Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности отдельных видов(семей) правовых семей




Иванов 1)Романо-германск.(континентальная) правовая семья охватыват страны Африки, Лат.Америки, Индонезии и Японии

-нормативн.тип правопонимания

- харак-на ведущ.роль НПА в системе права,где верховенство принадлежит закону

-судебн.право не призн-ся вообще

-тесно связ.с римск правом, кот.счит-ся классич.т.к. в нем подробно закреплены нормы, касающиеся частн.собственности

-деление права осущ-ся на частное и публичное

-наличие кодифицир.нормативн.прав.актов, кот.охват. все отрасли юр.права

Рыбаков К романо-германской правовой семье относятся правовые систе­мы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, зна­чительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой пра­вовой системы нашло отражение в правовых системах Японии, Индоне­зии, других государств. Временем основания романо-германской право­вой семьи считается XII—XIII вв. Право доминировало до конца XVIII в. и представляло собой общеевропейское право.

Особенности романо-германской правовой семьи. Романо-германское право отличается:

1) органической связью с римским правом (рецепция);

2) ярко выраженной доктринальностью и концептуальностъю;

3) особой значимостью закона в системе источников права;

4) четко выраженным делением его на частное и публичное право;

5) ярко выраженным кодифицированным характером;

6) относительно самостоятельным характером существования гра­жданского и коммерческого права;

7) в его системе доминирует как особая отрасль права торговое право.

Связь с римским правом. Рецепция римского права была связана с деятельностью университетов, в которых начиная с XII в. изучалось указанное право. Этому способствовало и то, что римское право было изложено на языке, который сохранила церковь и которым пользова­лись ученые и канцелярии Европы. На первом этапе становления романо-германского права рецепция выражалась в комментировании и преподавании римского права по Своду законов (Дигестам) императо­ра Юстиниана в Болонской школе искусств. Школа имела общеевро­пейскую известность и была главным европейским университетом, где в начале XIII в. обучалось около 10 тысяч студентов. Главной задачей обучения считалось выявление точного смысла римских законов.

Доктринальностъ. В сложных случаях суды обращались на юридические факультеты, ученые которых высказывали свое мнение по тем или иным правовым вопросам. Только в XVIII в. в ряде госу­дарств Священной Римской империи появились запреты обращаться на юридические факультеты. Постепенно складывалось так называе­мое современное римское право. В наши дни, как и в прошлом, в ро­мано-германской правовой семье доктрина составляет активно дейст­вующий источник права. Она влияет как на законодателя, так и на пра­воприменителя. Законодатель часто выражает лишь тенденции, кото­рые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. Доктрина широко используется и в правоприменитель­ной деятельности, в частности при толковании закона. Правовая док­трина играет основную роль в процессе правотворчества. При приме­нении права она используется лишь при толковании норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обосновании принимаемых решений.

Значимость закона. В романо-германской юридической док­трине и в законодательной практике различают три разновидности «обычного» закона: кодексы, специальные законы (текущее законода­тельство) и сводные тексты норм. Прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источни­ком, чем самостоятельным, и следование решению кассационной ин­станции не обязательно для других судов, хотя и может воспринимать­ся судами в качестве образца решения аналогичных дел.

Суды лишены права на правотворчество. Их задача - разрешать конкретные юридические дела на основе закона. Суды имеют право толковать законы. На основе толкования и решения судов складывается определенная практика. Издаются сборники, справочники судебной практики, оказывающие влияние на практику судов. По поводу этой практики существуют разные мнения. Одни авторы считают их источ­ником права, другие — нет. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников су­дебной практики, а также значение прежде всего кассационного преце­дента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. По этому судебное решение, основанное, например, на аналогии или общих принципах, оставленное в силе кассационным судом, может восприни­маться при решении подобных дел как фактический прецедент.

Своеобразно положение обычая в системе источников права романо-германской семьи. Он может действовать не только в допол­нение к закону, но и помимо закона. Роль обычая вопреки закону очень ограничена, даже если таковая в принципе не отрицается док­триной. Обычай здесь потерял характер самостоятельного источника права. Он имеет, как правило, ограниченное действие. Но его приме­нение допускается в сфере частного права и нередко не только в до­полнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.

В романо-германской правовой семье достаточно широко ис­пользуются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости - и вне закона. Эти принци­пы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный мо­мент. Принципы раскрывают характер не только законодательства, но и права юристов. Сам законодатель своим авторитетом закрепляет не­которые формулы. Например, ст. 2 швейцарского гражданского кодек­са устанавливает, что осуществление какого-либо права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми нравами, или социальной и экономической целью права. А Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, противоречащие принципу равноправия мужчин и женщин.

