Модуль 15. Обработка древесины
Древесина — неповторимый по своим технологическим и художественным свойствам природный материал. Младшие школьники узнают о древесине, ее видах, основных свойствах, широком применении этого материала в народном хозяйстве, о профессиях людей, занятых обработкой древесины. Учащиеся получают первоначальные представления о технологии ее ручной обработки. Для проведения занятий по данной теме в начальных классах не требуется какое-то особое сложное оборудование. Тем не менее, данный вид работы, если это возможно, лучше осуществлять в школьной мастерской или в кабинете трудового обучения для начальных классов, где имеются для этого все необходимые условия. Обработка древесины, обладающей значительной прочностью, твердостью (в отличие от бумаги, ткани), требует от младших школьников значительных физических усилий, выносливости. При выполнении таких операций, как пиление.ножовкой с использованием стусла, сверление заготовок дрелью, забивание гвоздей и др., младшие школьники совершают размашистые движения большой амплитуды, сопровождающиеся значительными энергетическими затратами. Отдельные этапы работы: разметка заготовки, отделка (раскрашивание, выжигание, резьба) и др. – требуют от учащихся высокой точности, аккуратности, выполнения мелких выверенных движений. При овладении учащимися всеми операциями по обработке древесины необходимы предварительные тренировочные упражнения, основанные на инструктаже и показе учителем приемов и способов их осуществления. Особое внимание учащихся систематически обращается на необходимость соблюдения правил безопасного обращения с колющими и режущими инструментами.
Изделия, выполняемые школьниками, должны носить общественно полезную направленность. Они довольно разнообразны: игрушки для детского сада и групп продленного дня, наглядные пособия, дидактический материал, необходимые предметы для класса, школы. В процессе работы младших школьников с древесиной анализируются и широко используются математические, природоведческие, экологические, графические знания, умения или навыки. Они конкретизируются и совершенствуются в ходе установления межпредметных связей трудового обучения с другими предметами, появляются действенные стимулы к систематической самообразовательной работе. Модуль-15. Обработка древесины
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения данного раздела – знакомить школьников с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой, кожей и т. д.), их свойствами, техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» изучается с I по VII класс. Здесь, рассматривается содержание обучения данному разделу в V –VII классах. В V и VI классах на изучение данного раздела отводится по 25 недель, в VII – 24 недели, учебное время – по 2 ч в неделю соответственно, всего 50, 50 и 48 ч в год, включая время, отводимое на выполнение проекта (16 ч). Кроме этого, в VII классе дополнительно отводится 18 ч. на художественную обработку материалов. Таким образом, общее количество часов, отводимое на изучение вопросов технологии обработки материалов, практически такое же, как в программе трудового обучения 1986 г. Однако содержание обучения, сохраняя, преемственность с этой программой, несколько изменилось. Одно из важных изменений — осязательный проект в каждом классе. При его выполнении учащиеся должны продемонстрировать определенную систему умственных и практических действий, которой они овладели в курсе обучения. Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к техническим знаниям, повышения их кругозора и технической культуры, развития технического мышления. В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельностно-параметрического подхода Суть его заключается в следующем. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали (форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности, и взаимное расположение различных поверхностей детали) выступает, для учащихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы учащиеся могли ее решить, учитель знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения.
С позиций параметрического подхода изучается конструкция оборудования, приспособлений и инструментов. Например, знакомя учащихся с устройством сверлильного, товарного и фрезерного стансов, учитель обращает их внимание, да то, что конструкция соответствующего станка имеет специальные устройства, которые создают условия для осуществления процесса резания и формообразования (части станков и их элементы, обеспечивающие строго заданные формообразующие движения режущего инструмента или заготовки или и заготовки, и инструмента). Таковы, например, направляющие поперечного, продольного и поворотного суппортов токарного станка или соответствующих столов фрезерного и сверлильного станков и др. Имеются в станках и специальные устройства для получения размеров поверхностей с заданной точностью (различные лимбы, специальные линейки, упоры т.д.). Механизм подач позволяет, регулировать, величинуподач и тем самым создавать условия для изменения шероховатости, поверхности. Кроме того, специальные устройства станка обеспечивают, заданную точность взаимного расположения поверхностей детали при ее установке и: закреплении для обработки (самоцентрирующие и другие виды патронов, глухие (жесткие) и вращающиеся центры, планшайбы, различные, оправки и т. д.). Как уже отмечалось, учащийся должен быть подготовлен к тому, чтобы индивидуально или в составе бригады (если планируется решить относительно сложные задачи) разработать осуществить определенный проект.
Работа над проектом начинается с начала учебного года, когда определяется цель работы, а завершается к концу соответствующего учебного года. Проект может носить комплексный характер, т. е. охватывать несколько разделов программы (в средних классах, например, это культура дома, информационные технологии, технология обработки материалов, в старших классах к этому добавляются элементы электрорадиотехнологии и т. п.) или включать только один какой-либо раздел, например технологию обработки материалов. Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложений), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования (приспособлений или инструментов), изготовлению изделия и его реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты этой проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться: сначала в виде обоснования выбора цели деятельности и ее экономической, экологической и социальной целесообразности, затем в виде эскизов или чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования и т. д. и, наконец, изготовленных своими руками одного или нескольких изделий. Необходимо подчеркнуть, что объекты проектирования и изготовления (объекты труда) должны быть посильны учащимся соответствующих возрастных групп. Не следует стремиться к сложным изделиям. Примерный перечень изучаемые учебно-производственных операций и объектов труда, приведенный в программе трудового обучения 1986 г., может служить ориентиром для учителя при обучении по данной программе. Каждый учитель может подобрать свои объекты труда с учетом.конкретных материально-технических условий, потребительского спроса. возможностей реализации изготавливаемой продукции, педагогических и санитарно-гигиенических требований. При изучении данного раздела, в зависимости от конкретных условий, национальных традиций, области своих профессиональных интересов и интересов подростков, учитель может сосредоточить внимание преимущественно на технологии обработки какого-то одного или нескольких видов материалов, а с остальными обзорно познакомить учащихся. Важно только, чтобы на примере технологии обработки выбранного материала, и изготовления тех или иных объектов труда учащиеся овладели целостной системой умственных и практических действий, предусмотренной программой, усвоили логику и общую структуру профессиональной деятельности человека в условиях рыночной экономики.
