Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) учреждении




 

) Процесс сопровождения;

) метод сопровождения;

) служба сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» представляет собой обширный комплекс разноплановых мероприятий и, соответственно, требует участия компетентных специалистов, объединенных в Комитет по психолого-педагогическому сопровождению - коллегиальный орган образовательного учреждения, разрабатывающий и предлагающий подростку, семье индивидуальный план мероприятий, направленных на помощь несовершеннолетнему.

Директор образовательного учреждения формирует «Комитет по психолого-педагогическому сопровождению» в состав которого необходимо включить следующих специалистов и представителей администрации:

-  Заместитель директора по учебно-коррекционной работе;

-  Заместитель директора по воспитательной работе;

-  Малый педагогический коллектив (классные руководители);

-  Социальный педагог;

-  Педагог-психолог;

-  Медицинский работник.

За директором закрепляются следующие обязанности по отношению к комитету:

Организация комитета;

Обеспечение и поддержание ценностно-целевого единства коллектива;

Финансовое и хозяйственное обеспечение;

Координация и контроль деятельности.

Деятельность Комитета по организации психолого-педагогической поддержки основывается на принципах:

. Принцип системности. Системный подход является основополагающим как при диагностике проблемного поведения подростка, выстраивании психолого-педагогической помощи, так и в работе Комитета;

. Принцип единства информационного пространства;

. Принцип законности. Деятельность Комитета обеспечивается правовыми актами федерального, краевого значения и локальными нормативными документами;

. Принцип сотрудничества предполагает установление в ходе работы сотрудничества с подростками и их родителями, понимание результата, которого члены Комитета хотят достичь;

.Принцип регулярности проведения заседаний, анализа качества реализации программ, результатов работы;

.Принцип разделения ответственности между семьёй и школой;

.Принцип добровольности предполагает добровольное согласие родителей/законных представителей несовершеннолетнего на совместную работу;

.Принцип конфиденциальности.

Комитет организует работу в отношении следующих категорий подростков:

-  Подростки, прошедшие курс реабилитационных мероприятий, в результате которых был снят статус социально опасного положения;

-  Подростки, пропускающие занятия без уважительной причины;

-  Подростки, оставленные на повторный год обучения;

-  Подростки, сопричастные к употреблению ПАВ, правонарушениям, общественно опасным деяниям, попрошайничеству и бродяжничеству;

-  Подростки, систематически нарушающие дисциплину, проявляющие элементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство над другими детьми).

Деятельность Комитета оформляется в следующих документах:

Приказ директора школы о создании Комитета психолого-педагогической поддержки.

Положение о Комитете психолого-педагогической поддержки.

Журнал протоколов заседаний Комитета психолого-педагогической поддержки.

Списки подростков и семей, состоящих на внутришкольном учёте.

Программа работы Комитета психолого-педагогической поддержки и планы работы членов Комитета.

Задачами Комитета по психолого-педагогическому сопровождению являются:

1. Формирование группы риска;

.   Диагностика и определение проблем во всех аспектах жизнедеятельности подростка;

.   Составление и согласование с администрацией и родителями (законными представителями) ребенка плана по психолого-педагогическому сопровождению;

.   Реализация плана сопровождения, целью которого является гармоничное развитие личности подростка.

.   Отслеживание динамики результатов в процессе психолого-педагогического сопровождения и корректировка его плана (по мере необходимости);

.   Закрепление и поддержание успешных результатов после выпуска подростков из зоны риска (последующий контроль).

Психолого-педагогическое сопровождение имеет особую структуру:

–  Скрининг учащихся специального (коррекционного) учреждения на предмет выявления факторов неблагоприятно влияющих на развитие и социализацию подростка;

–  Сбор информации (анамнеза) о подростках, относящихся к данной категории детей;

–  Психологическая диагностика;

–  Составление индивидуальных характеристик;

–  Рассмотрение характеристик комитетом по психолого-педагогическому сопровождению;

–  Выбор методов работы и разработка согласованных со всеми членами Комитета индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения и общей направленности работы;

–  Согласование плана сопровождения Комитетом;

–  Утверждение плана сопровождения директором образовательного учреждения;

–  Принятие плана родителями подростка;

–  Ознакомление с планом психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающих подростков группы риска;

–  Осуществление психолого-педагогической помощи и поддержки;

–  Индивидуальное и групповое консультирование;

–  Коррекционная работа;

–  Отслеживание динамики и внесение необходимых коррективов в первоначальный план сопровождения;

–  Контроль и закрепление результатов сопровождения.

