, административ­ное, гражданское, уголовное, трудовое и т. д. право. Предмет в данном случае - это все то, что попадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находит­ся под его юрисдикцией.

Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым, или юридическим, полем. За пределами этого поля находится неправо­вое пространство. Общественные отношения выступают в качестве главного, объективного (материального) критерия деления на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловли­вают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Происхождение права. Критерий происхождения права связан с генетическим подходом к понятию системы права. С позиций генети­ческого подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отноше­нию к праву выступает человек. Производным в этом плане могут быть различные социальные и социально-политические образования, прежде всего государство и общество. Отсюда берут начало система­тизирующие, цементирующие право связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Таким образом, генетический подход предполагает деление системы права на:

1)естественное право - в нем первичен человек и

2)позитивное право - в нем первичен интерес государства и общества.

Естественное право - совокупность неотъемлемых прав и сво­бод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя. К естественному праву относят право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь в нормальных условиях человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны обще­ства и государства.

Позитивное право - это официально признанное, действующее в том или ином государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти, в том числе в санкцио­нированных ею обычаях.

Сегодня «параллельное» существование естественного и пози­тивного права (иначе говоря, субъективного и объективного) мало у кого вызывает сомнение — данные понятия на протяжении тысячелетий различались в мировом политико-правовом опыте. Именно поэтому нельзя естественное право вводить в определение права, ибо этим будет отождествлено право в объективном и субъективном смысле и тем са­мым подорвана основная идея естественной доктрины. Ведь суть на­званного учения как раз в том и состоит, чтобы не смешивать два раз­ных феномена - законы государства и «прирожденные» права личности. Генетический подход (происхождение права, первичность инте­реса человека или государства) предполагает еще один вариант сис­темности права - деление его на:

1) частное право и 2)публичное право.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Оно пред­ставлено нормами таких отраслей права, как гражданское, трудовое, семейное, предпринимательское и т. п. Особенности частного права вы­ражаются в следующем:

1) предмет его правового регулирования составляет область «ча­стных дел», область равенства сторон, сферу частной инициативы и свободы;

2) метод правового регулирования - метод юридического равен­ства (субъект может осуществлять свое право в любом направлении, это лично-свободное право);

3) способы обеспечения, защиты интереса субъекта права отли­чаются тем, что решение принимается множеством лиц (физических и юридических); государство не определяет принимаемых решений, оно лишь их охраняет (например, наследование по закону при отсутствии завещания); осуществляется по инициативе управомоченного; защи­щается в порядке гражданского судопроизводства;

4) причина возникновения - появление частной собственности.

Частное право является главным фактором правового прогресса: оно закрепляет главное достижение цивилизации - свободу личности. Некоторые авторы отмечают, что оно является всемирным правом, потому что едино по своей природе, основано на естественных неот­чуждаемых правах человека. Частное право опирается на публичное, без которого оно было бы обесценено. Последнее призвано охранять и защищать первое. Поэтому нормы частного характера имеют не импе­ративный, а лишь субсидиарный характер.

Публичное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих процесс организации и деятельности органов го­сударства, процесс осуществления общественных интересов. Оно пред­ставлено нормами таких отраслей права, как право конституционное, административное, финансовое и т. д. Особенности публичного права выражаются в следующем:

1) предметом его регулирования является область государствен­ных дел: устройство и функционирование государства и его институтов, правотворчество, правоприменение, межгосударственные отношения, то есть общезначимый, публичный интерес;

2) метод регулирования - централизованный, императивный, то есть основан исключительно на велении; исходит из центра, государст­ва; защита интереса субъекта права происходит по инициативе государ­ственной власти; по обязательному предписанию закона должностными лицами; в порядке уголовного и административного производства;

3) причина его возникновения - появление государственной вла­сти, политических институтов.

В некоторых публикациях указывается на приоритетность пуб­личного права перед частным. Обосновывается это тем, что оно: имеет материнскую природу к другим отраслям; охраняет и защищает част­ное право; влияет на устройство правовой системы; обеспечивает вер­ховенство закона; устанавливает режимы правотворчества и право­применения; вводит процедуры разрешения юридических коллизий.

