Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении




Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Понятие «подростки «группы риска»», их психологические особенности

Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Особенности психолого - педагогического сопровожденияподростков «группы риска» в специальном (коррекционном) учреждении

Глава II. Экспериментальная работа по педагогическому сопровождению подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Организация экспериментального исследования

Анализ результатов экспериментального исследования

Рекомендации по совершенствованию технологии психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»

Заключение

Список литературы

 


Введение

Актуальность исследования обусловлена обострением проблем в тех аспектах жизнедеятельности подростка, которые влияют на его психологическое и физиологическое здоровье, что препятствует гармоничному развитию личности ребенка.

Возрастает количество неполных, многодетных, неблагополучных и использующих деструктивные методы воспитания семей. Кроме того, увеличивается число врожденных нарушений психического и физического развития, случаев жестокого обращения с детьми и подростковых суицидов. Перечисленные факторы способствуют нарушению благоприятного хода социализации, что препятствует нормальному развитию ребенка и, как следствие, попаданию их в «группу риска».

Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» как обязательное направление в профессиональной деятельности школьных педагогов-психологов активно стало развиваться только в последнее десятилетие. К настоящему времени еще не разработана универсальная и, что самое главное, эффективная модель психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска».

Для изучения теоретических аспектов данного вопроса нами были проанализированы работы таких специалистов, как Э. Бидль, Е. А. Леванова, М. Р. Битянова, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.М. Шипицына, И.С. Якимская и другие.

Методологической основой исследования является «парадигма сопровождения» М. Р. Битяновой. Сопровождение рассматривается Битяновой, как целостная деятельность практического школьного педагога-психолога, включающая в себя три обязательных взаимосвязанных компонента:

. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.

. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основываясь на изученной литературе, опыте работы с подростками «группы риска» мы приступили к углубленному изучению проблем психолого-педагогического сопровождения трудных детей на базе специального (коррекционного) учреждения.

Проблема нашего исследования - каков план успешного психолого - педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении?

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: подростки «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Предмет исследования: процесс психолого - педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе. Процесс психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в образовательном учреждении будет успешным, если программа психолого-педагогического сопровождения будет основана на индивидуальных и личностных особенностях подростков, относящихся к данной категории.

Задачи исследования:

. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

. Разработка практических рекомендаций для оптимального психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Ведущими методами были: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, дискуссия, 16-и факторный личностный опросник Кеттела, методика выявления смысложызненных ориентаций в адаптации А. Н. Леонтьева.

Опытно-экспериментальной базой исследования было выбрано Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи" (МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР») в городе Березники, в котором проводилось исследование на выборке из 60 подростков, состоящих на учёте в школьной «группе риска».

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности психолого-педагогического сопровождения, как технологии решения задач развития личности подростка, его обучения и воспитания.

Практическая значимость исследования заключается во включении в технологию психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска диагностики, профилактики и предупреждения личностных проблем и трудностей, как обязательных аспектов программы.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 


Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...