Для юридической концепции этой системы характерна гиб­кость, выражающаяся в том, что юристы не склонны соглашаться с таким решением того или иного вопроса, которое в социальном плане кажется им несправедливым. Действуя на основе принципов права, они действуют как бы на основе делегированных им полномочий. Осуществляя поиск права сообща, каждый в своей сфере и с использо­ванием своих методов, юристы этой правовой системы стремятся к общему идеалу - достичь по каждому вопросу решения, отвечающего общему чувству справедливости на основе сочетания различных инте­ресов, как частных, так и всего общества. Итак, среди важных источ­ников права надо видеть общие принципы, содержащиеся в законода­тельстве и вытекающие из него.

Серьезное значение в романо-германском праве придается меж­дународному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия).

Частное и публичное право. Структура права, начиная с традиций римского права, характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Многие институты пра­ва, прежде всего частного, также покоятся на традициях Древнего Рима. Деление права на публичное и частное в настоящее время стало вполне обычным явлением для многих правовых систем и ряда правовых семей. Однако изначально и вплоть до позднего средневековья указанное деле­ние было свойственно лишь романо-германскому праву.

Принципиальное различие заключается в первую очередь в том, что в романо-германской правовой системе по сравнению с англосак­сонским правом процесс классификации права на публичное и частное носит «более глубокий и более четкий характер».

Кодификация. Особенностью рассматриваемой правовой семьи является кодификация. В начале XIX в., во времена Наполеона, были приняты пять кодексов. Принятый в 1804 г. Гражданский кодекс Фран­ции был назван Кодексом Наполеона и складывался из трех частей, по­вторяя фактически структуру институций (учебника) древнеримского юриста Гая (первая часть - о лицах; вторая - о вещах; третья — об обяза­тельствах). Кодекс Наполеона был воспринят в Бельгии, Голландии, Люксембурге, Польше, Италии. Под сильным влиянием римского права находился и принятый в 1896 г. Немецкий гражданский кодекс.

Среди правовых семей, где кодификации превратились в значи­тельные правовые массивы, в романо-германском праве кодификация выделяется тем, что она:

- имеет более глубокие и более прочные исторические корни;

- проявляется как своеобразная юридическая техника;

- носит не локальный, а глобальный характер, охватывая все институты и отрасли права;

- обладает своей собственной идеологией.

Суть последней исторически заключается в том, чтобы, в корне преобразуя право, установить новый правовой порядок, который вопло­щал бы в себе идеи построения единого национального государства.

Рассматриваемой семье присущ и конституционный контроль в виде специальных конституционных судов или аналогичных органов.

В учебной литературе называются и другие особенности рома­но-германской правовой семьи, отмечается:

- единая иерархическая построенная система источников писа­ного права;

- наличие писаных конституций, обладающих высшей юриди­ческой силой;

- весомое положение подзаконных нормативных актов (регла­менты, инструкции, циркуляры и др.);

- выдвижение на первое место не обязанностей, а прав человека и гражданина;

- особое значение юридической доктрины, разрабатывавшей и разрабатывающей основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи;

- существует общий понятийный фонд, то есть сходство основных понятий и категорий, относительно единая система правовых принципов;

- в законодательстве ведущая роль принадлежит конституции, обладающей высшим юридическим авторитетом.

В рамках романо-германской правовой семьи выделяют несколь­ко групп правовых систем:

- романское право (Франция, Бельгия, Италия, Испания, Румы­ния, Португалия, Швейцария);

- право латиноамериканских стран;

- каноническое, или церковное, право;

- группа германского права (ФРГ, Австрия, скандинавские стра­ны и др.).

В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках

романо-германской правовой системы можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т. д.). Современная право­вая система России, при всех ее особенностях, более родственная именно романо-германской правовой семье.

Славянская правовая семья. Пред­ставляет собой видоизмененную континентальную правовую систему и включает в себя две правовые группы: российскую и западнославян­скую (Г.В. Назаренко). Причем одни авторы относят к российской группе право России и ее республик, другие включают в российскую группу также право Украины и Белоруссии. С известной долей услов­ности к российской группе можно отнести право советских республик. Несмотря на процесс суверенизации, их право сохраняет черты, при­сущие российской правовой системе.

В отношении западнославянской группы правовых систем су­ществуют две точки зрения. Одни ученые относят к западнославян­ской группе право Болгарии, Сербии, Черногории, другие дают более широкий перечень и включают в него наряду с перечисленными пра­вовыми системами право Украины и Белоруссии.

