Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В научн. лит-ре сложилось 3 позиции по поводу содержания по-й.




1.Содерж.- пр. и обяз-ти уч-ков по-й. 2.Содерж-е – само фактическое поведение уч-ков по-й. 3.Можно выделить 2 содержания: юридич. – пр. и обяз-ти и фактич.- человеч. поведение. 1 позиция. По-я хар-ся конкр. человеч. поступками, поэтому пр. и обяз-ти можно оторвать от человеч. поведения только аналитически, абстрактно. Пр. и обяз-ти не сущ-т отд-но от человеч. поведения. 2 позиция. Утверждая, что это поведение отрицается юр. аспект. Тут необходимо учитывать правовое поведение в определенных юр. рамках – правах и обяз-тях. 3 позиция. Люб. Объект не может обладать несколькими содержаниями. Содерж., как и сущн- только одно. Правильно говорить о юр. и факт. составляющей содерж-я правоотн.Содерж-м явл-ся правомерное поведение участников.

(Содержание-единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выраженное в форме и неотделимое от нее. Форма- способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением.) Форма:-внутренняя(структура), -внешняя(проявление содержания во вне). Внутр. форма более устойчива, чем внешняя, кот. изменяема и текуча. Внутр-й формой по-я явл-ся способ связи м/у актами правомерного поведения реализуемого в по-и. Внеш. форма показывает вид по-я, то, как внутр. форма реализ-ся в той или иной сфере.

 

27.Юр.факты –это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. связано возникн., изменение и прекращение правоотнош. Модели юр. фактов фиксируются в гипотезах юр. норм. Признаки:1. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридический факт выполняет роль «пускового механизма» по отношению к норме права, он запускает ее в действие. В этом плане юридические факты можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые отношения..2. Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). 3. Указания на юридические факты и их описание содержатся в гипотезах юридических норм. (Признаки из Интернета, учебник по ТГП)

Функции юр. фактов:1.Главная ф.- ф. по обеспечению возникновения, изменения и прекращения по-й. 2.Ф. предварительного регулирования по-й. заставляет людей поступать опред. Образом еще до возникновения, изменения или прекращения по-й.

Классификация юр. фактов. ▪По волевому критерию:1События-такие юр. факты, кот. не зависят от воли и сознания людей.(в свою очередь делятся по механизму возникновения на абсолютные и относит.)2.Деяния-зависят от воли и сознания людей(делятся на активные и пассивные; на правомерные и неправомерные)▪В зависимости от хар-ра наступивших последствий: 1.Правообразующие-образуют по-я.2.Правоизменяющие-… 3.Правопрекращающ.-…На практике чисто условно. ▪По содержанию:1.Положительные-которые отражают реальное существование какого-либо явления действит-ти. Напр., достижение 18-тилетия. 2.Отрицательные-…отсутствие какого-либо факта. ▪По хар-ру действия:1.Однократные-действуют только водном данном, конкретном случае. 2.Факты-состояния- которые периодически выражают юр.последствия. Напр.,факт родства. ▪В зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридических фактов).(посл.классиф из уч-ка)

 

