Южная Сибирь (территория Саяно-Шушенского нагорья)
2)Тувинцы (самоназвание – тыва) – основное население Р. Тува (около 250т., общая численность в РФ – около 264т.). Говорят на тувинском языке, тюркской группы, алтайской языковой семьи который имеет несколько диалектов. Тувинцы делятся на две этнографические группы: западные тувинцы (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточные, или тувинцы-тоджинцы (горно-таежная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы). Тувинцы-тоджинцы составляют около 5 % всех тувинцев. Основным традиционным видом хозяйственной деятельности тувинцев является кочевое скотоводство. Главными районами его распространения были сухие степи центральной и юго-западной Тувы. Здесь в качестве подсобной отрасли хозяйства в ограниченных размерах практиковалось также и земледелие. Тувинцы степных районов разводили овец, крупный рогатый скот, лошадей, коз и верблюдов. У тувинцев-тоджинцев северных и северо-восточных лесных районов Тувы преобладающими отраслями хозяйства были охота (добыча пушнины) и связанное о ней верховое оленеводство. Основной земледельческой культурой тувинцев было просо, которое высеивали недалеко от последней зимней стоянки. Землю обрабатывали сохой, создавали небольшие каналы для ирригации. До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. Рыболовство являлось важным подспорьем, главным образом, в хозяйства лесных районов. Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой. Традиционное хозяйство было натуральным и слабоспециализированным – к домашним занятиям обычных тувинцев относилось выделка шкур, катание войлоков, в отдельных случаях кузнечное дело.
В традиционном пищевом рационе тувинцев основное место принадлежало молочно-кислым и мясным продуктам. Особой любовью пользовался напиток, приготовленный из заквашенного коровьего молока — "хойглак", а также различные виды продуктов из створоженного молока (коровьего, оленьего, овечьего, козьего). Мясо большой частью употребляли в вареном виде, приготовляли мясные и кровяные колбасы. Зимой варили мясную похлебку, добавляя в отвар просо или сушеные клубни сараны. Поджаренные зерна проса ели с чаем, из проса варили каши. Чай пили с молоком, сливками, сыром и солью. У тувинцев степных районов традиционным жилищем служила войлочно-решетчатая юрта, У тувинцев таежных районов жилищем служил конический шалаш подобный эвенкийскому чуму покрывавшийся зимой оленьими шкурами, летом — покрышками, сшитыми из бересты, или кусками коры лиственницы. Для мужского и женского традиционного комплекса одежды наиболее характерной частью был длинный халат с запахом на правую сторону и двумя застежками (на плече и под мышкой), подпоясанный матерчатым кушаком. Под халат надевались рубаха и штаны. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями. Официальная религия тувинцев — буддийский ламаизм, при сохранении некоторых пережитков шаманизма. Краткая история: в образовании тувинской этнической общности приняли участие различные по своей лингвистической принадлежности группы древних аборигенов Сибири, родственных современным самодийцам, кетам, монголам и тюркам. В середине I тыс. н.э. территория Тувы входила в состав коренных земель Тюркского каганата, одной из крупнейших кочевых держав средневековья. В начале ХII в. тувинские племена оказались в составе монгольской державы Чингизхана, и в дальнейшем история Тувы была связана с феодальными княжествами западных монголов (ойратов). В середине ХVII в. устанавливаются связи населения Тувы с Россией. В первой половине ХVIII в. часть тувинских родоплеменных объединений вместе с предками современных алтайцев и хакасов вошла в состав Русского государства. Накануне Первой мировой войны Тува (рус. назв. Урянхайский край) была принята под протекторат России. 14 авг. 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. С 1926 г. она стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 окт. 1944 г. республика была принята в состав СССР и стала автономной республикой в составе Российской Федерации.
