Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 15. Обработка древесины




Древесина — неповторимый по своим технологическим и ху­дожественным свойствам природный материал. Младшие школьники узнают о древесине, ее видах, основных свойствах, широком применении этого материала в народном хозяйстве, о профессиях людей, занятых обработкой древесины. Учащиеся полу­чают первоначальные представления о технологии ее ручной обработки.

Для проведения занятий по данной теме в начальных классах не требуется какое-то особое сложное оборудование. Тем не менее, данный вид работы, если это возможно, лучше осуществлять в школьной мастерской или в кабинете трудового обучения для начальных классов, где имеются для этого все необходимые условия.

Обработка древесины, обладающей значительной прочно­стью, твердостью (в отличие от бумаги, ткани), требует от млад­ших школьников значительных физических усилий, выносливо­сти. При выполнении таких операций, как пиление.ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забива­ние гвоздей и др., младшие школьники совершают размашистые движения большой амплитуды, сопровождающиеся значитель­ными энергетическими затратами. Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание, выжигание, резь­ба) и др. – требуют от учащихся высокой точности, аккуратно­сти, выполнения мелких выверенных движений. При овладении учащимися всеми операциями по обработке древесины необходи­мы предварительные тренировочные упражнения, основанные на инструктаже и показе учителем приемов и способов их осуществ­ления.

Особое внимание учащихся систематически обращается на необходимость соблюдения правил безопасного обращения с ко­лющими и режущими инструментами.

Изделия, выполняемые школьниками, должны носить обще­ственно полезную направленность. Они довольно разнообразны: игрушки для детского сада и групп продленного дня, наглядные пособия, дидактический материал, необходимые предметы для класса, школы. В процессе работы младших школьников с дре­весиной анализируются и широко используются математические, природоведческие, экологические, графические знания, умения или навыки. Они конкретизируются и совершенствуются в ходе установления межпредметных связей трудового обучения с другими предметами, появляются действенные стимулы к система­тической самообразовательной работе.


Модуль-15. Обработка древесины

Класс Практические работы Опорные Упражнения, технологические задания
знания умения
IV 1. Изделия из деревян­ных полуфабрикатов прямоугольной формы. 2 Изделия из фанеры различной формы Древесина, ее значение. Виды древесины, свойства (цвет, запах, твер­дость, текстура). Прие­мы разметки деревян­ных заготовок. Инстру­менты ручной обработ­ки древесины, приспо­собления. Правила бе­зопасной работы Чтение эскизов, технических рисунков. Разметка но шабло­ну, с помощью линейки, цир­куля, угольника. Разделение заготовок (мелких) на части (поперек волокон) Выбор материала для изго­товления изделия. Эконом­ное расходование материала. Определение оптимального способа обработки заготовки. Крепление заготовки (с по­мощью струбцин, настольных тисков). Выбор рационального способа соединения деталей. Определение способа отделки изделия. Внесение изменений в конструкцию изделий

 


ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕМЕНТЫ

МАШИНОВЕДЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изде­лий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой, кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять сис­тему умственных и практических действий, необходимых для са­мостоятельной работы по планированию, осуществлению и конт­ролю своих действий при обработке различных материалов.

Раздел «Технология обработки конструкционных материа­лов» изучается с I по VII класс. Здесь, рассматривается содер­жание обучения данному разделу в V –VII классах. В V и VI классах на изучение данного раздела отводится по 25 недель, в VII – 24 недели, учебное время – по 2 ч в неделю соответст­венно, всего 50, 50 и 48 ч в год, включая время, отводимое на выполнение проекта (16 ч). Кроме этого, в VII классе дополнитель­но отводится 18 ч. на художественную обработку материалов. Та­ким образом, общее количество часов, отводимое на изучение вопросов технологии обработки материалов, практически такое же, как в программе трудового обучения 1986 г. Однако содержание обучения, сохраняя, преемственность с этой программой, несколько изменилось. Одно из важных изменений — осязатель­ный проект в каждом классе. При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения.

Программой предусмотрено также изучение элементов маши­новедения с целью приобщения учащихся к техническим знани­ям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления.