28.Юр.(фактич.)составы – система юр.фактов. Напр.,Для возникновения трудового правоотношения между работником и работодателем требуется достигнуть возраста трудовой правоспособности, написать заявление о приёме на работу, заключить трудовой договор, издать приказ о зачислении лица на работу. Признаки: 1.Фактическому составу присуща расчлененность на элементы. Юридический факт - это именно элемент фактического состава, а не просто его дробная часть. Элемент отличается от дробной части по внутреннему и внешнему признаку. С внутренней стороны элементы представляют собой единое, завершенное, внутреннее цельное образование. С внешней стороны для элемента характерна относительная независимость от системы, определенная функциональная самостоятельность. Юридический факт обладает и внутренними, и внешними свойствами элемента системы. Как факту действительности ему присуще единство и внутренняя цельность. Функциональная самостоятельность юридического факта выражается в том, что одни и те же юридические факты могут использоваться в различных составах. 2. для фактического состава характерна не только расчлененность на элементы, но и особый способ связи между ними. Между элементами фактического состава имеют место связи двоякого характера: они включены в систему материальных отношений и как все явления действительности находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Эти же самые элементы связаны между собой юридическими отношениями, иногда довольно сложными. Элементам фактического состава, таким образам, присущ специфический системный способ связи. 3.способ связи элементов определяет функционирование фактического состава как сложной системы. В некоторых случаях процесс развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием материальных и юридических отношений. Юридическая связь побуждает к развитию фактическую основу состава, а накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей. 4.Обладает таким качеством как правовое последствие. Лишь все элементы состава вместе, в системе, влекут правовое последствие. Ни один элемент в отдельности таким свойством не обладает.5. фактический состав выступает как элемент более широкой системы юридических фактов - в масштабе института, отрасли и всего права в целом.(Признаки-В.Б.Исаков «Факт.состав в сист. правов.регулир-я») Функции юр. фактов:1.Главная ф.- ф. по обеспечению возникновения, изменения и прекращения по-й. 2.Ф. предварительного регулирования по-й. заставляет людей поступать опред. образом еще до возникновения, изменения или прекращения по-й. Классификация:▪По хар-ру последствий: 1.Правообразующие.2.Правоизменяющие.3.Правопрекращающие. ▪По объему: 1.Завершенные-те в которых осуществлено накопление всех юр. фактов. Напр., состояние совершенного преступления.2.Незавершенные-накопление всех юр.фактов не окончено. ▪По степени определенности юр. составов: 1.Определенные-все элементы, которых исчерпывающе предусмотрены гипотезами юр.норм. Напр., нормы Особенной части УК. 2.Относительно-определенные(бланкетные)-отдельные эл-ты кот-х уточнены правоприменит. рганами, эти составы связаны с оценочными понятиями. Напр., для прекращ-я юр.фактов треб-ся уважит прич. ▪По хар-ру связи м/у юр.фактами, входящими в составы: 1.Простые- в кот-х накопление юр.ф. осуществл-ся в произв.порядке. 2.Сложные-…в строго установленном, жестком пор-ке. 3.Смешанные-…, где присутствуют и эл-ты простых, и эл-ты сложных составов. ▪ Однородные и комплексные составы. Предлагаемая классификация разграничивает, во-первых, составы, слагающиеся из юридических фактов одной отрасли права (однородные составы), и, во-вторых, составы, объединяющие юридические факты из различных отраслей права (комплексные).

Однородным является, например, состав, необходимый для поступления на работу (заявление трудящегося, приказ администрации) являются однородными фактами, принадлежащими к одной отрасли - трудовому праву. (Посл. классиф-С.С.Алексеев).

 

29.Норма права - это разновидность социальных норм(сложнейший регулятор общественных отношений), которой присущи следующие особенности:1.Они устанавливаются, изменяются и прекращают свое действие в порядке, установленном органами публичной власти.. 2.Юр нормы обладают формальной определенностью, т.е. четкое описание вариантов человеч. поведения, его границ. Изложены в тех источниках, кот офиц. признаны ист-ми прав.3.Общеобязательность.Этим нормам должны следовать все субъекты независимо от их желания. Адресаты должны их четко, неуклонно выполнять. В случае столкновения юр. норм с др. регуляторами реализ-ся именно юр.нормы. 4.Гос.гарантирован-ть. Создает определенные экономич. и др. условия. Нарушителей можно привлечь к ответ-ти.

 

