Из древесины и металла (6 ч)
Организация и правила безопасности труда. Последовательность выполнения операций на различных рабочих местах. Содержание чертежей деталей, имеющих сочетание различных поверхностей: цилиндрических, конических и фасонных. Изображение внутренней и наружной резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Технологический процесс изготовления изделий: сочетание слесарных работ с токарными и фрезерными. Принципы конструирования (простота, прочность, надежность, экономичность и др.). Детали как части изделия. Примеры конструктивных решений (в деталях, соединениях, изделиях). Варианты конструкций изготавливаемых деталей. Основные этапы проектирования изделий. Способы художественной отделки древесины (геометрическая резьба, выжигание и т. п.) и металлов (пропиливание, продавливание и т. п.). Простейшие приемы выполнения этих операций. Способы контроля качества резьбы. Ознакомление с содержанием труда: профессия – слесарь механосборочных работ. Практические работы Составление эскизов (чтение чертежей) деталей (изделия) различной формы и из разных материалов, деталей с наружной и внутренней резьбой. Технологическое планирование работы. Составлено технологической карты на изготовление детали (изделия); определение материала, формы и размеров заготовки. Расчет припуска. Изготовление изделий с применением столярные, слесарных, токарных и фрезерных операций. Нарезание резьбы в отверстиях. Зачистка и отделка деталей. Сборка изделий. Контроль качества изделий Примерный перечень изделий Простые многодетальные – полка для книг, подставка для пробирок, укладка для стамесок, ящик для картотеки; сложные – киянка с круглым и прямоугольным бойком, рейсмус столярный клиновой, ерунок и др., приспособления для разметки соединения деталей «вполдерева» и др., ватерпас, стенд для электромонтажных работ, подставка-штатив, технические игрушки и игры, сувениры (шкатулка, шахматная доска и др.), макеты и модели дорожно-транспортных машин и их рабочих органов.
КУЛЬТУРА ДОМА, ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ТКАНИ И ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Вариант I (мальчики) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА По этому варианту занимаются учащиеся, которые углубленно изучают основы техники. Основная цель этого раздела – формирование знати, умений и навыков в области социальной этики, воспитание уважения к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций. На изучение этого раздела выделено 12 ч в 1-й четверти V класса. Материал раздела органически продолжает раздел «Культура дома» для начальной школы. Конечно, изучение культуры человеческих отношений не должно ограничиватьсяэтимразделом программы, а проходить сквозной нитью через другие разделы образовательной области «Технология» в старших классах. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся Учащиеся должны знать: требования к интерьеру жилых помещений; принципы ухода за одеждой и обувью; основы гигиены мальчиков, выбора прически и эстетики одежды; принципы поведения в семье и проявление уважения к другим людям; обязанности мужчин в семье; правила поведения в гостях и приема гостей; требования к доставлению букета; правила переписки. Учащиеся должны уметь: планировать и оформлять интерьер жилых помещений; убирать квартиру; стирать и чистить одежду, утюжить брюки, чистить обувь; выполнять правила гигиены, выбирать прическу и одежду; проявлять внимание и уважение к членам семьи и другим людям;
участвовать в жизни семьи; принимать гостей и вести себя в гостях; дарить цветы и подарки и принимать подарки; писать письма и поздравительные открытки. Тематический план
ПРОГРАММА Интерьер дома (2 ч) Интерьер городского и сельского домов. Эргономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования к интерьеру прихожей, детского уголка или комнаты, общей комнаты, кухни, спальни, лоджии, балкона и т. д. Оптимальные условия для занятий, жизни и отдыха. Планировка и оформление интерьера. Сухая и влажная, уборка квартиры. Отношение человека к предметам (2ч) Уход за одеждой и обувью: стирка и чистка одежды, утюжка брюк, хранение зимних вещей, чистка обуви. Систематизация и хранение книг. Гигиена учащихся (2 ч) Гигиена мальчиков, выбор прически, эстетика одежды. Культура поведения в семье (2 ч) Этика и такт – выражение уважения к членам семьи. Забота о членах семьи. Распределение обязанностей в семье. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Обязанности и привилегии мужчины. Рыцарское поведение мужчины. Семейные праздники (2 ч) Семейный уют. Организация и особенности семейных и национальных праздников. Семейные походы. Посещение больниц, траур, соболезнование. Как принимать гостей и вести себя в гостях. Время и продолжительность визита. Подарки и переписка (2 ч) Эстетические требования к составлению букета. Как дарить цветы и подарки и принимать подарки. Правила переписки, поздравительные открытки. Практические работы Разработка проектов планировки прихожей, детского уголка или комнаты, кухни. Выполнение эскиза полки для книг, посуды или игрушек. Установка полки. Выполнение эскиза мебели для дачи. Разработка и выполнение проектов различных приспособлений, применяемых в домашнем хозяйстве (укладки для кассет и пластинок и т. д.). Смена замка, чистка, разборка и смазка велосипеда для зимнего хранения и другой бытовой техники.