Идея разделения права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла через века и во мно­гом определила юридическую доктрину законодательства многих госу­дарств. Это связано в немалой степени с рецепцией ряда государств мира основных институтов римского права. Во второй половине XX в. усилению разграничения права способствовало укрепление публичного начала в регулировании общественных процессов в связи с появлением глобальных задач: охраны окружающей среды, контроля над негатив­ными последствиями развития научно-технического прогресса и т. д.

Иерархическое основание системности. Его называют еще структурным (системно-структурным) подходом. Он предполагает де­ление системы права на несколько иерархических уровней:

1) юридической нормы,

2) правового института,

3) отрасли,

4) подотрасли и субинституга.

Иногда в структуру системы права включают еще один уровень (элемент), - юридическую реальность – правовую общность.

Иерархичность, пирамидальность системы права предполагает, что: а) каждый нижестоящий уровень системы более конкретен, диф­ференцирован по содержанию; б) каждый нижестоящий уровень сис­темы богаче по формам - каждый этаж структуры в определенной ме­ре произведен от предыдущего, более общего.

Пирамидальная структура множества норм с расширяющимся основанием позволяет охватить весь объем правовых норм, действую­щих в обществе, дает возможность прогнозировать развитие права.

Историческое развитие. Общим критерием деления системы права здесь выступает форма права, которая складывается историче­ски. В соответствии с данным критерием (подходом) различают части

системы права:

1) обычное (традиционное) право, правовой обычай;

2) прецедентное право;

3) договорное право;

4) право законов (кодифицированное)

5)статутное, декретное право (В.Д. Перевалов).Исторический подход позволяет проследить весь путь становле­ния права как системы. Критерий формы (источника) права, его анализ дает возможность обозначить преимущественные, систематизирующие, характерные для той или иной системы права специфику компоновки ее элементов, архитонику.

Есть и другие предложения по выделению структурных элемен­тов права. Так, авторы широкого подхода понимания права выделяют в нем три слоя, элемента:

1)правовые идеи, правосознание;

2)правовые нормы, юридические предписания;

3) общественные отношения, которые регулируются правовыми нормами (Р.З. Лившиц, Л.И. Алексеев, В.В. Лазарев).

По их мнению система права образуется названными тремя раз­нопорядковыми компонентами. Система же, состоящая только из пра­вовых норм, есть не что иное, как система законодательства. Есть все основания для того, чтобы встать на данную позицию. Вместе с тем, каждый из указанных компонентов входит в систему не целиком, а только в определенной части. Так, правосознание, как элемент данной системы, охватывает не все существующие взгляды и представления о праве, а лишь устойчивые, нашедшие свое применение в системе об­щепризнанных идей - принципов. Обязательная конкретизация его объема необходима для того, чтобы, во-первых, не включать сюда ан­типравовые взгляды и представления и, во-вторых, отграничить необ­ходимое, существенное в правосознании от случайного и поверхност­ного. Из всего массива юридических норм в систему права входят лишь те, которые отражают идеи - принципы правосознания, а потому соответствуют типичному, господствующему образу права, сложив­шемуся в данном обществе.

Самостоятельная роль правосознания в регулировании общест­венных отношений подтверждается и тем, что оно, в отличие от пись­менных источников права, фиксирует содержание и такого источника правовых норм, как юридические обычаи, становясь не только основ­ным способом их существования и главным местом их нахождения, но и монопольно определяя особенности процесса их реализации. Ведь, как известно, письменные источники права предусматривают лишь принципиальную возможность использования юридических обычаев, не определяя при этом самих заключенных в них правил. Последнее является прерогативой правосознания. Кроме того, именно правосоз­нание выступает основным средством индивидуального правового регулирования при пробелах в законодательстве, а также предопреде­ляет выбор субъектом правотворчества конкретного варианта право­вой регламентации из имеющихся в его распоряжении в процессе соз­дания юридических норм.

И, наконец, правоотношения как элемент системы права входят в нее в той части, в какой они, с одной стороны, своей «правовой при­родой» определяют принципы правосознания и соответствующие им юридические нормы, а с другой - являются их фактическим воплоще­нием в человеческой практике. Иными словами, юридически дефор­мированные фрагменты правоотношений находятся вне рамок систе­мы прав, поскольку воплощают в себе антиправо.

