Организация экспериментального исследования
подросток психологический коррекционный сопровождение Исследование проводилось в период с января по март 2013 года. Приглашение к участию в исследовании включало ознакомление с процедурой его проведения, целью и задачами. Участникам гарантировалось сохранение конфиденциальности результатов. Исследование проводилось на 60 подростках группы риска с 6 по 10 класс в МБС(К)ОУ «Специальной (коррекционной) образовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи» в городе Березники Пермского края. В нашем исследовании мы использовали такую методику психологического исследования как 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла формы С адаптированной для подростков (далее 16-ФЛО). Данная методика была выбрана нами т.к. она позволяет углубленно диагностировать личностные особенности, выявить нарушения формирования личности и проанализировать факторы первого и второго порядка. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся в различных словарях, психиатрической и психологической литературе. Это привело к сбору большого количества понятий, касающихся личностных свойств, которые он сравнивал между собой, исключал и соединял. В результате этого с помощью факторного анализа было получено около 30 личностных факторов, из которых 16 использовались в дальнейшем наиболее часто, так как вошли в различные формы опросника Р. Кеттелла, предназначенные для испытуемых различных возрастов. Полученные личностные факторы Р. Кеттелл назвал «основными первичными свойствами личности» или факторами первого порядка. Из этих факторов первого порядка автор с помощью факторного анализа вывел восемь факторов второго порядка, которые он считает более общими, более широкими параметрами. Факторы второго порядка рассчитываются на основе факторов первого порядка с помощью специальных формул.
Разработаны 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях. Используемый нами опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним. Обработка полученных данных производится с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Полученное значение каждого фактора переводится в стены. Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «-», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов. Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких, например, блоках:
интеллектуальные особенности - факторы В, М, Q; эмоционально-волевые особенности - факторы С, G, I, О, Q3, Q4; коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия - факторы А, Н, F, E, Q2, N, L. Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка: F1, F2, F3, F4. Характеристика первичных факторов: . Фактор А ориентирован на определение степени общительности человека в группе. «+» шизотимия (скрытность, критичность: отстаивание своих идей, обособленность, отчужденность, замкнутость, недоверчивость) «-» аффектотимия (общительность, доброта, открытость, непринужденность в общении, готовность к сотрудничеству, эмпатийность, доверчивость); . Фактор В ориентирован на определение уровня интеллектуального развития. «-» низкий интеллект (ригидность мышления, его эмоциональная дезорганизация, низкие умственные способности, низкая способность решения абстрактных задач) «+» высокий интеллект (сообразительность, способность к концентрации внимания, абстрактность мышления, высокие общие умственные способности, гибкость мышления, существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией); . Фактор С определяет эмоциональную неустойчивость «-» эмоциональная слабость (эмоциональная неустойчивость, непостоянство настроения, интересов, отношений, свойственно уклонение от ответственности, тенденция уступать в спорах и проблематичных ситуациях, высокая утомляемость, склонность к ипохондрии, невротические симптомы) «+» эмоциональная стабильность (флегматичность, выдержанность, спокойствие, высокая работоспособность, эмоциональная устойчивость и зрелость, способность управлять ситуацией, возможна пониженная чувствительность); . Фактор Е определяет уровень подчиненности-доминантности «-» подчиненность (зависимость, пассивность, податливость, послушность, мягкость, любезность, застенчивость, уступчивость, дипломатичность, склонность к экспрессивности, легко выводится из равновесия авторитетным руководством) «+» доминантность (независимость, авторитарность, самоуверенность, доминирование, упрямство, возможно до агрессивности, высокая конфликтность, своенравность, непреклонность);
. Фактор F определяет уровень экспрессивности «-» десургенсия (сдержанность, рассудительность, спокойствие, неразговорчивость, тенденция к самоанализу, заботливость, задумчивость, осторожность, склонность к пессимизму, ожидание неудач, беспокойство о будущем) «+» сургенсия (экспрессивность, невнимательность, импульсивность, энергичность, небрежность, искренность, эмоциональность, общительность, значимость социальных контактов, лидерские качества, энтузиазм); . Фактор G «-» Низкое супер-эго (чувствительность, несогласие с общепринятыми моральными нормами, непостоянство, гибкость, склонность к эгоцентризму, независимость, неорганизованность, безответственность, возможность антисоциального поведения) «+» Высокое супер-эго (уравновешенность, высокая нормативность, сильный характер, настойчивость, ответственность, решительность, дисциплинированность, деловая направленность); . Фактор Н определяет уровень социальной смелости «-» тректия (нерешительность, застенчивость, сдержанность, эмоциональность, раздражительность, ограниченность правилами, быстрая реакция на опасность, повышенная