Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурная модель изучения учащимися I—XI классов




Общеобразовательных школ образовательной области «Технология»

Базовый инвариантный курс — минимальный стандарт Дополнительные вариативные курсы допрофессиональной и профессиональ­ной подготовки
Технология обработки конструкцион­ных материалов и элементы машино­ведения; электрорадиотехнология; информационные технологии; графика; культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов; строительные ремонтно-отделочные работы; общественное производство и профес­сиональное самоопределение; производство и окружающая среда; домашняя экономика и основы пред­принимательства; техническое творчество; художественная обработка материалов; введение в художественное конструи­рование. Теоретическое изучение — до 30% учебного времени; практические и лабораторные рабо­ты — 70%, индивидуальные творческие проекты (10, начиная со II класса) Художественный труд Домоводство (для девушек) Домоводство (для юношей) Хозяйка дома Хозяин дома Технология деревообработки Технология обработки ткани Технология обработки пищевых про­дуктов Технология обработки, металлов Электромонтажные работы Ремонтно-строительные работы Художественное конструирование Художественно-оформительские рабо­ты Технология изготовления продуктов растениеводства Технология изготовления продуктов животноводства Строительные работы Робототехника Техника в быту Радиотехника Предпринимательство Автомобиль Техника в фермерском хозяйстве Домашняя экономика Народные ремесла и промыслы Декоративно-прикладное и техниче­ское творчество Курсы профессиональной подготовки и др.

 


Таблица 2

Примерное планирование часов

Класс Часов в неделю Недель в четверти Часы в год Содержание раздела . Часы в четверти  
 
общие варианты  
I II  
        Культура дома   Технология обработки материалов и элементы машиноведения            
        Культура дома Информационные технологии Обработка материалов и элементы техники Проект            
        Культура дома Электротехника Обработка материалов и элементы техники Проект            
        Культура дома Радиоэлектроника Обработка материалов и элементы техники Проект            

 


 

                  Информационные технологии Культура дома Технология обработки конструкционных материалов с элементами ма­шиноведения (2, 3 четв.) Культура дома, технология обработ­ки ткани и пищевых продуктов Проект              
                    Строительные ремонтно-отделочные, работы* Технология обработки конструкционных материалов с элементами ма­шиноведения (2, 3 четв.) Культура дома. технологии обработ­ки ткани и пищевых продуктов (1,2. 3 четв.) Проект                
                      Технология обработки конструкци­онных материалов с элементами машиноведения (1,2 четв.) Культура дома, технологий обработки ткани и пищевых продуктов Художественная обработка материа­лов Проект              

 


Продолжение

Класс Часов в неделю Недель в четверти Часы в год Содержание раздела Часы в четверти
общие Варианты
  II
                      Домашняя экономика и основы предпринимательства Информационные технологии (игра «Предприятие») Электротехника Художественная обработка материа­лов Проект Графика              
              Радиоэлектроника Электротехник», радиоэлектроника Автоматика, цифровая электроника Профессиональное самоопределение Проект Графика,            

 

                Основы предпринимательства Информационные технологии (машинное делопроизводство) Техническое творчество, основы ху­дожественного конструирования (по выбору) Проект              
                Производство я окружающая среда Информационные технологии (ком­пьютеры в современном мире) Техническое творчества, основы ху­дожественного конструирования (по выбору). Проект              
Итого    

 

Примечание.

Предлагается два варианта изучения элементов техники: а) как в таблице – для школ, где есть условия для изучения модуля «Электротехника», «Радиоэлектроника», «Информационные технологии»; б) традиционно, как раскрыто содержание раздела «Элементы техники».


КУЛЬТУРА ДОМА, ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ И

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В I—IV классах осуществляется начальный этап профессио­нального самоопределения учащихся, в ходе которого они знако­мятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда и быту. На этом этапе закладывается база для изучения на следующей ступени трудового обучения общих основ производства и будуще­го выбора профессиональной карьеры в условиях рынка труда.