Раскроем каждую составляющую психолого-педагогического сопровождения:

. Скрининг учащихся специального (коррекционного) учреждения на предмет выявления факторов неблагоприятно влияющих на развитие и социализацию подростка.

На данной стадии взаимодействуют социальный педагог, педагог-психолог, представитель администрации и классные руководители. Педагогом-психологом реализуется пакет методик, направленных на выявление внутри личностных проблем и конфликтов. Социальный педагог анализирует социальные карты обучающихся. Заместитель директора по учебно-коррекционной работе анализирует сведения об успеваемость. Педагоги анализируют поведение и способы взаимодействия детей. Если ребенок находится под влиянием одного или нескольких факторов риска его необходимо включить в школьную группу риска (данный блок разрабатывается всеми участниками Комитета по психолого-педагогическому сопровождению, после чего результаты скрининга анализируются на собрании Комитета для выявления подростков, относящихся к группе риска);

. Сбор информации (анамнеза) о подростках, относящихся к группе риска.

Сбор анамнеза, детализация социальных карт и характеристик, сбор информации о взаимоотношениях в семье, материальном положении и социальном статусе семьи, социальной среде, успеваемости, референтной группе, взаимоотношениях со сверстниками и особенностях межличностных отношений подростков группы риска, история психофизиологического формирования личности (данный блок разрабатывается социальным педагогом, медицинским работником и малым педагогическим коллективом);

. Психологическая диагностика.

Диагностика личностных и индивидуальных особенностей, взаимоотношений в семье, причин и мотивов поведения, склонности к девиантному поведению, особенностей межличностных отношений, степени социальной адаптации, наличие внутри личностных конфликтов, фрустраций, скрытой фобии и агрессии (данный блок разрабатывается педагогом-психологом);

Для диагностики ситуации развития учащихся и родителей мы предлагаем следующий пакет методик:

Методика цветовых метафор И.Л. Соломина - направлена на определение базовых и актуальных потребностей испытуемого, представлений о себе и своем идеале, источников стресса, сфер конфликта, отношения к окружающим и различным видам деятельности, мотивов деятельности.

Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков Е.А.Личко.

Методика «Автопортрет» (Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина. Графические методы в психологической диагностике, М.: Дидакт, 1992г.). Методика позволяет определить степень принятия себя и выявить уровень самосознания.

«Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкого. Данная методика позволяет выявит различные нарушения процесса воспитания, определить тип патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этого.

По результатам диагностики подростка «группы риска» психолог готовит заключение и выдвигает рабочие гипотезы. Результаты диагностики выносятся на рассмотрение Комитетом в форме рабочих гипотез и характеристик ситуации развития учащегося и его личности, подтверждающих гипотезы. По результатам диагностики психолог разрабатывает рекомендации для педагогов, родителей и учащегося, проводит консультирование родителей учащегося и классного руководителя (куратора) учащегося. Рекомендации педагогам оформляются в письменном виде, как конкретные методы и приемы (не более 5 - 6) для использования в общении и обучении конкретного учащегося.

Социально-психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить причины деструктивного поведения подростка, особенности его личности, его потребности, мотивы и интересы, обозначить методы и приемы индивидуального подхода к подростку, формы педагогической поддержки и социально - психологической помощи ребенку и родителям.

. Составление индивидуальных характеристик.

Заседание Комитета психолого-педагогического сопровождения с целью обмена результатами работы каждого специалиста и объединения медицинского, социального и психологического анамнезов, а так же составление целостной характеристики личности подростка и его социального положения.

Плановые заседания Комитета проводятся по следующему алгоритму:

Обсуждение уровня успешности реализации программ сопровождения подростков.

Поиск неудовлетворенной потребности несовершеннолетнего, ставшей причиной деструктивного поведения.

Реальные предложения членов Комитета фиксируются в индивидуальном плане сопровождения. Все члены Комитета берут на себя обязательства за конкретные пункты совместного плана действий.

