Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «группа риска», психологические особенности подростков, относящихся к данной категории детей




 

Многоаспектность понятия «подростки «группы риска»» обусловливается его междисциплинарностью - оно является предметом изучения сразу нескольких отраслей научного знания, таких как педагогика, психология, социальная психология и педагогика, психология и педагогика дивиантного поведения.

Следует уточнить смысловую нагрузку слова «риск», которую оно несет в данном контексте. Здесь риск рассматривается как возможность, большая вероятность какого-либо события (как правило, негативного). С одной стороны, это риск, направленный на детей со стороны формирующих его личность факторов, с другой - риск, направленный трудными подростками на общество (дивиантное и делинквидное поведение) и с третьей - риск, направленный трудными подростками на самих себя (низкий уровень самоконтроля, импульсивность, агрессивность, низкий уровень смысложизненных ориентаций, суицидальное поведение).

На государственном уровне федеральным законом №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" от 24.07.1998 года принимается за основу термин "дети в трудной жизненной ситуации". Под данную категорию попадают дети:

-  оставшиеся без попечения родителей;

-  инвалиды;

-  имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;

-  жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

-  из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-  оказавшиеся в экстремальных условиях;

-  жертвы насилия;

-  отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

-  находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

-  проживающие в малоимущих семьях;

-  с отклонениями в поведении;

-  дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.

Таким образом, «подростки «группы риска»» - категория детей, которые находятся под воздействием или угрозой воздействия негативных факторов (с которыми ребенок не может справиться самостоятельно), препятствующих нормальному психическому, физическому, умственному, эмоциональному развитию и социальной адаптации, что может явиться или является причиной деструктивных форм поведения.

Итак, рассмотрим подробнее вышеупомянутые факторы.

Е. И. Казакова выделяет три основных группы факторов риска: психофизические, педагогические и социальные.

В работах других психологов такие факторы описываются более детально и подразделяются на следующие четыре группы:

-  медико-биологические, такие как наследственные и врожденные нарушения психического и физического развития, внутриутробные травмы, группы здоровья;

-  психологические включают в себя невротические реакции, эмоциональную неустойчивость, трудности и нарушения в общении, непринятие себя и отчуждение от общества;

-  педагогические - отсутствие соответствующих психофизиологическим особенностям условий обучения, учебной мотивации, несоответствие темпа обучения темпу психического развития ребенка.

Дети в подростковом возрасте наиболее уязвимы по отношению к факторам риска и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогов и психолога. В этот период развития повышается риск попадания ребенка в «группу риска».

Подростковый возраст - это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме ребенка происходят гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются органы, увеличивается мышечная, жировая масса тела и костная ткань. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток зачастую становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к изменениям в психике подростка.

Особенно важно, что в подростковом возрасте «складываются и формируются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, направленность личности, отношение к себе и окружающим», что указывает на необходимость повышенного внимания к детям на этом возрастном периоде для предупреждения закрепления деструктивных форм поведения.

Для подростков группы риска характерны трудности в освоении учебного материала, проявление суицидального, дивиантного и делинквидного поведения, низкая самооценка, не осознавание ценности своей жизни и жизни другого человека, негативизм, конформность и нонконформизм, прогуливание, принадлежность к неформальным и социально опасным группам.

Подростковый возраст «в целом характеризуется двумя основными чертами: во-первых, это есть период ломки и отмирания старых интересов и, во-вторых, период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы».

К основным группам интересов подростка А. Б. Залкинд и Л. С. Выгодский относят:

–  эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности;

–  доминанта дали - конфликтные отношения с окружающей средой, ее не принятие;

–  доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.;

–  доминанта к романтике - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально, необходимо выполнение следующих условий:

) информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);

) сочетание свободы и ответственности в деятельности: подросткам необходимо конструктивное взаимодействие с взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

) принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т.д.);

) обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства);

) атмосфера безопасности, эмоционального и физического комфорта в семье и школе.

Основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами.

Сами дети своими силами не всегда могут разрешить эти проблемы или даже осознать их. Часто такие подростки не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь может поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...