Вариант II (девочки)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Этот раздел является основным для варианта II программы образовательной области «Технология». Кроме общих задач предмета «Технология», перечисленных во введении, при изучении этого раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи: совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем; ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел; развитие художественной инициативы; воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве; воспитание уважения к народным обычаям и традициям. Большой объем учебного материала, заложенный в программе этого раздела, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения проектов. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащимся могут быть предложены различные по сложности темы проектов, например: «Сервировка праздничного стола», «Торт ко дню рождения», «Спортивный костюм», «История народных ремесел, обрядов и традиций региона» и т. д. Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и организации досуга. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне – взаимопонимания и взаимоуважения. При изучении раздела «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоянно уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Необходимо также воспитывать у учащихся привычку экологически целесообразного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды, убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, включения экологической деятельности в систему жизненных мотивов, потребностей, идеалов каждого школьника, развивать практические умения по изучению, анализу, оценке и способам улучшений состояния окружающей среды своего края, области, города, сила. В содержании экологического образования должны учитываться условия и реальное состояние окружающей среды, традиции и экологическая культура населения данной местности.
В содержании этого раздела программы информационные технологии должны занять прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами поиска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе вычислительной техники создает дополнительные возможности для накопления информации, ускоряет ее поиск, способствует интеллектуальному развитию учащихся. С помощью вычислительной техники осуществляется расчет количества продуктов и стоимости блюда, поиск нужного рецепта кулинарного блюда, составление технологической карты его приготовлений, поиск информации о сроках и способах хранения продуктов, а также информации по различным стандартам на швейные изделия, ткани, размерным признакам фигур и т. п. Другим аспектом применения ЭВМ в курсе «Технология» может стать система автоматического проектирования (САПР), использующая графические дисплеи и планшетные графопостроители, что, наряду со значительной экономней учебного времени на конструирование и моделирование швейных изделий за счет устранения непроизводительного ручного труда по вычерчиванию выкроек, значительно повышает интерес школьников к предмету. Одним из ведущих подразделов программы является «Кулинария», которая включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами – варкой и жареньем, a так же ознакомление с основами физиологии питания, технологией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола к завтраку и ужину, с приготовлением пищи в походных условиях. Задачам трудового и эстетического воспитания посвящены подразделы «Интерьер жилого дома» и «Рукоделие». При изучении их учащиеся знакомятся с творчеством народных умельцев своего края, области, села, с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах, со способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой комнаты, с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере, учатся вышивать несложные узоры, вязать к тючком, изготавливать изделия в технике лоскутной пластики.
Работе на швейной машине в данной программе отводится значительно больше учебного времени, чем прежде так как овладение навыками этой работы – обязательное условие дальнейшего успешного выполнения программы, залог высокого, качества швейных изделий. Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными, предусмотрена тема «Лоскутная пластика». Ее изучение предоставляет достаточно возможностей для практического овладения техникой выполнения стачных швов. Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Элементы материаловедения», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями. На занятиях по моделированию учащиеся узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные особенности национальной одежды: колорит и рисунок тканей и отделок. Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов и отдельных технологических операций. Как показывает многолетняя практика, введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий. В конце программы приведен примерный перечень швейных изделий, из которого учитель может в зависимости от региона и наличия материалов выбрать конкретное изделие для изготовления его учащимися. При выполнении практических работ учащиеся могут шить образцы пооперационной обработки и швейные изделия, как в натуральную величину, так и уменьшенные. Самое серьезное внимание следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Учителю следует напоминать учащимся об этих правилах в начале изучения каждой новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ. Приведенный в программе перечень основных знаний и практических умений, которыми должны овладеть учащиеся, поможет учителю правильно расставить акценты в обучении, более объективно оценить работу школьников. При разработке данной программы ставилась цель осуществить ее преемственность с ныне действующей программой, что позволяет в максимальной степени использовать имеющийся опыт преподавания трудового обучения, учебно-материальную базу мастерских общеобразовательных школ, имеющиеся в них средства обучения и тенденцию их, развития. Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных, районных и городских олимпиадах по трудовому обучению. Выполнение проектов в V, VI и VII классах входит в подраздел «Проектирование и изготовление одежды».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|