Форма фиксации результатов обсуждения может включать такие пункты, как: уровень проблемы (социальный, семейный, когнитивный и эмоциональный, последствия психотравмирующих ситуаций, нарушение личностного развития, биологические нарушения), возможные причины, предложения. На основе данной формы разрабатывается индивидуальный план сопровождения подростка, который оформляется, как система коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий.

5. Внеплановые заседания Комитета, которые проводятся по следующему алгоритму:

А) представление имеющейся информации по случаю о несовершеннолетнем и его семье (представляется и краткий отчет о ранее проделанной работе, предпринятых действиях). Решение о рассмотрении семьи на заседании Комитета принимает заместитель директора по учебно-коррекционной работе;

В) все члены Комитета высказывают свое мнение о ситуации, обсуждается решение о взятии семьи на сопровождение, необходимости назначения куратора. Формулируется основная проблема семьи, определяется уровень риска, определяются стратегия и тактика вмешательства в ситуацию, цели и границы вмешательства.

С) Специалисты предлагают, каждый со своей стороны, помощь данному ребенку, семье. Решается вопрос о подключении к работе специалистов других учреждений, ведомств. Определяется пакет профилактических услуг, оформляется предварительный индивидуальный план сопровождения подростка, семьи;

6. Составление программы психолого-педагогического сопровождения:

выбор соответствующих психологических методик, направленных на девальвацию причин психологических нарушений;

определение вектора педагогической работы (стиль педагогического общения, обучения, воспитания);

определение вектора социальной работы (взаимодействие с семьей, социальными службами, педагогами);

назначение куратора, контролирующего процесс сопровождения и отслеживающего динамику изменений (куратором является один из членов Комитета).

. Согласование плана сопровождения с директором специального (коррекционного) образовательного учреждения и родителями (законными представителями) подростка.

. Для того что бы процесс психолого-педагогического сопровождения был последователен и не нарушался ни на одном из этапов с ним необходимо ознакомить учителей-предметников обучающих детей группы риска, родителей подростков.

. Педагогическая поддержка осуществляется в форме дополнительных часов (4 часа в неделю на каждого ребенка) отведенных на помощь в освоении учебного материала (данный блок разрабатывается малым педагогическим коллективом совместно с учителями-предметниками).

. Индивидуальное психологическое консультирование осуществляется педагогом-психологом ежедневно из расчета 2 часа в день на 2-3 детей. Групповое консультирование проводится 1 час в неделю на каждую группу.

. Соответственно актуальным потребностям и интересам подростков заместитель директора по воспитательной работе составляет план внешкольных досуговых мероприятий и предоставляет подросткам информацию о доступных их формах дополнительного образования;

. В зависимости от индивидуальных особенностей подростка проводится коррекция: поведенческих реакций, межличностных отношений, когнитивной и эмоциональной сфер, детско-родительских отношений, смысложизненных ориентаций, мотивационной сферы. Так же зачастую в коррекции нуждается стиль семейного общения и воспитания.

.Осуществление контроля деятельности Комитета, внесение необходимых корректив, диагностика эффективности предпринимаемых мер рационально сформировать в виде циклограммы.

Программа индивидуального консультирования составляется сообразно личностным особенностям.

 

Таблица 3

Период Мероприятия коррекционно-педагогической направленности Ответственный специалист Периодичность проведения
 Сентябрь Входное скрининговое обследование подростков для выявления «группы риска» Педагог-психолог Социальный педагог Малый педагогический коллектив 1 раз в год
Сентябрь Декабрь Май Утверждение состава внутришкольного учета, определение подростков, соответствующих критериям «группы риска» и СОП, присвоение статуса. Социальный педагог Заместители директора  3 раза в год
Сентябрь Формирование нормативно-правовой, информационной базы Директор Заместители директора Постоянное пополнение
Сентябрь Май Диагностика особенностей личности подростка Педагог-психолог 2 раза в год
Сентябрь Разработка программы психолого-педагогического сопровождения Заместители директора 1 раз в год Возможна промежуточнаякорректировка
Октябрь Разработка программ специалистами Социальный педагог Медицинский работник Малый педагогический коллектив 1 раз в год Возможна промежуточнаякорректировка
Сентябрь-октябрь Утверждение программы психолого-педагогического сопровождения, планов специалистов, график проведения заседаний Директор 1 раз в год
Октябрь-апрель Реализация программного содержания Специалисты Комитета В течение года
В течение года Заседание Комитета психолого-педагогического сопровождения Заместители директора Не реже 1 раза в две недели
В течение года Проведение внеурочных групповых, массовых мероприятий с обучающимися, родителя Члены Комитета Не реже 1 раза в месяц
Декабрь, май Мониторинг эффективности коррекционного сопровождения Специалисты Комитета 2 раза в год
Декабрь, май Итоги деятельности Комитета, отчёт перед педагогическим советом Заместители директора 2 раза в год
В течение года Внеплановые заседания по обсуждению проблемных ситуаций, конфликтов, происшествий для анализа ситуации и принятия административного решения Заместители директора В случае возникновения ситуаций