3)Хакасы (самоназвание тадар) – большей своей частью проживают на территории Р. Хакасии (около 73т., общая численность в РФ – 73т.). Говорят на хакскском языке тюркской группы, алтайской языковой семьи. Подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы. Традиционное занятие хакасов — полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура — ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. (в начале ХХ в. около 87% сагайцев занимались земледелием). Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство. Основной традиционной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. Основной тип жилища хакасов — нерешетчатая юрта. Нерешетчатая юрта в основе имела вертикальный столб с развилками наверху или колья, поставленные по кругу. В развилку вставляли обруч, к которому крепили в наклонном положении шест, шипом соединяющийся с другим наклонным шестом. Наверху эти наклонные шесты соединялись вторым обручем, к которому крепились жерди конической крыши. Стены делали из досок, плах, покрывали корой.
У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. Основу костюма составляла широкая (до 3 м в подоле) рубаха из пестрой (ситцевой) ткани, у мужчин длиною до колен, у женщин до пят. Наверху она собиралась в складки. У рубахи был отложной воротник, который застегивался на пуговицу, и узкие обшлага, сшитые из ткани другого цвета. Верхней летней одеждой был суконный распашной кафтан, зимой— овчинная шуба. Официально с XVIIIв. считаются православными (в XIX веке многие были крещены в православие, в некоторых случаях насильственно, а практике однако многие из них полностью или частично сохранили дохристианские верования (шаманизм). Краткая история: одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являются кыргызы. В 840 г., разгромив древних уйгуров, кыргызы создали в Центральной Азии свое государство — Кыргызский каганат, павший в результате экспансии в Центральную Азию киданей (916, 924 гг.), однако кыргызское государство на среднем Енисее продолжало существовать до 1209 г., когда монголы подчинили кыргызов своей власти, в 1293 г. окончательно покоренные енисейские кыргызы вошли в состав монгольского Китая (династия Юань), восстановив самостоятельность после его падения в 1368 г. В 1604-1703 гг. кыргызское государство на Енисее упоминается в русских источниках ("Киргизская земля"), оно тогда подразделялось на 4 владения (улуса), в рамках которых и формировались этнические группы современных хакасов. 4)Алтайцы (самоназвание — алтай-кижи, <<человек Алтая>>) – собирательное народов Алтая, на данный момент преимущественно проживающих на территории Р. Алтай (около 69т., общая численность в РФ – около 74т.). Выделяются этнографические группы северных и южных алтайцев. Северные алтайцы – тубалары, челканцы, кумандинцы. Южные алтайцы включают следующие группы: алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Алтайский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи и подразделяется на собственно алтайский диалект, а также теленгитский, телеутский, тубаларский, кумандинский диалекты.
В горно-степных и степных районах (южные алтайцы) преобладало кочевое и полукочевое скотоводство, в горно-таежных (северные алтайцы) основными видами хозяйственной деятельности были охота и другие лесные промыслы. В обоих районах население занималось земледелием, причем его значение постоянно возрастало. В охотничьем хозяйстве преобладала ружейная охота на пушного зверя, в основном белку. Охотились также с помощью различных ловушек и капканов. Пушнину обменивали на скот и зерно. Существовало бортничество, которое под влиянием русских стало превращаться в пасечное пчеловодство. Значительную роль играло собирание съедобных растений и их заготовка на зиму. Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространенными видами молочной пищи были кислый и пресный сыры и сквашенное молоко. Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли мало и, как правило, зимой. Для разных групп населения были характерны различные жилища. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени ее оседлости, экономического положения семьи. У южных алтайцев существовала войлочно-рошетчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры. У челканцов и тубаларов жилище представляло собой квадратное в плане сооружение, построенное из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Оно покрывалось корой. В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась овчинная шуба. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Одежда северных алтайцев отличалась и материалом, и покроем. Северные алтайцы знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст. Из него они шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками.