В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содер­жания и методики обучения на основе реализации деятельностно-параметрического подхода Суть его заключается в следующем. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособле­ний и инструментов, а также в процессе его изготовления каж­дый параметр качества детали (форма, шероховатость и разме­ры каждой элементарной поверхности, и взаимное расположение различных поверхностей детали) выступает, для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и конт­роля. А чтобы учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения.

С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов. Например, зна­комя учащихся с устройством сверлильного, товарного и фрезер­ного стансов, учитель обращает их внимание, да то, что конст­рукция соответствующего станка имеет специальные устройства, которые создают условия для осуществления процесса резания и формообразования (части станков и их элементы, обеспечива­ющие строго заданные формообразующие движения режущего инструмента или заготовки или и заготовки, и инструмента). Та­ковы, например, направляющие поперечного, продольного и по­воротного суппортов токарного станка или соответствующих сто­лов фрезерного и сверлильного станков и др. Имеются в станках и специальные устройства для получения размеров поверхностей с заданной точностью (различные лимбы, специальные линейки, упоры т.д.). Механизм подач позволяет, регулировать, величинуподач и тем самым создавать условия для изменения шерохова­тости, поверхности. Кроме того, специальные устройства станка обеспечивают, заданную точность взаимного расположения поверхностей детали при ее установке и: закреплении для обработ­ки (самоцентрирующие и другие виды патронов, глухие (жест­кие) и вращающиеся центры, планшайбы, различные, оправки и т. д.).

Как уже отмечалось, учащийся должен быть подготовлен к тому, чтобы индивидуально или в составе бригады (если планируется решить относительно сложные задачи) разработать осуществить определенный проект.

Работа над проектом начинается с начала учебного года, когда определяется цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Проект может носить комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов программы (в средних классах, например, это культура дома, информационные технологии, технология обработки материалов, в старших классах к этому добавляются элементы электрорадиотехнологии и т. п.) или включать только один какой-либо раздел, например технологию обработки материалов.

Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по марке­тингу (изучению спроса и предложений), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования (при­способлений или инструментов), изготовлению изделия и его реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться: сначала в виде обоснования выбора цели деятельности и ее эко­номической, экологической и социальной целесообразности, за­тем в виде эскизов или чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования и т. д. и, наконец, изготовленных своими руками одного или нескольких изделий.

Необходимо подчеркнуть, что объекты проектирования и из­готовления (объекты труда) должны быть посильны учащимся соответствующих возрастных групп. Не следует стремиться к сложным изделиям. Примерный перечень изучаемые учебно-производственных операций и объектов труда, приведенный в программе трудового обучения 1986 г., может служить ориен­тиром для учителя при обучении по данной программе. Каждый учитель может подобрать свои объекты труда с учетом.конкрет­ных материально-технических условий, потребительского спроса. возможностей реализации изготавливаемой продукции, педаго­гических и санитарно-гигиенических требований.

При изучении данного раздела, в зависимости от конкретных условий, национальных традиций, области своих профессиональ­ных интересов и интересов подростков, учитель может сосредото­чить внимание преимущественно на технологии обработки како­го-то одного или нескольких видов материалов, а с остальными обзорно познакомить учащихся. Важно только, чтобы на приме­ре технологии обработки выбранного материала, и изготовления тех или иных объектов труда учащиеся овладели целостной системой умственных и практических действий, предусмотренной программой, усвоили логику и общую структуру профессиональ­ной деятельности человека в условиях рыночной экономики.

В процессе изучения этого раздела программы, как и всех других, должна обеспечиваться профориентационная направлен­ность обучения. С этой целью учитель знакомит учащихся с со­ответствующими профессиями, характером, содержанием и усло­виями деятельности людей, возможностями приобретения про­фессии.

К моменту окончания VII класса школьники должны иметь представление о труде квалифицированных рабочих, профессии которых связаны с обработкой различных материалов: об эле­ментах конструирования и технологического планирования, на­ладке оборудования, приспособлений и инструментов, работе на налаженном оборудовании, а также о комплексе действий (ана­лизе, планировании, организации, исполнении, контроле и коррекции своих действий), которые вводят в состав каждого вида деятельности. Указанные виды деятельности и соответствующие им действия могут быть освоены на примере обработки наиболее часто встречающихся поверхностей: плоскости, цилиндриче­ской, конической, сферической (фасонной), винтовой (резь­бы) и т. д. из любого материала (древесины, металлов, пласт­масс и т. д.).