Особенности славянской правовой системы. Данная правовая семья:

1) основывается на правовой культуре Византийской империи, обычаях славян и традициях православия;

2) ей присущи такие духовные ценности, как нестяжательство, благочестие и коллективизм;

3) основными источниками права служат нормативно-правовые договоры и правовые обычаи.

Иванов 2)англо-саксонск.семья

-распространен социологический тип правопонимания, след-но, в основе права-судебн.решение

-в системе источников права важн.роль принадлежит судебн.прецедентам, что явл-ся следствием того, что практически отсутствуют кодифицированные акты

-почти отсутств.влияние римского права

-ведущая роль процессуального права по отношению к материальному праву

-деление права на частное и публичное имеет в основном научное, а не практическое значение

Рыбаков Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, впоследствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая система англосаксонское право стало складывать­ся с момента захвата Англии Вильгельмом Завоевателем (1060). Рим­ское право не оказало влияния на эту систему, хотя римляне и правили Британией почти пять веков. Система общего права основана на при­оритете исходных правовых принципов и судебной практики. Англо­саксонская правовая семья распространена в США, Канаде, Индии (частично), в Пакистане, Австралии, ряде стран Африки, Северной Ирландии, Новой Зеландии, а также 36 государствах - членах Британ­ского содружества.

Особенности англосаксонской правовой семьи. Среди призна­ков данной правовой семьи можно выделить следующие:

1) основным источником права выступает судебный прецедент;

2) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуисти­ческий) характер;

3) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) от­водят судьям, которые в связи с этим занимают особое положение в системе государственных органов;

4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые судом;

5) главенствующее положение имеет процессуальное (проце­дурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

6) отсутствуют кодификационные отрасли права;

7) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

8) статусное право (законодательство) и юридические обычаи вы­ступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников права;

9) юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагмати­ческий, прикладной характер.

Судебный прецедент. Специфическим источником англосаксон­ских правовых систем является судебный прецедент. В качестве преце­дентов выступают решения только высших судебных инстанций. В Анг­лии это Палата лордов, Апелляционный суд, Высокий суд, судебный комитет Тайного совета, в США - Верховный суд и верховные суды штатов. Правило прецедента, действующее в этих системах, носит им­перативный характер и гласит: дело решать так, как аналогичное дело было рассмотрено раньше. Это правило распространяется не только на нижестоящие суды, но и на те суды, которые их ранее приняли (исклю­чение сделано для Палаты лордов). Обязательное значение имеют лишь опубликованные прецеденты.

В Америке, в отличие от Англии, Верховный суд США и вер­ховные суды штатов не связаны собственными прецедентами. Причем если в Англии еще в 1972 г. Палата лордов (высшая судебная инстан­ция) отказалась от права судов создавать новые составы преступлений, то в США суды в ряде штатов по-прежнему такое право имеют.

Прецедентом является не все судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоноложение общего характера, ранее не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогич­ных дел. Например, решение Верховного суда США по делу Марбэри и Мэдисон, вынесенное в феврале 1803 г. и действующее до настояще­го времени. Вот несколько цитат из этого решения. «Вряд ли можно оспаривать утверждения, что либо Конституции отдается предпочте­ние перед любым законодательным актом, ей противоречащим, либо законодательный орган может изменить Конституцию принятием обычного законодательного акта». «Стоит подчеркнуть, что главным правом и обязанностью судебной власти является толкование закона... Если два закона вступают друг с другом в конфликт, суды обязаны определить юридическую силу каждого из них». «Следовательно, если суды должны принять во внимание Конституцию и Конституции при­надлежит главенствующая роль по отношению к обычным актам зако­нодательного органа, то, вынося решение по делу, подпадающему и под Конституцию, и под обычный законодательный акт, должны руко­водствоваться Конституцией».

Число судебных прецедентов, подлежащих применению на практике, исчисляется в Англии сотнями тысяч (от 300 до 500 тысяч, а законов менее 3 тысяч). В США прецедент имеет несколько меньшее применение в судах, чем в Англии, однако и здесь издается ежегодно 350 томов судебных решений, которые могут быть использованы в качестве прецедента. Судебные прецеденты публикуются для всеоб­щего сведения в официальных изданиях высших судебных органов.

Другим источником англосаксонского права являются статуты (законы), принимаемые высшими законодательными органами. Соот­ношение статутов и прецедентов весьма своеобразно. Статут может от­менить действующий прецедент, но закон реализуется в прецедентах, он не считается действующим, пока не обрастет прецедентами, то есть пока на его основе не приняты судебные решения.