Традиционная форма религии – шаманизм, с XVIIIв. формально становиться христианство которое благодаря усилиям миссионеров распространяется с переменным успехом. В начале XX века среди алтайцев начал распространяться бурханизм (от заимствованного у монголов слова «бурхан» — «будда») — разновидность шаманизма в сочетании с элементами христианства и тибето-монгольского буддизма. Краткая история: алтайцы сформировались в результате консолидации родоплеменных и территориальных групп, в течение почти трех столетий развивавшихся в пределах Российского государства в тесном общении о русским крестьянским населением Сибири. В состав алтайской народности вошли объединения северной группы алтайцев и южной. Все эти объединения сложились на современной территории их расселения в течение ХVII-ХIХ вв. В них оказалась включенными разнородные по своему происхождению родоплеменные группы (самодийские, кетские, монгольские), усвоившие тюркский язык, и собственно тюркоязычные.
5)Шорцы (самоназвание – шор) – народ на данный момент проживающий, главным образом, на территории Кемеровской области (около – 10т., общая численность в РФ – около 13т.). Основная территория расселения — бассейн среднего течения р. Томь и ее притоков. Среди шорцев выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная и южная, или горнотаежная. Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи и имеет северный и южный диалект. У горно-таежных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел; у лесостепных (северных) — кочевое скотоводство. Подсечно-огневое мотыжное земледелие было распространено в горных районах. С приходом русских поселенцев получило развитие пашенное земледелие как в горных, так в степных районах. Первоначально основными продуктами питания шорцев были, мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты. Традиционное жилище – низкий четырехугольный срубный дом (юрта) с берестяной крышей. Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины — шапки. Религия – официально православие, не официально – православие с пережитками шаманизма. Краткая история: Шорцы — потомки местных самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных (главным образом, уйгурских и енисейско-кыргызских) племен, мигрировавших на территорию современной Кемеровской обл. в период господства тюрок в Центральной Азии и Алтае-Саянском нагорье (Тюркский, Уйгурский, Кыргызский каганаты, середина VI — начало Х в.) и позже — вплоть до ХVIII в., когда с уже тюркизировавшимися местными племенами "кузнецких татар" (известных в русских источниках с 1618 г.) смешиваются пришедшие с Алтая группы телеутов. 6)Карогасы (Тофалары, самоназвание – тофа) – малочисленный народ (700ч.), проживающий на территории Иркутской области в бассейнах рек Бирюса, Уда и др., а также на северных склонах Восточного Саяна. Язык — тофаларский. Традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство преимущественно транспортного направления. Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.). Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом — берестой. Мужская одежда представлена штанами из шкуры кабарги или козла (летом из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения — серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Религия – официально православие (с XIX), не официально – православие с пережитками шаманизма. Краткая история: Впервые тофы упоминаются в китайских летописях V века как народ, проживавший восточнее Енисея. Они являлись данниками различных центральноазиатских империй. Примерно в XVII в. Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757, когда Тува вошла в состав Маньчжурской империи, Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно было создано Удинская землица с пятью улусами в её составе. Для тофаларов устанавливался ясак шкурками и мясом пушных зверей, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. 7)Чулымцы (самоназвание чулым) – малочисленный (200ч.) народ, проживающий в основном на территории Томской области, территории бассейна реки Чулым (приток Оби). Говорят на чулымском языке. Основное занятие — земледелие и разведение крупного рогатого скота. Занимались охотой на пушного зверя. Основу традиционной пищи чулымцев составляли рыба, дичь и дикие растения. С XIX в. распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина). Долгое время под запретом было употребление свинины и грибов. Рыбу вялили, сушили, коптили. До конца XIX в. заквашивали на зиму в яме ячмень, сарану и другие растения. Многие молочные блюда (творог, сыр), супы (щи, борщ) и напитки (квас, брага, пиво) были заимствованы у русских. Традиционные жилища — землянки, срубные полуземлянки,, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища — чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII в. основным типом жилища становится русская изба. Традиционная одежда чулымцев — рубахи и штаны. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья — из покупного ситца или шелка. Штаны в прошлом были из налимьих шкурок, позднее — холщовые. Верхняя одежда — камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы, крытые материей. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала, зимние меховые шапки. В XVII—XVIII вв. чулымцы были обращены в православие, но вплоть до 1930-х гг. сохранялось своеобразное шаманство. Краткая история: чулымский этнос сложился в XVII—XVIII веках, как результат смешения тюркских групп (переместившихся на восток после падения Сибирского ханства), частично телеутов и енисейских кыргызов с мелкими группами селькупов и кетов. Впоследствии в большой степени ассимилировались хакасами и русскими. Центральная Сибирь 8)Долгане (самоназвание – дулганы) – народ, в основном проживающий на территории Краснодарского края (около 6т.) и Р. Саха (около 2т.). Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка (некоторыми выделяется как отдельный язык). Основная территория расселения долган, лесотундра. Традиционное хозяйство имеет комплексный характер – оленеводство, охота на дикого оленя, рыболовство. Традиционные жилища крайне разнообразны – якутский балаган, тунгусский чум и др. Традиционная одежда практически сходна с якутской, но имеет более декоративный характер. Религия – официально православие, не официально – православие с пережитками шаманизма. Краткая история: Долганы являются одним из наиболее "молодых" народов Севера и самым многочисленным из коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган. Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII - ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.