Предлагается также рассматривать структуру права в виде «мно­гослойного пирога», выделяя в нем шесть блоков: 1) естественные права человека; 2) основные идеи, выражающие сущность права; 3) «референ-думное право», то есть нормы, принятые на референдуме; 4) позитивное право; его нормы разрабатываются и принимаются парламентом, главой государства; 5) корпоративные нормы - особая группа позитивного пра­ва; это правила поведения, установленные различными корпорациями и действующие только в них, то есть внутриорганизационные нормы; 6) договорные нормы (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

В отечественной юридической литературе доминирующее по­ложение заняла концепция, в соответствии с которой система права представляет собой упорядоченную совокупность юридических норм, дифференцированных на правовые институты и отрасли. При этом отрасль считается основным, главным, наиболее крупным элементом системы права, а ее исходным звеном, первичной «клеточкой», «кир­пичиком» признается норма. Данная концепция исходит из норматив­ного правопонимания, отождествляющего право с установленными и охраняемыми государством (государственным аппаратом) общеобяза­тельными правилами поведения.

 

Понятие правовой системы.

Иванов

Пон-е прав.системы и системы права начали разграничивать еще в сер.70-х г.г.,т.к. в современ.науке возобновилась дискуссия по пон-ю права. В процессе которой сторонники нормативного подхода сближ.свое мнение с др.мнениями ученых. Сторонники норматив.подхода счит., что право-система юр.норм

Ядро прав.системы-право-система юр.норм. к числу элементов причисл-ся т-же юр.практика и господств.прав.идеология.

Сущ.т-же и др.мнения. в число Эл-ов прав.системы вкл.юрисдикцион.нормы.

Система права огранич-ся т-ко упорядочен.единством прав.норм(т.е. прав.система расм-ся в более широком смысле, чем система права)

Система права проявл-ся неодинаково во всех историч.условиях.

Т.к. прав системы не т-ко отлич-ся др.от др., но и имеют черты сходства, то было предложено объединить существующие прав.системы отд-ых гос-в в более крупные разряды, кот.получ.название прав.семьи. Т.О., прав.семья- совокуп-ть национальн.прав.систем, объединенных общими признаками.Для объедин-я в семьи,необход.использ.неск-ко критериев, но некотор.говор, что достататочно и 1.

Критерии разгранич-я прав.семей др.от др.: 1)общность истор.корней, условий прав.систем, 2)господствующ.тип правопоним-я, 3)особен-ти ист-ов юр.норм и их иерархии 4)особен-ти юр.техники(понятийный аппарат, в прав.науке и практике, способы создания, толкования, упорядочен.юр.норм)

В завис-ти от дан.критериев выдел 4 прав.семьи: Романо-германская(континентальная), англо-саксонская(семья общего права), социалистич.прав.семья и прав.семья рлигиозно-традицион.права

Рыбаков

Категория правовой системы относительно новая в нашей лите­ратуре, она вошла в научный обиход лишь в 1980-е гг. и раньше прак­тически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сейчас в мире насчитывается около 200 правовых систем, например России, Франции, Японии, Англии и т. д.

Значение понятия правовой системы. Ценностный смысл поня­тия правовой системы состоит в том, что оно позволяет:

1) охватить все правовые явления не только в их совокупности,но и во взаимодействии;

2) улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества;

3) разумно использовать зарубежный правовой опыт, обогащать свою правовую и политическую культуру;

4) формировать квалифицированного юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны.

Подходы к понятию правовой системы. Существуют два различ­ных понятия правовой системы - узкое и широкое. В узком смысле под правовой системой понимается право определенного государства, тер­минологически обозначаемое как «национальная правовая система».

Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и гос­подствующей идеологии отдельной страны (государства).

В широком значении понятие «правовая система» используется как собирательное понятие. Терминология здесь весьма разнообразна: «семья правовых систем» (Р. Давид), «правовые круги» (К.-О. Эберт и М. Рейнстайн), «формы правовых систем» (И. Саба), «структурная общность» С.С. Алексеев). Наиболее распространен термин «правовая семья». Правовая семья - это совокупность правовых систем, выде­ленная на основе общности источников, структуры права и историче­ского пути его формирования.