Источником права являются также правовые обычаи, в особен­ности в Англии, где отсутствует писаная конституция. Многие вопро­сы парламентской процедуры, взаимоотношений высших государст­венных органов регулируются обычаями. Сами прецеденты, в частности в начальный период становления правовой системы, базировались на обычаях, на основе которых выносились решения судами.

Структура англосаксонского права. Исторически сложилось де­ление на право общее и право справедливости. Общее право сложи­лось исторически на основе обычаев и судебных решений (прецеден­тов). Большую роль в формировании общего права сыграли суды, ко­торые с момента завоевания объединились в централизованную систе­му. В решении дел судами принимали участие присяжные из числа местных жителей, которые хорошо знали местные обычаи и традиции. На их основе и решались дела судами. В результате деятельности су­дов создавались прецеденты, на основе которых решались другие аналогичные дела.

Право справедливости создается решениями короля, главы го­сударства или его представителем. Право справедливости начинает складываться в XV в. в силу появления новых рыночных отношений, не нашедших отражения в прецедентах общего права. Субъекты этих отношений вынуждены были обращаться через лорд-канцлера к мо­нарху с просьбой рассмотреть дело по совести и справедливости. Функцию рассмотрения таких дел брал на себя фактически лорд-канцлер, выступая в качестве судьи. Решениями лорд-канцлера созда­ется новая система прецедентов. В результате исторически в сфере справедливости оказались споры о недвижимости, отношения довери­тельной собственности, дела о торговых товариществах, банках, на­следовании. К общему праву отнесены уголовные дела, договорное право, гражданско-правовая ответственность и др. Однако жесткой границы между указанными сферами нет.

В Англии выделяют три части: общее право, право справедли­вости XIV—XV вв., статутное право - писаное право парламентского происхождения конца XVIII в.

Системность. В общем праве нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые - гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права.

С внедрением новой технологии в правовую сферу, особенно с

 

компьютеризацией процессов поиска и отбора информации, система общего права становится значительно более обозримой и доступной для оперативного использования. Резко сокращается время, необходи­мое для установления адекватной правовой ситуации, выявления нуж­ного акта. Прежнего разрыва с режимом функционирования континен­тального права уже нет.

Сопоставление англосаксонской правовой семьи с Романо-германской показывает, что первая имеет ряд позитивных свойств. Они проявляются прежде всего в том, что право развивается преимущест­венно на основе индивидуального подхода к делу, по пути от единич­ного к общему регулированию. Далее, оно нацелено на конкретного человека и защищает его частные интересы.

Иванов 3) религиозно-традиционная семья

-смешанный тип правопонимания, кот.характеризуется существенной религиозной окраской. Право не получило надлежащего развития

-лидирующее положение занимает обычай(нормы обычного права) Но при этом т-же присутствуют и писан.нормы

-в странах, где сущ.дан.семья слабо развито законодательство

Рыбаков К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др. А также право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Особенности религиозного права. Среди признаков данной пра­вовой семьи можно выделить следующие:

1) главный творец права - Бог, а не общество и государство, по­этому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и строго соблюдать их;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Шастрах, Ведах и т. д.

3) весьма тесное переплетение юридических положений с религи­озными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образуют в своей совокупности единые правила поведения;

4) особое место в системе источников права занимают труды уче­ных-юристов (доктрины), конкретизирующие первоисточники и лежа­щие в основе конкретных решений;

5) отсутствует деление права на частное и публичное;

6) нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вто­ричное значение;

7) судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

8) право во многом основано на идее обязанностей, а не прав че­ловека (как это имело место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Мусульманская правовая семья

Мусульманское право - система норм, выраженных в религиоз­ной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Мусуль­манская правовая система сложилась в Аравии в X в. Сейчас на нашей планете проживает свыше 800 млн мусульман. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

Особенности мусульманског о права. Данный вид права отличает:

1) специфика религиозной основы - ислам;

2) специфика религиозных источников права (Коран, Сунна, Иджма, Кияс);

3) доктринальность - это «право юристов», так как было созда­но учеными-богословами;

4) отсутствие систематизации права - это право церкви, право общины верующих;

5) господство концепции теологического общества, где государ­ство выполняет роль служителя религии;

6) суровость, особая строгость наказаний.

Религиозная основа мусульманского права — ислам. В большин­стве арабских стран применение положений шариата закреплено в ка­честве конституционной нормы. Так, в ст. 2 Конституции Кувейта 1962 г. и в ст. 3 Конституции Судана 1973 г. записано, что мусульман­ское право является «основным источником законодательства». Это конституционное положение реализуется во многих отраслях права, и прежде всего в области гражданского, брачно-семейного, наследствен­ного, а в ряде стран и в области уголовного права.