Программа раздела направлена на решение следующих за­дач:

формирование элементов обобщенных технико-технологиче­ских и организационно-экономических знаний;

формирование начальных общетрудовых и специальных уме­ний (преимущественно ручного труда), основ трудовой и экологи­ческой культуры, умений кооперации и сотрудничества в трудо­вом процессе;

развитие творческих возможностей учащихся, элементов тех­нического мышления, конструкторских способностей;

формирование позитивного эмоционально окрашенного отно­шения к труду как личной и общественной ценности, воспитание честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности, деловитости и предприимчивости.

Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бе­сед, наблюдений, опытов, упражнений, выполнения практиче­ских заданий по изготовлению изделий.

Программа включает в себя вариативный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интегра­ция различных видов деятельности, необходимых для достиже­ния учащимися целей обучения. Каждый из предложенных моду­лей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логиче­ским единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели.

В структуре модуля представлены все элементы содержания обучения (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) по взаимосвязи со средствами их реализации Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.

При изучении всех модулей особой внимание уделяется их по­литехническому содержанию.

Содержательной основой программы являются первоначальные знания о технологии ручной обработки материалов, простейших технических устройствах, выращивании растений, санитар­ном состоянии современного жилища.

Один из важнейших модулей программы – раздел «Культура дома». С I класса предполагается ввести в этот раздел сведения об этикете: правила поведения в семье, отношения с родст­венниками различного возраста, поведение за столом (назначе­ние и использование по назначению посуды и приборов), сервировка стола для чая, кофе, завтрака и т. п., простейшая уборка своей комнаты, кухни. Изучение этого раздела предполагается осуществлять, организуя игровую деятельность детей (игровые ситуации, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры), проведение которых может быть запланировано как на уроке, так и вовнеурочное время, а оборудование изготовлено на уроке. В рам­ках именно этого модуля предполагается изучение простейших приемов выращивания растений для дома, которое направлено на развитие чувства прекрасного, способствует ознакомлению с элементами дизайна в оформлении дома и квартиры.

При изучении элементов техники осуществляется формирова­ние у учащихся представлений о назначении, видах и общем устройстве различных инструментов, технических объектов, изде­лий, о принципах их работы, областях применения, овладение элементами графической грамоты – «языком техники»,умениеманализа и совершенствования конструкции в зависимости от на­значения и принципа работы, развитие конструкторских, умений. В процессе создания макетов и моделей из различных наборов деталей, при их использовании в играх-драматизациях, различ­ных игровых ситуациях и т. п. происходит ознакомление учащих­ся с многообразием современного мира техники и развитие их технических способностей.

В III и IV классах учащиеся, если позволяют условия школы, изучают основы электротехники, радиоэлектроники, информаци­онных технологий, которые вводят их в современный мир и помо­гают адаптироваться в нем.

Изучение элементов технологии направлено на выявление об­щих закономерностей изготовления изделий из различных мате­риалов. Любой технологический процесс включает в себя следу­ющие этапы: получение заготовки, ее обработка с целью получе­ния деталей (формирование), сборка деталей, отделка изделия. На первом этапе учащиеся выбирают материалы и выполняют обработочные операции: разметку, сгибание, резание, строгание, шлифование и т. д. Сборочный этап предусматривает соединение отдельных деталей изделия различными способами: склеивани­ем, сшиванием, «замками» (щелевой, клапаны), с помощью вин­тов и гаек и др. Изделия отделывают аппликацией, окрашиванием, вышивкой, выжиганием и т. д. Особое внимание уделяется формированию умений анализа технологии и выполнения техно­логические операций при изготовлении изделий.

Ознакомление с элементами организации и экономики при­звано раскрыть учащимся организационно-экономические зако­номерности производственной деятельности, позволяющие со­здать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят орга­низация рабочего места и трудового процесса, распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчет необходимых материалов и времени, выбор инст­рументов, приспособлений, рациональных приемов работы, уме­ние контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по Количеству и качеству и т. д.

Программа предусматривает включение детей в простейшие производственные отношения при групповых формах организа­ции труда, что обеспечивает возможность моделирования реаль­ной экономической деятельности, элементов управления. На уро­ках, в процессе экскурсий, просмотра диафильмов младшие школьники узнают о различных профессиях. Учитель последовательно знакомит учащихся с правилами безопасной работы ин­струментами и санитарно-гигиеническими требованиями к организации труда.