 

Выводы по II главе

Для обеспечения оптимального и эффективного психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении необходимо мониторинговое исследование личности ребенка, попадающего в данную категорию детей.

В ходе экспериментальной работы были выявлены следующие качества личности характерные для подростков группы риска: замкнутость, скептицизм, концентрация на собственных мыслях и чувствах, отсутствие гибкости в межличностных отношениях, повышенная тревожность, частое ощущение неудовлетворенности достигнутым, трудности адаптации, неуверенность, импульсивность, повышенная раздражительность, эмоциональная нестабильность и напряженность, отсутствие умения принимать решения, непостоянство отношений, интересов и настроений, недоверчивость, пассивность, низкая самооценка, конформность, несамостоятельность, безынициативность, потребность в поддержке и покровительстве, невнимательность, подчиненность собственным желаниям и потребностям, трудности при освоении учебного материала, недисциплинированность, трудности концентрации внимания, пренебрежение общественными правилами, чрезмерная энергичность и активность, нервозность вплоть до возможности развития невроза, наглость, самодостаточность, вербальная и невербальная агрессивность, склонность к депрессиям, суицидальное поведение.

Основываясь на возрастных особенностях, вышеперечисленных личностных качествах и других результатах экспериментального исследования, а так же специфике специального (коррекционного) образовательного учреждения мы составили план работы Комитета по психолого-педагогическому сопровождению подростков в специальном (коррекционном) образовательном учреждении и обозначили его задачи, определили вектор деятельности и функциональные обязанности и его членов.

Главным результатом деятельности Комитета является - вывод детей из зоны социального риска.

 


Заключение

 

Целью нашего исследования являлось составление плана успешного психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Вектор движения в направлении достижения цели исследования мы определили гипотезой: «Процесс психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска в образовательном учреждении будет успешным, если программа психолого-педагогического сопровождения будет основана на индивидуальных и личностных особенностях подростков, относящихся к данной категории детей».

В процессе теоретического изучения и практического исследования данной проблемы нами была подтверждена предложенная гипотеза: индивидуальный подход позволяет глубже проникнуть в проблемные сферы подростков, выявить неосознаваемые или малоосознаваемые внутриличностные и межличностные конфликты и противоречия, конкретизировать причины и предупредить закрепление деструктивных форм эмоциональных и поведенческих реакций.

Нами были реализованы следующие задачи:

.   Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;

.   Выявлены индивидуальные особенности подростков, изучено социальное положение их семей, особенности межличностного общения с помощью наблюдения, беседы, дискуссии, 16-ФЛО и методики выявления смысложизненных ориентаций;

.   На основе полученных сведений о жизни подростков группы риска и их личностных особенностях разработаны практические рекомендации для оптимального психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Определены функциональные обязанности членов Комитета по психолого-педагогическому сопровождению с учетом специфики педагогического процесса специального (коррекционного) образовательного учреждения.

 


Список литературы

 

1. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. - 2003. - №1. - С.70 - 72.

.   Баярд Р. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. - М.: Просвещение, 1995.

.   Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с.

4. Битянова М.Р. Учебное пособие. Организация психологической работы в школе - 1998. - 298 с. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 04.07.2009 - URL: <http://annushkaico.ucoz.ru/load/12-1-0-19> (дата обращения: 06.10.2012).

.   Борисова Л. Частный случай конфликта поколений: Подросток и его отношения с родителями // Первое сентября. - 2002. - N 7. - С. 2 - 4.

.   Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.

.   Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.85 с.

.   Воспитательная работа в детском доме и школе - интернате//Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 88 - 96.

.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с. - (Акад. пед. наук СССР)

.   Гедзь Е., Седеренко Н. Профилактика девиантного поведения подростков: психолог.тренинг внутригруппового взаимодействия // Школьный психолог. - 2004. - N 29. - С. 9 - 24.