Мусульманское право имеет четыре источника; Коран (свя­щенная мусульманская книга) состоит из 114 глав или сур; Сунна -собрание около 2-3 тысяч преданий «хадисов», об указаниях и по­ступках Мухаммеда; Иджма — решения по правовым вопросам, приня­тые четырьмя калифами-сподвижниками Мухаммеда; Кияс - решения, выводы, заключения, сделанные мусульманскими юристами-богословами по аналогии с Кораном, Сунной и Иджмой. Наряду с письменным правом - шариатом («путь следования») - в мусульман­ских странах действует и обычное право - адаты.

Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела су­дьи никогда не обращаются к Корану или к Сунне. Вместо этого они ссылаются на правоведа, авторитет которого общепризнан.

К чертам мусульманского права относят: архаичность ряда ин­ститутов, казуистичность и отсутствие систематизации. По мысли мусульманских законоведов, шариат и его нормы должны охватывать жизнь мусульманина от колыбели до могилы. Но не случайно, что именно в сфере брачно-семейных отношений шариат до сих пор со­храняет особенно прочные позиции, то есть охватывает все стороны, сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.

Система наказаний по шариату отличается крайней суровостью, она рассчитана прежде всего на устрашение возможных правонарушите­лей, хотя целью наказания провозглашается «очищение грехов». В Коране указано, что есть «устав божий», который нельзя нарушать, а поэтому все решения о наказании за преступления шариатских судах выносятся от имени Бога.

Индусское право. Индусское право составляет вторую систему религиозно-тра­диционной семьи. Его истоки лежат в древнейшем мире. Это не право Индии, а право общины, которая существует в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также странах на восточном побере­жье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде, Кении. Это право общин, исповедующих индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает сво­их последователей помимо принятия на веру определенных религиоз­ных догм и к определенному миропониманию.

Одним из убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные, иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оп­равдание кастовой структуры общества - основа философской, религи­озной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек дол­жен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай.

Позитивное индусское право является обычным правом, в кото­ром в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она оп­ределяет норму поведения, в соответствии с нее изменяются или тол­куются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или под-каста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосова­нием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение.

Право располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкрет­ному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Правительству разрешается законодательствовать. Судебные пре­цеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его риторически. Ему представлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способа­ми примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодатель­ство, на роль источника права может претендовать здесь судебная прак­тика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, клас­сическое индусское право не основывалось ни на формальных нормати­вах, ни на судебных решениях.

В период колониальной зависимости индусское право претерпе­ло существенные изменения. В области права собственности и обязательного права традиционные нормы были заменены нормами «обще­го права». Семейное и наследственное право и другие обычаи не пре­терпели изменений. К 1864 г. накопились судебные прецеденты. Одна­ко правило прецедента осталось далеко от традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права», то есть индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями.

Конституция Индии 1960 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако новый основной за­кон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации; веко­вые корни, связанные с религией дают о себе знать.

Иванов 4) Социалистич.семья(сущ.до нач.90-х г.г.20в.)

-нормативный тип правопоним-я

Под правом поним-ся нормы, выраж.интересы народа, господств.класса.

-отрицается важная роль права, т.к. сущ.господствующ.концепция неизбежн.отрицания права при коммунизме.

-основной источник юр.норм-НПА, где доминир.полож-е занимали не законы(т.к. их было мало), а подзаконные НПА

-ярко выражен классовый характер правовых норм, что способствовало накоплению богатства

-официально отрицалось деление права на частное и публичное, т.к. частн.собств-ть была запрещена

Тенденции развития права – наличие кодифицирован.законодат-ва. Постепен.сближение семей, усиление международного сотрудничества

Алексеев Происхождение социалистической правовой системы. Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Отсюда главные отличия возникшей в начале XX в. правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм.

В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи: централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной, «общенародной» собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков, хозяйственного имущества, а в некоторых странах—земли, других объектов недвижимости; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.

Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическим обоснованием данного процесса стал тезис В. Ленина о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности, приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовались на административно-плановой основе.

В уголовном и административном праве приоритетно защищалась государственная собственность, действовали запреты на занятие частной предпринимательской деятельностью, валютными операциями, коммерческим посредничеством и т. д„ предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй, преследовались действия, противоречащие коммунистической нравственности.

Упрощались процедурные формы, ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. Результатом же стали формирование обвинительного уклона, идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

В то же время социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу можно отнести: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом (включая право хозяйственного ведения, оперативного управления); внедрение в мировую юридическую практику институтов планово-правового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечения гарантированного права на труд, бесплатного образования и др.

В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.

Алексеев т-же выделяет.систему обычного права Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...