чувствительность к угрозе, деликатность, неуверенность) «+» пармия (предприимчивость, социальная смелость, склонность к авантюризму, общительность, явный интерес к другому полу, чувствительность, отзывчивость, импульсивность, свободна в общении, артистизм); . Фактор I определяет уровень чувствительности «-» харрия (низкая чувствительность, рассудительность, реалистичность, практичность, логичность, жесткость, заниженные ожидания, уверенность, ответственность, склонность к цинизму, ограниченная фантазия, игнорирование физического недомогания) «+» премсия (мягкость, чувствительность, зависимость, навязчивость, высокий уровень эмпатии, осторожность, потребность в повышенном внимании, стремление к покровительству, толерантность, утонченность, артистичность, женственность, развитая фантазия, романтизм, художественность восприятия, интуитивность, непостоянство, склонность к ипохондрии);
. Фактор L определяет уровень доверяя к людям «-» алексия (доверчивость, внутренняя расслабленность, откровенность, низкая самооценка, склонность к консерватизму, терпимость, покладистость, социальная уверенность, хорошая работоспособность в коллективе) «+» протенсия (подозрительность, ревнивость, внутреннее напряжение, завистливость, раздражительность, неуверенность, склонность к ригидности и тирании, требовательность, эгоцентричность, осторожность); . Фактор М «-» праксерния (практичность, приземленность стремлений, ограниченность воображения, быстрое решение практических задач, надежность, честность, внимательность к мелочам) «+» аутия (мечтательность, идеалистичность, богатое воображение,, рассеянность, отчужденность, интерес к искусству, высокий творческий потенциал, увлечение внутренними иллюзиями, эмоциональная неуравновешенность); . Фактор N «-» прямолинейность (откровенность, наивность, непосредственность, некоторая бестактность, несдержанность, неконкретный ум, отсутствие проницательности) «+» дипломатичность (проницательность, расчетливость, хитрость, честолюбие, тактичность, точный ум, эмоциональная выдержка, проницательность, избегание конфликтов); . Фактор О определяет склонность гипо- или гипертемии «-» гипертемия (беспечность, самоуверенность, не чувствительность к критике, самонадеянность, смелость, спокойствие, безмятежность, благодушие, хладнокровие, жизнелюбие, приглушенное чувство вины) «+» гипотемия (повышенная тревожность, обостренное чувство вины, неуверенность в себе, склонность к частым депрессиям, подавленность, ранимость, импульсивность, развитое чувство долга, скрупулезность, погруженность в себя); . Фактор Q₁ «-» консерватизм (твердость взгляды, идеи, терпимость к традиционным трудностям, боязнь нового, принимает только испытанное временем, склонность к частым сомнением, морализации и нравоучениям) «+» Радикализм (склонность к экспериментированию, свободомыслие, аналитичный ум, критичность, хорошая информированность, терпимость к неудобствам, недоверчивость) . Фактор Q₂ зависимость/самодостаточность «-» зависимость от группы (несамостоятельность, потребность в поддержке и покровительстве, конформность, последовательность, безынициативность) «+» самодостаточность (независимость, самостоятельность, находчивость, наличие лидерских качеств); . Фактор Q₃ определяет уровень самомнения «-» низкое самомнение (небрежность, импульсивность, невнимательность, неточность, недисциплинированность, пренебрежение общественными правилами, конфликтность представлений о себе)
«+» высокое самомнение (самолюбие, самоконтроль, лидерские качества, точность, сильная воля, склонность к планированию, следование социальным нормам, целеустремленность) . Фактор Q₄ «-» низкая эго-напряженность (спокойствие, вялость, расслабленность, сдержанность, тенденция к апатии, невозмутимость, леность, низкая мотивация) «+» Высокая эго-напряженность (энергичность, собранность, повышенная раздражительность и эмоциональная возбудимость, энергичность, повышенная мотивация, активность). Характеристика вторичных факторов: . Фактор F₁ определяет уровень тревожности «-» низкая тревожность (удовлетворенность жизнью, способность соответствовать высоким запросам, слабая мотивация и отсюда неспособность к достижению трудных целей) «+» высокая тревожность (неудовлетворенность достигнутым, плохая приспособляемость, возможность невроза, но тревога так же может быть ситуативной); . Фактор F₂ уровень интра-, экстраверсии «-» интраверт (застенчивость, подавляем в межличностных конфликтах, сдержанность, скрытность) «+» Экстраверт (хорошо устанавливает и поддерживает социальные контакты); . Фактор F₃ «-» сензитивность (эмоциональность, высокая чувствительность, мягкость, спокойствие, вежливость, трудности в принятии решений) «+» уравновешенность (стабильность, жизнерадостность, решительность, предприимчивость, склонность не акцентировать внимания на мелочах, трудности из-за слишком поспешных действий); . Фактор F₄ «-» конформность (подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность, потребность в поддержке и одобрении, ориентация на групповые мнения и нормы) «+» независимость (смелость, самодостаточность, уверенность, сообразительность, возможна агрессивность в отстаивании своего мнения). Показателями нормы по результатам 16-ФЛО является среднее значение по каждой шкале, выраженное в стенах.
Таблица 2 Средние значения по тесту Р. Кеттелла
В нашем исследовании использовался комплекс программ Effecton Studio. Обработка данных по каждой методике Effecton Studio осуществляется самой программой, в которую входит пакет статистических методов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|