Проблема понятия исторического типа права
В понятии «исторический тип права» в обобщенных характеристиках выражаются единые черты всех национальных правовых систем, соответствующих исторически определенному экономическому базису общества (типу собственности) — поскольку, понятно, эти категории (активно используемые в идеолого-партийных целях марксизмом) имеют право на существование со строго научных позиций. С точки зрения ортодоксального марксизма (марксизма-ленинизма) каждой классовой общественно-экономической формации свойствен свой исторический тип права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Деление национальных правовых систем на эти „четыре типа и образует основу ортодоксальной марксистской типологии права. Под этим углом зрения понятие «исторический тип права» стало ключевым в марксистско-ленинской правовой доктрине. Его использование преследует цель «привязать» правовые системы данной эпохи к исторически определенному экономическому базису, к типу собственности на средства производства и таким способом конкретизировать классовую сущность права, зафиксировать конкретное социально-политическое содержние правовых систем. И это, по господствовавшему в советской юридической науке мнению, будто бы открывало путь к пониманию глубинных закономерностей, свойственных национальным правовым системам того или иного исторического типа. Думается, в настоящее время с позиций строго научного мировоззренческого подхода необходимо более корректно подходить к истолкованию и использованию понятия «исторический тип права». Как основа правовой типологии оно может рассматриваться, по-видимому, лишь по отношению к правовым системам государств, отличающихся сугубо классовой направленностью, прежде всего государств с авторитарным политическим режимом, т. е. к юридическим образованиям, относящимся к праву власти. В целом же, учитывая своеобразие права как явления цивилизации и культуры, рассматриваемое понятие — не более чем «общий фон» (к тому же ориентированный на авторитарные политические режимы) для оценки правовых систем, применительно к которым на более заметное место выдвигаются иные критерии типологии — те, которые характеризуют их в качестве семей правовых систем, а также укрупненных (логических) систем.
При формационном подходе к классификации правовых систем происходит необоснованное перенесение особенностей Европейского региона на мировую историю в целом, подгонка исторических фактов под заранее задуманную теоретическую модель. Исследования свидетельствуют о том, что рабовладение и крепостничество не получили широкого распространения в мировом масштабе и специфичны лишь для ряда государств Европы. В юридической литературе предлагается классифицировать правовые системы по особенностям исторического общества и выделять право добуржуазное и право буржуазное. В рамках исторического подхода (особенностей исторического общества) существует несколько иная классификация правовых систем. Она выделяет а) право сословное, б) право формальное, в) право социальное. Сословное право соответствует азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обществам. Сословное право отражает и закрепляет социальную структуру общества, состоящую из классов-сословий. Право выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий. Формальное (абстрактно равное) право буржуазного общества -право всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы, качественно отличающиеся от сословного права. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, то выражением современного (то есть капиталистического) способа производства является «просто право, равное право».
Социальное право появляется в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно же льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества В силу этого под типом государства и права понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств и их правовых систем, совокупность их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками. Опыт развития государственно-организованного общества, с одной стороны, показал важность и значимость экономических изменений, с другой - отразил необходимость учета многофакторности в развитии государства, права. Следует присоединиться к точке зрения Г.Х. Шахназарова, отметившего, что в современных условиях следует расстаться с представлением, согласно которому за ключевой и, в сущности, единственный источник развития принимаются революционные изменения в производительных силах и производственных отношениях, придется также отказаться от взгляда на историю как процесс закономерной смены социально-экономических формаций, где каждая последующая "выше" предыдущей. Даже если формы собственности сменяли друг друга именно в такой очередности, экономическая "ось" - всего лишь один из векторов общественного развития, а развитие производительных сил - один из источников. Во всем мире понятия "феодализм", "капитализм", "социализм" в качестве обобщающих характеристик целостных общественных систем приобрели значение аксиом. Они настолько укоренились не только в научном, но и в обыденном сознании, что, кажется, убери их, и ничего не останется, рухнет само представление об истории как некоем связном и закономерном процессе. Подобно изменениям в экономике не может приниматься за главный источник развития научно-технический прогресс. С этой точки зрения должны быть отведены попытки многих футурологов опрокинуть марксову схему, "подставив" вместо экономической оси индустриальную ось.
Например, концепция Д. Белла, поделившего историю на доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды, а также многочисленные другие технологические теории вроде "технотронного общества", информатики, телематики и т.п. Не годится, не "тянет" на роль главного "толкача" общества, возбудителя перемен ни один другой фактор. Опыт XX столетия не опроверг многофакторный подход и убедительно показал, что на формирование той или иной общественной структуры и уклада жизни влияет много факторов: прогресс науки и техники, состояние экономических отношений, устройство политической системы, вид идеологии, уровень духовной культуры, геополитические условия, национальный характер, международная среда или существующий миропорядок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|