В каждом из классов запланировано время на выполнение проекта (4-я четверть), позволяющего на практике реализовать полученные знания и умения. Это могут быть коллективные проекты («Город будущего», «Улица моей мечты», «Город мастеров», «В гостях у сказки» и т. п.) или индивидуальные. В ходе реализации проекта надо самостоятельно разрабатывать тему (выбирать тему, собирать информацию, планировать трудовую и организационно-игровую деятельность, оформлять игровую среду) и защищать ее в виде игры-драматизации. В классе мо­жет проводиться работа как над одним, так и над двумя-тремя проектам» (по усмотрению учителя).

В основу содержания каждого модуля положена определен­ная последовательность практических заданий, которые объеди­няют группы изделий (игрушки, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и т. д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Это обеспечивает учителю возможность дифференциации трудовых заданий, а учащимся – ситуацию выбора

В программу включены также наблюдения с последующим обобщением опытов, решение технико-технологических и организационно-экономических задач.

Полнота реализации задач трудового обучения на этом этапе возможна без формирования у детей адекватной мотивации учебной и трудовой деятельности – важнейшей составляющей готовности к труду. В решении этой и других задач трудового обучения учителю помогут игровые формы организации учебной и трудовой деятельности учащихся (дидактические игры, вообра­жаемые путешествия, ролевые игры и др.).

Набор модулей не является строго обязательным, отдельное модули могут быта исключены, введены новые модули, изменена последовательности их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ.материально-техническое, обеспечение школ.

Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществ­ляется по следующим параметрам качества:

степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

характер деятельности (репродуктивная, творческая);

качество выполняемых работ и итогового продукта.

При оценке выполнения практических заданий учитель мо­жет руководствоваться следующими критериями:

«5» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качествен­но и творчески;

«4» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выпол­нении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«З» – работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением отобразив (если не было.на то установки), изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, техно­логическая последовательность нарушена, при выполнении, операций допущены большие отклонения, изделие оформлено не­брежно и имеет незавершенный вид.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

Класс

Учащиеся должны знать.

Общетрудовые сведения: об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, рит­мичности.

По элементам технологии виды материалов, обозначенных в программе, их свойства, название, назначение и приемы без­опасной работы инструментами и приспособлениями, обозначен­ными в программе;

последовательность изготовления несложных изделий: раз­метка, резание, сборка, оформление;

приемы разметки заготовок сгибанием, по шаблону, трафа­рету

способы соединения деталей: клеем, нитками;

способ контроля – по шаблону;

о массовых профессиях (общие сведения);

части растений, условия жизни и правила ухода за комнат­ными растениями;

о семенном размножении растений (общее представление).

По элементам техники: устройство простейших макетов и мо­делей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конст­руктор», «Механик», «Строитель» и др.;

виды соединения деталей;

последовательность сборки технических устройств

По элементам социального опыта: основы культурного пове­дения.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения: организовать рабочее место в соот­ветствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

под руководством учителя проводить анализ изделия, плани­рование последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;

работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в видерисунков, инструктажа. Осуществлять контроль качества работы друг друга;

соблюдать правила безопасной работы инструментами, ука­занными в программе.

По элементам технологии: экономно выполнять разметку за­готовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;

резать ножницами;

соединять детали клеем, нитками;

эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежка­ми и их вариантами, проявлять элементы творчества;

использовать для сушки готового изделия пресс;

ухаживать за комнатными растениями;

проращивать крупные семена растений;

По элементам техники: подбирать детали для работы;

собирать модель или макет из деталей набора по образцу фо­тографии;

проверять модель в действии.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),

выполнять правила поведения за столом и в общественных местах

II класс

Учащиеся II класса должны знать.

По элементам технологии: название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка, угольник, циркуль);

последовательность технологических операций: разметка, ре­зание, формообразование, сборка, оформление;

приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов;

способ контроля – линейкой, угольником, циркулем;

названия профессий людей, связанных с обработкой материа­лов, с которыми работают учащиеся;

основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;

общее понятие о размножении растений черенками.