Правовая система и право. Понятия «право» и «правовая систе­ма» соотносятся как часть и целое. Если под правом понимается сис­тема общеобязательных юридических норм, установленных и обеспе­чиваемых государством, то под правовой системой - явление, отра­жающее собой всю правовую организацию общества, целостную пра­вовую действительность. Система права - это строение права, выра­жающееся в разделении единого права на взаимосвязанные отрасли права и институты. Правовая система - это более широкое понятие, охватывающее все правовые явления, и соответственно — это структу­ра правовой реальности (Ф.А. Черданцев).

Структура (состав) правовой системы. Выделение структурных элементов правовой системы связано с пониманием этого явления. В юри­дической литературе представлено несколько вариантов определения ее состава. Некоторые авторы понимают ее как совокупность трех групп правовых явлений, которые образуют ее части:

1) нормативную - юридические нормы, принципы, институты;

2) организационную часть - совокупность правовых учреждений;

3) идеологическую - совокупность правовых взглядов, идей, пред­ставлений (В.К. Бабаев, М.Н. Марченко).

Многие авторы полагают, что правовая система включает абсо­лютно все правовые явления, всю правовую действительность. Но выде­ляют в ней только активные элементы, связанные между собой:

1) собственно право;

2) правовую идеологию, активную сторону правосознания;

3) судебную (юридическую) практику (С.С. Алексеев).

4) Главным компонентом (подсистемой) и одновременно центром, ядром правовой системы, по мнению А.П. Семитко, является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего, это - чело­век в его юридическом качестве носителя субъективных прав и обя­занностей участника правоотношений.

В.Д. Перевалов, используя системный подход, различает пять уровней правовой системы:

1) субъективно-сущностный;

2) интелектуально-психологический;

3) нормативно-регулятивный;

4) организационно-деятельностный;

5) социально-результативный.
Субъективно-сущностный уровень выделяют для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек и его объ­единения, обладающие правами и обязанностями, выступают реаль­ными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание. Совокупность знаний, эмоций, чувств, идеологических и религиозных взглядов и догм, нравственные постулаты позволяют человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мо­тивы правомерного поведения.

Нормативно-регулятивный уровень правовой системы образуют нормы права. Они входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. Правовые нормы одновре­менно выступают в качестве аккумуляторов и проводников государст­венной воли народа, возведенной в закон, то есть в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса норматив­ного ядра системы.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юри­дически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правомерного поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характе­ризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права ус­воил правовую действительность, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определен­ные результаты действия юридических норм (правовая культура, за­конность, правопорядок).

Перечислить все без исключения элементы правовой системы дос­таточно сложно, да в этом и нет особой необходимости. Здесь важен сам принцип отбора явлений в правовую систему. В нее должно войти все из мира правовых явлений, что необходимо для нормального процесса правового регулирования. Однако иногда круг элементов правовой сис­темы авторы необоснованно расширяют. Так, профессор В.К. Бабаев полагает, что в правовую систему входит «все, что имеет правовую (юридическую) окраску». Однако юридическую окраску (то есть отно­шение к праву) имеют и правонарушения, однако это не означает, что правонарушаемость (в том числе и преступность) нужно относить к элементам правовой системы. Элемент — это необходимая функцио­нальная единица системы. Нет оснований относить к элементам право­вой системы правовые понятия и юридическую науку в целом. Правовая система для науки выступает как объект отражения, а значит, находится за ее пределами.

Исчерпывающий перечень элементов правовой системы дать за­труднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в струк­туре которого есть свои системы, узлы и блоки. Многие ее составляю­щие выступают в виде связей, отношений, состояний, режимов, стату­сов, принципов, правосубъектности и других специфических феноме­нов, образующих инфраструктуру или среду функционирования пра­вовой системы (Н.И. Матузов).

Характеристика основных компонентов правовой системы. Вхо­дящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значе­нию, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степе­ни воздействия на общественные отношения. Рассмотрим три общепри­знанных компонента: объективное право, правовую идеологию и юри­дическую практику.