30.вопрос об источниках рос. пр отн-ся к числу дискусс-х: -отсутствие или неясность легальных определений конкретных форм права в действующем законод-ве; -само понятие «ист-к пр.» трактуется по-разному. Ист-ки норм пр. понимаются в неск-х смыслах:1.В мат-м смысле – причины, кот. вызвали появление норм права. 2.В идеологич. смысле-правовое сознание, т.е. та непосредств. область, в рамках кот. формулир-ся правосозн-е. 3.В формальном смысле-внешние формы выражения и существования права. В настоящее время 3 позиция получила широкое распространение и является наиболее обоснованной. В формально-юр. смысле выделяют следующие ист-ки: 1.Юридич. обычаи – это вошедшие в привычку и одобренные гос-м общие правила поведения, сложившиеся ист-ки в рез-те многократного повторения людьми определенного варианта поведения. Юр. обычаи – древнейшая форма существования правовых норм. Юр. обычаи не имеют офиц. письм. фиксации. Иногда фикс-ся письменно учеными, но это не офиц. фиксация. Как только такая фиксация осущ-ся, обычай трансф-ся в др. ист. Совокупность юр. обычаев-обычное право. Существует этот ист-к до сегодняшнего дня, но не играет решающего значения. 2.Нормативно-правовой акт – созданный в одностороннем порядке уполномоченными на то органами, направленный на установление норм права. Возникает всегда в рез-те целенаправлен. творч. деят-ти суб-в. Нормат. акты, в отличие от юр.обычаев, действуют на перспективу. Нормат-прав. акты наиболее адекватны для целей гос-ва. 3. Нормативно-правовой договор-соглашение 2-х или более сторон, устанавливающ. нормы права. Норм. договоры сходны с норм. актами тем, что создаются целенаправленно. Для того, чтобы появился норм. договор необходимо достижение согласия всех сторон. Наиболее распространены в сфере междунар.пр. В некот. Ситуациях исп-ся и для регулирования внутригос. отношений. В России для регулир-я фед.отношений м/у органами гос.вл. РФ и органы субъектов федер-ции. По Конституции м/у этими органами предполаг-ся дог-ры. Нормат.дог. широко исп-ся в труд. праве для урегулир-я отношений м/у администрацией и работниками. Исп-ся в гр.пр.-учредит.договоры. 4.Суд.прецедент-решение суда по конкретному юр.делу, ставшее обязат.образцом при разрешении судами аналогичных дел. В данном случае налицо попытка преодолеть «пробелы». Историч. родиной прецедента явл-ся Англия. В РФ прецедента нет. Прецедентом не явл-ся конкр. обст-ва, а лишь основные правила, сформулир.судом. Суды РФ создают: нормат. акты; конст. суд осущ-т работу на основе регламента. В России сформировался еще один ист-к- нормативные судебные решения(за исключ-м суд. прецедента). Конст.Суд, пересматривая, запрещает принимать некоторые решения. Эти акты имеют особый порядок вступления в силу. Так. образом, нормат.суд.решения явл-ся самост. ист-ком юр норм в РФ, официально закрепленный в нашем законод-ве. наряду с нормат.-прав. договорами, актами и юр. обычаями.

 

 

31. Нормы морали, нравст-ти – такие пр-ла повед., кот. рег-т человеч. деят-ть на основе представл. о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости.Нормы пр. наиболее тесно взаимод-т с нормами нравств-ти.:-совпадают объекты; - в основе лежит общий принцип при регулировании обществ. отнош. - «принцип соц справ-ти. Варианты взаимод-я: 1Юр.н. и н.нравст-ти усиливают др.друга, т.к. обе группы направлены на достижение одних и тех же целей (охрана здоровья, имущества). Требов-я норм нрав-ти нередко учит-ся при опред-и норм, кот. регламентируют занятие должностей. Судьей м.б. только человек с безупречной репутацией. 2. Заключ-ся в их взаимоподавлении в силу противоречия. Полож. УК РСФСР, в соотв-и с кот-м близкие родственники были обязаны свидет-ть др. против друга. В УК 1996 это противоречие с моралью было устранено. Существует групповая нравственность, кот-я идет в разрез с юр.нормами. В этом случае изм-ся нормы нрав-ти. Исключение предст-т собой обычай кровной мести. Этот обычай может поощраться.