По элементам техники: рабочие машины;

принцип действия и устройство простейших моделей транс­портных, транспортирующих и технологических машин;

применение этих машин в народном хозяйстве, профессии лю­дей, обслуживающих эти машины.

По элементам социального опыта: культурные и трудовые традиции своей семьи.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения: самостоятельно выполнять всю рабо­ту по составленному вместе с учителем плану с опорой на техни­ческий рисунок, эскиз, чертеж, инструкционную карту;

работать парами, осуществлять попеременно функции конт­ролера и бригадира;

осуществлять контроль результатов практической работы с помощью линейки, угольника, циркуля.

По элементам технологии: читать простейший чертеж (эскиз);

выполнять разметку с помощью измерительных инстру­ментов;

соединять детали различными видами «замков» (щелевым, клапанами, полосками бумаги), тонкой проволокой;,

оформлять изделия и соединять детали прямыми и петлеоб­разными стежками и их вариантами;

решать несложные технологические задачи;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений из семян и черенков.

По элементам техники: осуществлять простейшую классифи­кацию рабочих машин;

собирать модели транспортных, транспортирующих и техно­логических машин по образцу, технологическому рисунку, усло­виям.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (чистка одежды).

III класс

Учащиеся III класса должны знать.

Общетрудовые знания: обязанности членов бригады.

По элементам технологии: последовательность технологиче­ские операций: выбор заготовок, разметка, разделение заготовок на ости, формообразование, сборка, оформление;

приемы построения простейших разверток с помощью шабло­на и измерительных инструментов;

название профессий людей, связанных с получением матери­алов, с которыми работают учащиеся;

о двулетних растениях (общее понятие);

о размножении растений корневыми отпрысками, делением куста (общее понятие),

По элементам техники: принцип действия и устройство про­стейших моделей транспортирующих машин;

Применение транспортирующих машин в народном хозяйстве профессии людей, обслуживающих эти машины; о передаче вращательного движения (виды передач) – общее представление;

общее представление об электрическом токе, его использовании, правилах безопасности.

По элементам социального опыта: культурные традиции родного края и их отражение в декоративно-прикладном искусстве.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения: выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;

работать в бригаде (3—4 чел.), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль, выполнять обязанности членов бригады.

По элементам технологии: выбирать заготовку в зависимости от свойств материала и назначения изделия;

строить несложную развертку известными способами;

резать картон ножом;

оформлять изделия и соединять детали косыми стежками иих вариантами;

изменять конструкцию изделия с заданными условиями;

выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста.

По элементам техники: собирать модели транспортирующих машин по техническому рисунку, маршрутной карте;

составлять простейшие электрические цепи по схеме.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (не­сложная починка одежды);

оказывать посильную помощь старшим;

поддерживать чистоту в доме (доступные виды работ).

IV класс

Учащиеся должны знать.

Общетрудовые знания: об организации трудового процесса в зависимости от его характера (индивидуальныйили коллектив­ный).

По элементам технологии: видыизученных материалов и ихсвойства;

название и назначение ручныхинструментовпо обработке ужеизученных материалов, приемы безопасной работы с ними.

этапы технологического процесса иих особенности для каждого изучаемого материала;

способы контроля деталей и изделия;

название массовых профессий и профилей,характерныхдляданного региона;

способы размножения растений (общеепонятие);

об однолетних, двулетних и многолетнихрастениях;

основные приемы выращивания растений (подготовка почвы, подготовка посадочного материала, посев (посадка), уход за рас­тениями).

По элементам техники рабочие машины;

принцип действия и устройство простейшихмоделей транс­портных, транспортирующих и технологических машин;

применение машин в народном хозяйстве,профессии людей,обслуживающих эти машины;

о механизации производственныхпроцессов в сельском хозяйстве (общее представление) ипромышленности;

о конструктивных особенностях городскогои сельского дома(общее представление).

По элементам социального опыта:культура поведенияи труда;

культурные и трудовые традиции семьи,села, родного края;

предоставление о пользовании отоплением,газом, транспор­том, бытовыми приборами,

правила безопасного пользованиябытовыми приборами, га­зом, отоплением.