В процессе изучения этого раздела программы, как и всех других, должна обеспечиваться профориентационная направленность обучения. С этой целью учитель знакомит учащихся с соответствующими профессиями, характером, содержанием и условиями деятельности людей, возможностями приобретения профессии. К моменту окончания VII класса школьники должны иметь представление о труде квалифицированных рабочих, профессии которых связаны с обработкой различных материалов: об элементах конструирования и технологического планирования, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, работе на налаженном оборудовании, а также о комплексе действий (анализе, планировании, организации, исполнении, контроле и коррекции своих действий), которые вводят в состав каждого вида деятельности. Указанные виды деятельности и соответствующие им действия могут быть освоены на примере обработки наиболее часто встречающихся поверхностей: плоскости, цилиндрической, конической, сферической (фасонной), винтовой (резьбы) и т. д. из любого материала (древесины, металлов, пластмасс и т. д.). В отличие от программы трудового обучения 1986 г. в эту программу заложена возможность последовательного ознакомления учащихся с усложняющимися видами деятельности: оператора, наладчика, технолога и конструктора. Ранее предусматривалось одновременное ознакомление учащихся со всеми этими видами деятельности, т. е. на каждом уроке учащиеся под руководством учителя должны были разработать конструкцию изделия, выбрать технологию его изготовления, провести наладку оборудования и лишь затем приступить к его изготовлению. Однако опыт свидетельствует о том, что такую стратегию – конструкторско-технологическую систему трудового обучения – редко кому удавалось реализовать. Последовательное ознакомление учащихся с усложняющимися видами деятельности оператора, наладчика, технолога и конструктора, предложенное в этой программе, предопределяет соответствующие этапы обучения обработке материалов в V—VII классах: 1-й этап (I – IV классы) – формирование у учащихся элементарных знаний и умений по ручной обработке бумаги, картона, фанеры и природных материалов с элементами художественной отделки изделий на репродуктивном; уровне (содержание обучения начальных классах представлено в отдельной, программе); 2-йэтап (V класс) – формирование у учащихся знаний и умети по ручной и механической, обработке древесины и металлов на уровне операторской деятельности, т. е. выполнение работ на налаженном оборудовании (мини-станках типа «Умелые руки») и налаженными инструментами по инструкционно-технолоическим картам; 3-й этап (VI класс) – формирование у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке различных материалов с самостоятельной элементарной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов и отдельными элементами построения технологического процесса. 4-й этап (VII класс) – формирование у учащихся элементарных знаний и умений по технологическому планированию обработки и конструированию несложных деталей и изделий. Для выполнения данной программы следует шире использовать имеющуюся материальную базу учебно-производственных мастерских, УПК, УПЦ, учебных участков базовых предприятий. Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных, районных и городских олимпиадах по трудовому обучению. Наличие во многих школах современных средств вычислительной техники (обычных и программируемых микрокалькуляторов, персональных ЭВМ или КУВТ – комплектов учебное вычислительной техники) позволяет повысить интеллектуальный уровень трудовой подготовки школьников. Имея такие средства в учебных мастерских (или используя для этих целей кабинет информатики и вычислительной техники), учитель технологи может организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по решению учебно-трудовых задач и сформировать у них систему умственных действий в неразрывном единстве с практическими в процессе изучения данного раздела программы. При этом ученик будет овладевать и элементами информационных технологий. Ниже перечислены некоторые из направлений использования ЭВТ и элементов информационных технологий в процессе изучения данного раздела учебной программы. 1. Использование обычных и программируемых микрокалькуляторов и ПЭВМ как средства для выполнения расчетов, связанных с подготовкой и выполнением различных работ. 2. Использование ПЭВМ как информационно-логической системы, помогающей учащимся самостоятельно решать следующие задачи: технологические: выбор оптимальных способов, средств (оборудования, приспособлений, инструментов и заготовок), последовательности и режимов обработки, изготовление технологических карт; конструкторские: выбор возможных вариантов конструкций деталей или изделий из числа уже имеющихся или самостоятельно конструируемых (в этом случае ПЭВМ помогает решать такие задачи на основе использования АРИЗ – алгоритма решения изобретательских задач), изготовление рисунков и чертежей с использованием графического редактора; экономические: определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности и т. д.; экологические: выбор профилактических мер, устраняющих вредные экологические последствия конкретного производств; (включая деловые игры по решению таких задач). 3. ПЭВМ как источник (БАЗА ДАННЫХ) информации для разработки ПРОЕКТОВ. 4. ПЭВМ как средство управления техническими устройствами – технологическими машинами (мини-станками с ЧПУ, роботами и робототехническими комплексами). 5. ПЭВМ как средство программированного обучения и оперативного контроля за усвоением учащимися знаний и умении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|