 

 

32. Религиозные нормы – это такие правила поведения, кот. рег-т взаимоотн-я м/у людьми по поводу отправления религ. культа. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа — «не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы — мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они — необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.(уч-к Ин-нет)

 

33.Взаимодействие норм права с полит. нормами (правила поведения, регулирующие отношения м/у соц.группами по поводу завоевания и осуществления гос. власти). Варианты взаимодействия: 1. Взаимоусиление. Юр.нормы закрепляют содержание норм политических. Содерж-ю полит. норм более присуще выражение классовых интересов, а для юр.норм – общих интересов. Это ведет к возникновению противоречий. 2. В противоречиях вопрос должен решаться в пользу юр.норм. С т.зр. полит.норм поощряются все союзы, объединения, способствующие завоеванию власти. С т.зр. юр.норм взаимод-е с группами,преследующими некое соц.подавление запрещено (м.б. противозаконно).

 

34.Субъект – негос. Организации: полит.партии, религ-е конфессии, обществ. союзы. Существ-т 2 т.зр.: 1.Корп.нормы - не юридич-е. 2.Среди корп-х есть как юридич.. так и не юр. Общие особенности корпорат-х норм: 1. Предназначены для оформления внутриорганизационной стр-ры организаций, субъектов, кот-е эти нормы создали. Регулируют отношения м/у участниками. 2. Они закреплены в уставах и других подобного рода документах. 3. Эти нормы, как правило, требуют офиц. признания со стороны г-ва (путем регистрации).В конце 80-х дейстующ. организация – ком.партия. Но офиц. признания устава не было, что не мешало партии заним-ся своей деят-ю.4. Корпоратив.нормы имеют ограниченную сферу действия в пределах данной организации. 5. Имеют специфич. Средства обеспечения от наруш-я: - сила обществ. мнения членов корпорации, - охран-ся исключ-но силой самой корпорации, самого объединения. Когда говорим о взаимодействии, речь идет о таких, кот. не юридич. Устанавл-ся пр. граждан на создание объединений, корпораций и т.д. Почему гос-во гар-т обеспечение корп. норм? Корп. нормы спос-т развитию самруправл-я.

 

 

35.Структура-взаимосвязь элементов юр.норм. Эл-ми явл-ся:1.Гипотеза – Эл-т юр.нормы, в кот-м закрепл-ся усл-я действия нормы. 2.Диспозиция – часть юр.нормы, в кот. описываются варианты поведения, кот-м должны следовать адресаты нормы; -часть юр.нормы, кот. закрепл-т пр. и обяз-ти участ-в отнош-й. 3. Санкция – часть юр.нормы, кот. закрепл-т неблагоприятн. юр. послед-я, наступающие для нарушителей предписания юр.нормы. Эта схема не обнаруж-ся при анализе конкретных юр.норм. Подавляющее больш-во норм сост. из 2-х частей. Причины: 1.Юр.норма специализ-ся на обслуж-и либо регулятивн., либо охранит. функции. 2.Усеченый состав объясняется требованиями юр.техники. Общие полож-я целесообр. формул-ть отдельно.

М\у нормами регулят. и охранит-ми сущ-т связь. Если связь отсут-т охранит. нормы превращ-ся в декларацию. Нормы, кот. выявл-т связь м/урегулят-ми и охранит-ми нормами наз-ся логич-ми. Именно они имеют весь набор элементов, но мы выводим их логич-м путем. Регулят. и охранит. – нормы-предписания. Регулят. состоит из гипотезы и диспозиции.(не нужно санкции, т.к. поведение правомерно – присуща гр.пр.). Охранит. состоит из гип-зы(может выст-ть и в роли дисп-ции) и санкции(не нужна диспозиция, кот. кас-ся только правомерного поведения –уг.пр.). Логическая –из 4-х Эл-в: 3-х разных гипотез, диспозиции и санкции; 2-х дисп-ций и 2-х санкций.