Право. Когда мы говорим о правовой системе, то объективное право само входит в нее в качестве элемента, хотя и особого. Особая роль объективного права в правовой системе состоит в том, что все ос­тальные элементы правовой системы «вытекают» из объективного права в процессе правового регулирования и так или иначе связаны с ним.

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее свя­зывающее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества. Особо это касается конституционных норм, играющих в правовой сис­теме опорную, приоритетную роль. Сама конституция венчает собой все законодательство, выступает преобразующим ядром, устанавлива­ет виды юридических актов, их соотношение, субординацию, способы разрешения коллизий между ними, служит главным ориентиром в деле организации правового регулирования в стране.

Правовая идеология. Правовая идеология - это система взгля­дов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву. Правовая идеология, охватываемая понятием «правовая систе­ма», представляет собой активную часть правосознания. Она непо­средственно влияет на законодательство, юридическую практику и поэтому входит в правовую систему страны (С.С. Алексеев).

Господствующая правовая идеология непосредственно выража­ет, «представляет» сущность данной правовой системы, ее социально-политическое, глубинное правовое содержание. Особенно если право­вые идеи закрепляются в праве, становясь принципами права. Право­вые идеи являются важным ориентиром в правотворческой и право­применительной деятельности компетентных государственных орга­нов, существенным критерием при толковании и при восполнении пробелов в праве.

Негосподствующее правосознание не включается в юридиче­скую систему данного общества и выступает по отношению к ней в качестве противоборствующей силы или, во всяком случае, в тех либо других частях пассивного нейтрального явления (С.С. Алексеев). Не­которые авторы в правовую систему включают все правосознание (правовую идеологию и правовую психологию), все его виды2.

В условиях революционного перехода от одной формации к другой и соответствующей смены исторических типов права правовая идеология замещает собственное право, являясь базой всего юридиче­ского регулирования.

Юридическая практика. Юридическая практика — это накоп­ленный в обществе социально-правовой опыт и деятельность компе­тентных субъектов по принятию, толкованию, применению юридиче­ских предписаний (В.К. Краснов, Р.В. Енгибарин).

Юридическая практика состоит из двух частей: юридической деятельности и социально-правового опыта. Ряд юристов к юридиче­ской практике относят только юридическую деятельность, другие -только социально-правовой опыт.

Юридическая деятельность - это юридические действия, сред­ства и способы их осуществления, принятие решений и результаты действий. Она состоит из:

-деятельности теоретической (деятельность ученых-юристов);

-деятельности образовательной (деятельность студентов и слу­шателей юридических школ, вузов и т. д.);

-деятельности практической — правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности (Р.К. Руси­нов, А.П. Семитко).

Социально-правовой опыт - это достаточно устоявшиеся, выра­ботанные в ходе многолетней практики социально ценные и стабиль­ные стороны конкретной юридической деятельности.

Виды юридической практики.

В зависимости от способов пре­образования общественных отношений юридическая практика бывает:

1) правотворческой;2)правоприменительной;3)интерпретационной.

В зависимости от субъекта практики выделяют практику:

1) законодательную; 2)судебную;3)нотариальную; 4) исполнительную; 5) следственную и т. п.

В зависимости от функциональной роли юридической практики выделяют:

1) регулятивную;2) охранительную.

Функции п равовой системы. Функций у правовой системы боль­ше, чем непосредственно у права. Она выполняет не только регулятив­ную и охранительную функции, но и закрепительную, принудительную, воспитательную, информационную, прогностическую и др.

Типология правовых систем. Типология права - это специфиче­ская классификация, проводимая по определенным основаниям. В зави­симости от исторических генезиса правовых систем, системы источни­ков права, структуры правовой системы выделяются следующие право­вые семьи: 1) романо-германская, 2) скандинавская, 3) латиноамерикан­ская, 4) правовая семья общего права, 5) мусульманская, 6) индусская, 7) семья обычного права, 8) дальневосточная (А.Х. Саидов).

В зависи­мости от идеологии и юридической техники: 1) романо-германская, 2) англосаксонская, 3) социалистическая, 4) религиозные и традицион­ные правовые системы (Р. Давид).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...