.   Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 21- 28.

.   Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта/О.И. Евстешина, М.С. Белякова//Дефектология. - 2006. - №1. - С. 66 - 71.

.   Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.:ТК Велби, 2006. - 560с.

.   Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. - 2003. - N 2. - С. 185 - 192.

.   Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. - 2005. - №1. - С. 81 - 83.

.   Звездина И. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков // Вестник образования. - 2006. - N 1. - С. 68 - 73.

.   Казакова Е.И.. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе // Международная конференция «Дети группы риска». СПб., 2005 <http://inim-rao.ru/mode.7635-item.55797-type.html>, С. 108.

.   Катаева-Венгер А. Трудный возраст: Подростки сегодня: Пособие для учителей и родителей. - М.: Школьная пресса, 2002.

.   Корягина О. Проблемы подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование // Классный руководитель. - 2003. - N 1. - С. 89 - 93.

.   Костарева С. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2003. - N 38. - С. 4 - 5.

.   Крушельницкая О., Третьякова А. Подросток: физиология и психология // Биология в школе. - 1998. - N 2. - С. 21 - 25.

.   Крылатова Т.А., Современные проблемы психического нездоровья у детей, профилактика, пути преодоления» V научно-практическая конференция «Православная русская школа» в Свято-Алексеевской пустыни. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 13.05.2012 - URL: <http://www.verav.ru/common/konf.php?num=236> (дата обращения: 28.12.2012).

.   Кэмпбелл Р. Как любить своего подростка / пер.с англ. - СПб.: Мирт, 1998.

.   Леванова Е. А. Родители и подростки: навстречу друг другу. - М.: «Педагогическая литература», 2010.

.   Лидерс А. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие: для студентов, обучающихся по психолог.специальностям. - М.: Академия, 2001.

.   Лузина Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении//Воспитание школьников. - 2003. - №10. - С. 24 - 27.

.   Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -269с.

.   Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192с.

.   Методика работы социального педагога/Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост.Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2006. - 96с.

.   Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. - 2008. -№1. - С. 107

.   Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 200 с.

.   Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.

.   Психология подростка: Учебник / ред. А.Реан. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2004.

.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

.   Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. / А.А. Реан. - СПб.: 2004. №3. С.75.

.   Ризванова Е. Кто поможет подростку в семье: психологическое исследование // Воспитание школьников. - 2005. - N 4. - С. 44 - 51.

.   Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска/ Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256с.

.   Опросник Р.Кетелла [Электронный ресурс]. Дата обновления 07.08.2011 - URL: <http://azps.ru/tests/16pf.html> (дата обращения: 17.01.2013).

.   Осмоловская И. Как помочь детям группы риска адаптироваться к школе//Начальная школа. - 2001. - №12. - С. 55 - 57.

.   Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998. С. 245.

.   Селиванова О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска/О.А. Селиванова, В.В. Фалько//Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58 - 62.

.   Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита//Социальная педагогика. - 2003. - №2. - С. 98 - 100.

.   Скворцов В.А. К проблеме конфликтов и психологической дезадаптации «группы риска»//Мир психологии. - 2005. - №2. - С. 156 - 158.

.   Словарь по социальной педагогике:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368с.

.   Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2000. - 416с.

.   Социально - трудовая реабилитация детей и подростков//Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 63 - 67.

.   Справочник социального педагога: 5-11классы/Авт. - сост.Т.А.Шигковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336с.

.   Степанов П. Подростки: Специфика возраста - специфика воспитания // Народное образование. - 2006. - N 8. - С. 212 - 219.

.   Сушкова Ф. Диалог на уроке - залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска//Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 39

.   Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216). [Электронный ресурс]. Дата обновления 16.07.2011 - URL: <http://omczo.org/publ/385-1-0-2248> (дата обращения: 15.10.2012).

.   Федеральный закон №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" от 24.07.1998 г. [Электронный ресурс]. Дата обновления 17.10.2012 - URL: <http://www.sos-ru.info/zakon/zakon_zakon_garantii124.shtml> (дата обращения: 22.03.2013).

.   Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с.

.   Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска//Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 35 - 39.

.   Этот беспокойный подросток: Тема номера // Школьный психолог. - 2005. - N 1. - Весь номер

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...