 

36.▪ По их роли в возникн-и по-й: 1.Нормы, непоср-но вызыв-е и регулир-е по-я. Таких норм больш-во. Обычно они помещены в Особенных частях актов(УК, Сем.К – нормы непоср-но опр-т проц-ру брака, опр-т круг пр. и обяз-й членов семьи и т.д). 2.Нормы, кот. непоср-но не выз-т возникн-е, измен., прекращ. по-й, но способствуют их регулир-ю.фиксир-ся в Общих частях кодифиц-х актов. Эти нормы в свою очередь подразделяют на:◄ Ощезакрепит-е(общие) нормы. С их помощью закрепл-ся отдельные эл-ты по-й.◄Декларативн.нормы – такие пр-ла поведения, кот-е закрепл-т цели и задачи правого регулирования в различных отраслях пр.◄Дифинитивные – такие юр. нормы, кот-е содержат в себе офиц. опред-е юр.понятий, содерж-ся в правовых док-х.◄Коллизионные – такие, кот. реглам-т(опр-т) выбор м/у конкурирующими др. с др. нормами. Когда отношение рег-ся разн. Нормами по- разному, субъект должен использовать ту норму, кот. предполаг-ся коллиз.нормами. т.е. по юр.силе. ▪ В зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т. д. ▪В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные — их защиту в случае нарушения. ▪ По методу правового регулирования — на императивные и диспозитивные. Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон. ▪ По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обу­словленные территориальными, временными, субъектны­ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органа­ми власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представитель­ных или исполнительных органов краев, областей, и дрЛокальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

 

38. Действие норм права во времени.

Юридические нормы имеют временные, пространственные и субъективные пределы их действия. Временные пределы характеризуются 2 показателями: 1) вступление нормы права в силу, 2) прекращение действия юридическ нормы. 1. Осуществляется по 2 направлениям: 1. согласно общему правилу, предусмотренного для данного вида источника юр норм. Например, ФЗ в РФ – общее правило, то в соответствии с котор ФЗ нормы вступает в силу в течении 10 дней с момента официального опубликования. 2. юридич нормы вступают в силу с момента, предусмотренного самим актом правотворчества и не совпадающим с общим правилом Например, 1 часть гражданского кодекса опублик в декабре 1994 года. Она должна была вступить в действие 18 декабря, но в законе о вступлении в действие 18 декабря, но в законе о вступление в действие устанавлив др срок, поэтому кодекс вступил в силу 1 января.

Момент вступл в силу юрид норм может сопровождаться указанием на определенную дату, так и наступление определенных юр факта, не имеющих точных временных границ. Акты правотворчества до вступ в силу подлежат официальному опубликованию. Источником официального опубликования явл-ся СМИ, котор официально определено в качестве такого источника. Как правило между офиц опубликованием и вступлением в силу приходит некоторое время, для того, чтобы: 1. адресаты юр норм должны в полном объеме все ознакомиться;2. чтобы принять юр нормы начали действовать органы публичные власти необх провести официальные меры. После того, как нормы начали действовать могут наступить определенные последствия. С момнта вступления в силу в силу пр нормы могут действовать неодинаково. Несколько способов: перспективное действие_ закл в том, что(временные рамки) распространяются на те правов отношения, котор возникают после вступления в действие нормы..Немедленное действие – нормы права распространяются не только на те правоотнош, которые возникают после их вступления в силу, но и не те правоотношения, котор возникают раньше, но только в части тех прав и обязанностей участников этих отношений, котор возникнут после вступл норм в силу. Обратное действие – юр нормы распрастраняются на те правоотношения, кот возникн до их вступления в силу, но при этом пересматривают права и обязанностиучастн правоотношения с момента их возникновения. Ультрадействие или переживание – нормы права перестает действовать нна те правоотношения, котор возник в будущем, но продолжает регулировать длящееся правоотношения.

Прекращение действия норм права осуществляется 3 способами: 1. истечение срока, на которое было рассчитана норма.2. прямое прекращение действия юр норм. Уполномочен субъект принимает спец правовые акты, содерж оперативные юрид нормы, которые прекращ действие тех или иных юр норм. 3. Фактическая отмена правовых норм. Имеет место, когда нормы прямо не отменяются, но норма утрачивает свою силу в связи с принятием новых норм такой же или более высокой юридической силы, котор по др регулиров соответств правоотношен.(Иванов)

 

 

39. Действие юридич норм в пространстве и по кругу лиц.

В пространстве: 1. Норма распространяет свое действие на всю территорию, на которой осуществл правовое регулирование. 2. норма действ на части терр-ии, на которолй осужествляется правовое регулирование. Например, юр нормы, приним Омским городским Советом действ на территории Омска.

