Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих и др. исследованиях М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова Л.М. Шипицына, И.С. Якимская и др. Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития». Сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. А.В. Мудрик трактует cопровождeниe как оcобую cфeру дeятельноcти пeдагога, направлeнную на приобщение подростка к cоциально-культурным и нравcтвeнным цeнноcтям, нeобходимым для cаморeализации и cаморазвития. По определению М.Р. Битяновой, сопровождение - это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном - на личности ребенка. Учитывая особенности подростков «группы риска», мы определили следующие задачи психолого-педагогического сопровождения: 1. Помощь в осознании проблем и поиске сообразного решения. . Информирование о правах и обязанностях. . Защита прав ребенка. . Стабилизация эмоционального состояния. . Поддержка учебного процесса. . Поддержка нормального психического и физического развития.
1.3 Особенности психолого -педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) учреждении
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии1. Опытно-экспериментальной базой нашего исследования является муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи» (школа V вида). «Коррекционное учреждение V вида создается для детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития». Миниcтepство образования в Российской Фeдeрации по согласованию с Министeрством здравоохрaнeния Российской Федерации определяет спецификy обpазовaтельного yчpеждения, его обpaзовaтeльную пpогpаммy, напpaвлeниe pеабилитации воспитанников с наpушeниями в pазвитии. Коppeкционное yчpeждениe обязано обeспечить yсловия для лeчeния, обучeния, воспитания и социальной aдaптации yчeников. Обpазовaтeльная пpогpаммa рaзрaбaтываeтся исходя из особeнностей психофизичeского paзвития и индивидуaльных возможностeй yчeников. МС(К)ОУ «СКОШ для детей ТНР» в городе Березники организует работу с подростками, состоящими в школьной «группе риска» в течение всего календарного года, в том числе и в каникулярное время. Циклограмма занятости обучающихся в системе коррекционно-педагогической поддержки может быть представлена следующим образом:
Таблица 1
В общей системе занятости обучающихся определены временные промежутки, в которые осуществляется реализация программ психолого-педагогического сопровождения: ежедневно с 13.30 до 17.00. Преимущество коррекционных учреждений состоит в возможности рационально обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время. При этом распределение свободного времени кураторами осуществляется с учетом психофизических возможностей детей, их интересов, уровня эмоционально-волевого развития. Во внеурочное время детей сопровождают воспитатели, классные руководители, кураторы, которые контролируют периодичность и качество работы ребёнка на занятиях. При этом рационально распределяются занятия и прогулки, питание, свободное общение. В каникулярное время занятия с сопровождающими специалистами, с организаторами свободного времени не прекращаются, меняются только их формы и периодичность. Вывод по главе I Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины попадания подростков в «группу риска» имеют разные корни, но важной составляющей в их жизни является обучение в образовательном учреждении. И та работа, которая проводится с детьми данной категорией в этом учреждении, должна носить, прежде всего, реабилитационный характер. Так как подростки «группы риска» имеют разные проблемы, а чаще всего их совокупность, то психолого-педагогическое сопровождение должно быть комплексным, включать в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, бытовую реабилитацию. Реабилитация может проводиться как с конкретным ребенком индивидуально, так и с группой. В процессе психолого-педагогического сопровождения необходимо учитывать особенности подросткового возраста, социальное положение и личностные особенности подростка, а так же специфику образовательного учреждения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|