Западная Сибирь 9)Сибирские татары (самоназвание – сибитат) – субэтнос татар, проживают в Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Томской, Тюменской областях, на территории Западной Сибири. Общая численность – около 7т. Традиционно говорят на сибиротатарском языке. Основное традиционное занятие – скотоводство, разведение лошадей, крупного и мелкого рогатый скот, в некоторых хозяйствах разводили верблюдов. Занимались земледелием – культивировали ячмень, овёс, просо, позже — пшеницу, рожь, гречиху. Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах. Со второй половины ХХ в. в рационе сибирских татар начали появляться овощи. Из традиционных строений распространены были срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки. В XVII — XVIII веках сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки. Поверх рубашки надевались чекмень или камзол, представлявшие собой приталенный стёганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани. Женский чекмень отличался от мужского большим расширением. Религия – ислам. Краткая история: возникновение сибирских татар непосредственно связанно с тюркоязычным массивом Тюменского и Сибирского ханства в XV-XVIвв.
11. Монголоязычное население Сибири. Мария П. Какие у нас есть монголоязычные народы? Буряты, калмыки (а с ними ойраты) и вроде все, калмыки к Сибири не относятся – значит про бурятов. Буряты Численность в России 421 тыс. человек, в том числе в Бурятии 249,5 тыс. человек, Общая численность 520 тыс. человек. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространены также русский, монгольский языки. Большая часть Бурят (забайкальские) пользовалась до 1930 старомонгольской письменностью, с 1931 - письменностью на основе латинской графики, с 1939 - на основе русской графики. Несмотря на христианизацию, западные Буряты оставались шаманистами, верующие Буряты в Забайкалье - буддисты. История Отдельные протобурятские племена сложились в неолите и в эпоху бронзы (2500-1300 лет до нашей эры). Начиная с 3 века до нашей эры население Забайкалья и Предбайкалья последовательно входило в состав разных государств. В 8-9 веках регион Байкала представлял собой часть Уйгурского ханства. В середине 17 века Бурятия была присоединена к России, в связи с чем территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии. В итоге к концу 19 века образовалась новая общность - бурятский этнос. Помимо собственно бурятских племён в него вошли отдельные группы халха-монголов и ойратов, а также тюркские и тунгусские элементы. Буряты подразделялись на оседлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. После Октябрьской революции образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (1922). В 1923 они объединились в Бурят-Монгольскую АССР в составе РСФСР. В 1958 Бурят-Монгольская АССР преобразована в Бурятскую АССР, с 1992 - в Республику Бурятия. ХКТ Традиционно преобладало у Бурят скотоводство. Позже под влиянием русских крестьян Буряты всё больше стали заниматься пашенным земледелием (ячмень, просо и гречиху). Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Западной Бурятии скотоводство было полуоседлого типа, после вхождения в состав России произошел переход к оседлости и земледелию. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Охота была распространена преимущественно в горно-таёжных районах, рыболовство на побережье Байкала некоторых реках и озёрах. Существовал промысел нерпы. Из ремёсел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. В советский период Буряты полностью перешли к оседлости. Вплоть до 1960-х годов большинство Бурят оставалось в аграрном секторе, постепенно вовлекаясь в многоотраслевую промышленность. Вместе с тем из-за специфического подхода власти Восточно-Сибирского региона республики и автономные округа превратились в сырьевой придаток. Ухудшилась среда обитания, разрушились традиционные формы хозяйства и расселения Бурят. Соц. органицация После отторжения от Монголии буряты Забайкалья и Предбайкалья жили отдельными племенами и территориально-родовыми группами. В 18 - начале 20 века низшей административной единицей являлся улус, управляемый старшиною. Объединение нескольких улусов составляло