Действие по кругу лиц:1. юр норма распростр на всех лиц, наход-ся на данной территории. 2. юр.нормы распростр свое действие на определен группу субъектов. Например, Нормы росс законодательства регулиров пр положение гос служащих распростр свое действие на тех лиц, которые находятся на гос службе.

Экстерриториальное действие – опред круг лиц наделяется полным или частичным иммунитетом по отношению к опред группам юридических норм.(Иванов).

 

40. Формы реализации норм права.

Правовая норма сама по себе – только определенный текст с юр содержанием. Главное назаначение нормы – претворяться в общественную практику. Только обществ практика, конкретные отношения людей составляют реальн жизнь правовой нормы.

Реализация норм права – воплощение их предписаний в правомерном предписании субъектов.; основные формы реализации норм права(по характеру правового предписания): 1. использование норм права _ форма реализации посредством которой осуществл субъективные права участников правоотношений. Это такая форма реализации, которая состоит в совершении действий, дозволенных правовыми нормами, в осуществленири субъектами своих прав. Использование норм права – это а) это активное поведение, б) в его основе лежат управомочивающие нормы права; в) представляет собой реализацию субъективного права. Использование права является достаточно емким понятием, включающим в себя несколько самостоятельных моментов. Субъективное право может быть осуществлено путем фактических действий(принятия ребенка на воспитание), юридических действий(усыновление), через предъявление требований(не препятствововать воспитанию ребенка) и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права(обращение в суд с иском о взыскании алиментов). При данной форме реализации лицо не может привлекаться к ответственности за отказ воспользоваться своим правом. Роль гос-ва в реализации управомочивающих норм заключается в предоставлении гарантий субъектам права реализовывать свои права, требования и правопритязания в случаях, если они этого сами захотят. Может выражатьсяи в пассивной форме. Например, близк родственник обвиняемого использует свое право не давать показания в суде или в процессе следствия. 2. исполнение норм права – форма реалзации норм права, в рамках которой осуществл-ся активные юридические обязанности. Это форма реализации, которая состоит в обязательном совершении д-ий, предусмотренных правовыми нормами. Особенности исполнения норм права проявл-ся в следующем: а) это активное поведение; б) в основе лежиат юрид обязанность и обязывающие нормы; в) часто требуется юридическое оформление.Юрид обязанность считается исполненной в том случае, если она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, рассматриваются как правонарушение и влекут за собой юридич ответственность. В форме исполнения реализуются не только обязанности, но и права. Особенноь это относитчся к органам власти и управления, должностным лицам госуд и негосуд организаций, поскольку многие из них создаются, организуются, назначаются, прежде всего, для исполнения норм права. Не случайно одна из ветвей власти называется исполнительной: ее назначение – исполнять принятые законы. Исполнение норм в первую очередь обеспечивается установленными государством мерами поощрения субъектов права (напрмер, выплата зараб платы должност лицам за исполнение св обязанностей) или наказание их (например, установлением дисциплинарной ответственности для госуд служащих за неисполнение ими св обязанностей) 3. Соблюдение норм права – пассивное юридическ обязанности, котор требуют от субъективного воздержания от определенного варианта активного поведения. Это воздержание от совершения действий, запрешенных правовыми нормами. Особенности: основана на нормах- запретах, не требует юридического оформления. Смысл и значение самостоятельности соблюдения норм прва реализации состоит в отм, что она осуществл-ся вне правоотношений, и, следовательно в ней нет корреспондирующего лица.. чсоблюдение норм права непосредственно связано с государством и государ принуждением, границы соблюдения определены более четко, чем напрмер, использование; соблюдение права служит важной гарантией осуществления прав и свобод другими гражданами; оно может быть добровольным и принудительным, тогда как использование только добровольным. Соблюдение протекает незаметно, естественно, параллельно с обычной жизнедеятельностью членов общества. Примером соблюдения явл-ся выполнение уголовно-правовых норм, когда граждане не совершают краж, разбойных нападен и т.д. Соц назначение и функциональная роль соблюдения юр норм состоит в том, чтобы не допускать совершения правонарушений, обезопасить личность, общество и государство от каких бы то ни было противоправных посягательств.; 4. Применение юр норм. (Иванов).