Учащиеся должны уметь.

Общетрудовые умения, организоватьрабочее место в соответствии с практическим заданием и поддерживатьпорядок вовремя работы;

выделять существенные признакиобъектов труда (анализ)и основные этапы их изготовления,устанавливать последователь­ность выполнения технологическихопераций (планирование), сличать промежуточные результатыс образцами (самоконт­роль);

работать индивидуально и коллективно (5 – 6.чел.), самостоя­тельно распределять обязанности, сообщарешать поставленныезадачи,

выполнять работу в заданное время;

проявлять элементы творчества навсех этапах;

соблюдать, правила безопасности работы ручными инструмен­тами.

По элементам технологии: определять технологическую последовательность изготовления предложенного учителем или выбранного учащимся изделия и выполнять необходимые для его изготовления технологические операции в изученном объеме;

эстетично оформлятьизделия и соединять деталипетельнымиикрестообразнымистежками;

вносить предложения посовершенствованию конструкцийи технологии изготовления изделий;практически реализовыватьдоступные учащимся предложения;

выполнять простейшие работы повыращиванию растений.

По элементам техники осуществлять простейшую классифи­кацию рабочих машин;

собирать модели действующих игрушек, транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, техническому рисунку, условиям, кинематической схеме.

По элементам социального опыта: обслуживать себя (следить за одеждой, телом, питанием);

оказывать посильную помощь младшим и старшим;

выполнять носильную, домашнююработу;

пользоваться бытовыми приборами, газом.

 

ПРОГРАММА

 

Культура дома

Нетрадиционный для школы раздел программы «Культура дома» включает ряд важных для жизни и развития ребенка аспектов: общение в семье, поведение дома и в общественных местах, простейшие работы по дому. Так как содержание раздела может быть очень насыщенным информацией, а возможности детей воспринимать эту информацию ограниченны, реально мате­риал этого раздела целесообразнее включать в различных вариантах в контекст урока, содержание которого позволит в достаточной мере использовать те или иные изделия для обыгрывания ситуаций или включения детей и игровую деятельность. Так, изготовление аппликации «Салфетка к чаю» позволит провести ди­дактическую игру по теме «Сервировка стола к чаю» и т. п. Каждый учитель самостоятельно планирует ряд объектов труда для изучения на уроке, в соответствии с чем и соотносит темы с конкретными уроками. Поэтому ограничимся перечислением тем и дадим некоторые названия игр, список которых может быть дополнен в каждом отдельном классе учителем.

Примерные темы занятий

I – II классы. Дом и семья. Жилище человека. От хижины до дворца.

Семья – семь «Я». Уважительное отношение к старшим чле­нам семьи, престарелым родственникам.

Праздники в семье. Сувениры и подарки, знаки внимания.

Прием гостей, правила хорошего тона в обращении с друзь­ями, знакомыми и родственниками. Сервировка стола к чаю, кофе. Подготовка простых бутербродов. Варианты оформления и подачи на стол печенья, конфет, бутербродов и т. п.

Элементарные приемы уборки своей комнаты, кухни.

III – IV классы. Дом, в котором ты живешь. Элементу рацио­нального размещения предметов на рабочем месте во время под­готовки к школьным занятиям, игр; мебели в комнате, на кухне и т. п.

Элементы оформления интерьера комнаты, рабочего места, уголка для игр, балкона, мелочи для кухни, ванной комнаты и т. п.

Домашние помощники. От агрегатов до мелочей. Праздник для всех. Быстро, красиво и аппетитно. Сервировка стола, для завтрака, обеда, ужина, посуда и приборы, и назна­чение.

Уборка помещений – влажная и сухая, санитарно-гигиенические правила обработки посуды, ухода за мебелью, одеждой и т. п. Транспорт и пассажир. Взаимоотношения в общест­венных местахсо сверстниками, взрослыми, престарелыми людьми.

Раздел программы «Культура дома» может включать раз­личные модули в соответствии с местными условиями каждого региона. Авторы предлагают наиболее приемлемые модули для сегодняшних условий. Выбор модулей и их наполнение на этапе определения содержания образовательной области «Технология» определяет сам учитель.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...