родовое управление во главе с шуленгой. Группа родов образовывала ведомство. Малочисленные ведомства управлялись специальными управами, а крупные - степными думами под главенством тайшей. Наряду с наиболее распространённой малой семьёй существовала большая семья. Большая семья образовывала нередко селение хуторского типа в составе улуса. В семейно-брачной системе важную роль играли экзогамия и калым. Мат. культура В степных ведомствах Забайкалья перекочёвки совершались от 4 до 12 раз в год, жилищем служила войлочная юрта. Срубных домов русского типа было мало. Часть забайкальских Бурят несла воинскую повинность - охрану государственных границ. Прибайкальские Буряты, занимавшие лесостепные зоны, перекочёвывали 2 раза в год - в зимники и летники, жили в деревянных и лишь отчасти в войлочных юртах. Постепенно они почти полностью перешли к оседлости, под влиянием русских строили срубные дома. Непременным атрибутом бурятского двора (в Предбайкалье и Забайкалье) являлась коновязь (сэргэ) в виде столба высотой до 1,7-1,9 м, с резным орнаментом на верхней части. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина. Вместе с русскими появились пиджаки, пальто, юбки, и т.п. Вместе с тем традиционные формы одежды и обуви продолжали сохраняться: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т.п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей - также ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие о высоком социальном положении. Пища Мясо и различные молочные продукты были основными в питании Бурят. Из молока приготовляли, твёрдые и мягкие сыры, сушёный творог. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего - молочную водку. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина, ели также мясо диких коз, сохатого, зайцев и белок, иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. На зиму заготовляли конину. Для жителей прибрежья Байкала рыба по важности не уступала мясу. В местах развития хлебопашества в употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры. В народном искусстве Бурят большое место занимают резьба по кости, дереву и камню, литьё, чеканка по металлу, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях. Религия и прочее Основные жанры фольклора - мифы, легенды, предания, героический эпос ("Гэсэр"), и др. Широко распространёнными у Бурят (особенно у западных) были эпические сказания - улигэры, например «Аламжи Мэргэн». Широко бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигэрами, которые исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента (хуре). Особый раздел составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения - шаманские и буддийские ритуальные действа, мистерии. Наиболее значительными праздниками были тайлаганы, включавшие молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, различные игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). С утверждением буддизма получили распространение праздники - хуралы, устраивавшиеся при дацанах. Наиболее популярные из них - Майдари и Цам, приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Цагаан сар), который считался началом Нового года. У западных Бурят получили распространение христианские праздники: Новый год (Рождество), Пасха, Ильин день и др. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов и республики. Возрождаются в полной мере тайлаганы. Со 2-й половины 1980-х годов началось возрождение шаманизма. К концу 1930-х годов Бурятская буддийская церковь перестала существовать, все дацаны были закрыты и разграблены. Лишь в 1946 были заново открыты 2 дацана: Иволгинский и Агинский. Подлинное возрождение буддизма в Бурятии началось со 2-й половины 80-х годов. Восстановлены более 2-х десятков старых дацанов, ведётся подготовка лам в Буддийских академиях Монголии и Бурятии, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения Бурят. Распространение христианства у Бурят началось вместе с появлением первых русских землепроходцев. Христианизация Бурят усилилась во 2-й половине 19 века. Наибольших успехов христианство добилось у западных Бурят.
(все из энциклопедии народы и религии мира)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|