Формы реализации по характеру правовых связей между субъектами права: реализация в общих правоотношениях, реализация в конкретных правоотношениях. По субъективному составу: реализация индивидуальная, реализация коллективная(форма). По внешнему проявлению: активная, пассивная. По методу воздействия: добровольная, принудительная. По правовому положению субъектов: гражданско-правовая, административно-правовая. По характеру действия субъектов: непосредственная реализация, опосредствованная реализация. В зависимости от структуры нормы права: реализация диспозиции – нормальная реализация и реализация санкции – правообеспечительная реализация.

 

41. Понятие применения норм права.

Особенности:

1. наличие у субъекта, который применяет нормы права(правоприменителя) публично-властных полномочий(госуд властных полномочий)

2. Использование для разрешения конретныъх юрид дел, т.е. они обеспечивают реализацию субъективных прав и обязанностей участников правоотношений. Носят организационный, управленческий характер.

3. Осуществляет в особых процедурно- процессуальных нормах. Обеспечивает сведение к минимуму ошибки правоприменителя.

4. результат правоприменительной деятельности явл-ся властные индивидуальные юр предписания(акты применения норм права), котор явл-ся обязательными для участников правоотношений, которым они адресованы.

Применение норм права – осуществл в процедурно-процессуальной форме организационная деятельность компетентных субъектов, наделенных публично-властными полномочиями по разрешению конкретных юр дел и вынесению индивидуально властных предписаний, обязательных для их адресата.

Потребность в правоприменительной деятельности: 1. между субъектами правоотношений возникает спор, который они не могут разрешить самостоятельно. 2. опред и реализация меры госурд принуждения. Например, человек соверш преступление. Нужно определить ему меру наказания, чем занимается суд. 3. Официальное установление опредл-х юр фактов. 4. Органам публичной власти необходимо принять управленческие решения без которых невозможно возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Применение норм права – деят-ть компетентных органах по реализации правовых норм путем вынесения индивид-конкретных предписаний. В совет юридич литературе сущ-ло 3 подхода к понятию применения норм права. Сторонники первого подхода утверждали, что нормы применяют только органы специальной компетенции(суд, прокуратура, милиция). Другие считают, что правоприменительную деятельность осуществляют государственные органы, общественные организации и граждане. Третьи – что нормы права применяются государственными органами и уполномоченными на то обществ организациями. Теория и практика первые 2 подхода не потверждает. Недостатки первой точки зрения(подхода) состоит в том, что ее сторонники слишком узко понимают процесс применения норм права, по существу искажают действительное положение вещей. Представители второй точки зрения слишком широко понимают правоприменение, вкл в него граждан. Профессор Недбайло, напрмер, писал о том, что гражданин не только пассивный исполнитель правовых предписаний, но и активный участник правоприменительного процесса. Учавствуя в выборах, подавая заявление в суд и т п, гражданин своими действиями влияет на деятельность органов власти и управления, коорые обязаны д-ть в соответствии с поданным заявлением, изъявленным желанием участвровать в выборах. А это значит, что гражданин применяет нормы права. Функции применения норм права: Путем применения норм права гос-во в своей деятельности осуществляет 2 основные функции: 1) организацию предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; 2) охрану и защиту права от нарушений. В литературе встреч и другие функции: правообеспечитеьная и функция индивидуального регулирования общественных отношений.

 

42. Стадии применения норм права.

Применение норм права осуществляется в установленной процессуальной форме и при наличии определенной процедуры, которойприсущ ряд необходимых последовательной стадии. Стадия – это отрезок какого-либо процееса, имеющий свою промежуточную задачу и, в силу этого, приобретающий относительную самостоятельность и завершенность. В юр литературе вопрос о числе стадий правоприменеия не закрыт, не решен окончательно. Чаще всего правоприменительные действия подразделяют на 3 основные стадии. Правоприменение проходит несколько стадий:

1. Стадия определенимя фактических обстоятельств рассмотренного дела.