В отличие от программы трудового обучения 1986 г. в эту программу заложена возможность последовательного ознаком­ления учащихся с усложняющимися видами деятельности: опе­ратора, наладчика, технолога и конструктора.

Ранее предусматривалось одновременное ознакомление уча­щихся со всеми этими видами деятельности, т. е. на каждом уроке учащиеся под руководством учителя должны были разрабо­тать конструкцию изделия, выбрать технологию его изготовле­ния, провести наладку оборудования и лишь затем приступить к его изготовлению. Однако опыт свидетельствует о том, что та­кую стратегию – конструкторско-технологическую систему тру­дового обучения – редко кому удавалось реализовать.

Последовательное ознакомление учащихся с усложняющими­ся видами деятельности оператора, наладчика, технолога и конструктора, предложенное в этой программе, предопределяет соответствующие этапы обучения обработке материалов в V—VII классах:

1-й этап (I – IV классы) – формирование у учащихся элемен­тарных знаний и умений по ручной обработке бумаги, картона, фанеры и природных материалов с элементами художественной отделки изделий на репродуктивном; уровне (содержание обучения начальных классах представлено в отдельной, программе);

2-йэтап (V класс) – формирование у учащихся знаний и умети по ручной и механической, обработке древесины и металлов на уровне операторской деятельности, т. е. выполнение работ на налаженном оборудовании (мини-станках типа «Уме­лые руки») и налаженными инструментами по инструкционно-технолоическим картам;

3-й этап (VI класс) – формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке различных мате­риалов с самостоятельной элементарной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами построения технологического процесса.

4-й этап (VII класс) – формирование у учащихся элементарных знаний и умений по технологическому планированию обра­ботки и конструированию несложных деталей и изделий.

Для выполнения данной программы следует шире использовать имеющуюся материальную базу учебно-производственных мастерских, УПК, УПЦ, учебных участков базовых предприятий.

Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных, районных и городских олимпиадах по трудовому обучению.

Наличие во многих школах современных средств вычислительной техники (обычных и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ или КУВТ – комплектов учебное вычислительной техники) позволяет повысить интеллектуальный уровень трудовой подготовки школьников. Имея такие средства в учебных мастерских (или используя для этих целей кабинет информатики и вычислительной техники), учитель технологи может организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по решению учебно-трудовых задач и сформиро­вать у них систему умственных действий в неразрывном единстве с практическими в процессе изучения данного раздела программы. При этом ученик будет овладевать и элементами информационных технологий.

Ниже перечислены некоторые из направлений использования ЭВТ и элементов информационных технологий в процессе изуче­ния данного раздела учебной программы.

1. Использование обычных и программируемых микрокальку­ляторов и ПЭВМ как средства для выполнения расчетов, связанных с подготовкой и выполнением различных работ.

2. Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей учащимся самостоятельно решать следую­щие задачи:

технологические: выбор оптимальных способов, средств (оборудования, приспособлений, инструментов и заготовок), последовательности и режимов обработки, изготовление технологических карт;

конструкторские: выбор возможных вариантов конструкций деталей или изделий из числа уже имеющихся или самостоятельно конструируемых (в этом случае ПЭВМ помогает решать та­кие задачи на основе использования АРИЗ – алгоритма реше­ния изобретательских задач), изготовление рисунков и чертежей с использованием графического редактора;

экономические: определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности и т. д.;

экологические: выбор профилактических мер, устраняющих вредные экологические последствия конкретного производств; (включая деловые игры по решению таких задач).

3. ПЭВМ как источник (БАЗА ДАННЫХ) информации для разработки ПРОЕКТОВ.

4. ПЭВМ как средство управления техническими устройствами – технологическими машинами (мини-станками с ЧПУ, роботами и робототехническими комплексами).

5. ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умении.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...