2. Стадия выбора юр нормы, регулир данное дело(стадия юр квалификации)

Правоприменитель осуществ определенные мыслительные операции(критика нормы), которые подраздел на низшую и высшую. Эти термины условные.

Низшая критика – проверка слов документ изложения нормы, провер нет ли опечаток, искажений текста и т.д. Высшая критика – охват проверку подлинности нормы (т.е. опред действит ли текст этой нормы полный, правомерный, действующий), проверка правомерности юр акта, содерж норму(т.е. правоприменитель должен установить, что акт принят уполномоченным на то субъектом и в строгом соответствии с его правотворч компетенцией); правоприменитель проверяет действие нормв во времени, пространстве и по кругу лиц.

3.Стадия принятия решения по рассм делу.(Иванов).

Иногда стадии установления фактической и юридических основ дела объединяют в одну. Порой предлагается большее число стадий правоприменительной деятельности. Последнне обстоятельство, как правило, связано с делением стадий установления юр основы дела на несколько самостоятельных стадий. Некоторые авторы данную стадию разлагают на 4 части: 1) отыскание нужной нормы2) провека действия нормы права(во времени, по кругу лиц и т.д.) 30 проверка правильности текста нормы(ошибки, описки..) 4) толкование нормы права, т.е. уяснение смысла. Кроме основных стадий есть еще и дополнительные: правовосполнительные действия(восполнение пробелов) и действия по обеспечению исполнения актов применения. Некоторые авторы выделяют и другие стадии:

- уяснение смысла и содержания нормы права; разъяснение нормы права компетентным органом или иным субъектом(С.А.Комаров).

- конторль за исполением принятого применительного акта(Бабаев, Баранов, Толстик)

- доведение содеожания решения до сведения адресата правоприменения, заинтересованных лиц и организаций(Венгеров)

-вынесение решения и его документальное оформление(Черданцев).

Взависимости от модели правоприменения выделяют 2 подхода к данной д-ти: 1) прцессуальный и 2) информационный. Процеесуальная модель правоприменения построена на процесс нормах, она в схематичесном виде отражает последовательность и порядок совершения процесс действий. Например, в угол процессе выделяют такие стадии, ВУД, предв расследование или дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия суд следствия, стадия вынесения приговора и т.д.

Информациооная модель правоприменения представляет собой своеобразное движение информации. Прежде чем принять решение, собирается, анализируется информация о юридически значимых для данного дела фактах(юр фактах) и о соответств нормах права.

 

 

43. Индивидуальные правовые акты: понятие, виды.

Индивидуальное регулирование – это конкретизация юридических норм участниками правовых отношенийЮ, решение ими юридически значимых вопросов, которым законродатель не дал исчерпывающей нормативной регламентации.

Индивидуально-правовой акт – это внешнее выражение решения людей, направленное на достижение определенного правового результата. Индивидуально-правовые акты включаются в механизм правового регулирования в качестве специфического средства индивидуализации прав и обязанностей, а также мер юридического воздействия. В автономном регулировании правовые нормы индивидуализируются лицами, участвующими в данных отношениях, путем заключения специальных соглашений, договоров, сделок. Договор устанавливает персональный состав участников отношений, их права и обязанностей(например, договор поставки). При государственно-властном регулировании индивидуализация прав и обязанностей осуществляется от лица государства как властное требование, которое может быть выполнено принудительно.

Среди индивидуальных актов выделяются акты применения права. Акт применения норм права – индивидуальное государственно-властное ведение(предписание), вынесенное в результате решения юридического дела. Отличие правоприменительного акта от нормативного: 1. он применяется на основе нормативного акта; 2. конкретизирует норму права; 3. носит персонифицированный характер (индивидуально-определенный); 4. не явл-ся источником права; 5. имеет иную структуру правового акта(вводная, описательная, мотивировочная, регулятивная). Акты применения, акты государственно-властного индивидуального регулирования используются тогда, когда: 1) сами нормы права предусматривают, что инди<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...