Понятие «группа риска», психологические особенности подростков, относящихся к данной категории детей
Многоаспектность понятия «подростки «группы риска»» обусловливается его междисциплинарностью - оно является предметом изучения сразу нескольких отраслей научного знания, таких как педагогика, психология, социальная психология и педагогика, психология и педагогика дивиантного поведения. Следует уточнить смысловую нагрузку слова «риск», которую оно несет в данном контексте. Здесь риск рассматривается как возможность, большая вероятность какого-либо события (как правило, негативного). С одной стороны, это риск, направленный на детей со стороны формирующих его личность факторов, с другой - риск, направленный трудными подростками на общество (дивиантное и делинквидное поведение) и с третьей - риск, направленный трудными подростками на самих себя (низкий уровень самоконтроля, импульсивность, агрессивность, низкий уровень смысложизненных ориентаций, суицидальное поведение). На государственном уровне федеральным законом №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" от 24.07.1998 года принимается за основу термин "дети в трудной жизненной ситуации". Под данную категорию попадают дети: - оставшиеся без попечения родителей; - инвалиды; - имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; - из семей беженцев и вынужденных переселенцев; - оказавшиеся в экстремальных условиях; - жертвы насилия; - отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; - находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; - проживающие в малоимущих семьях;
- с отклонениями в поведении; - дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи. Таким образом, «подростки «группы риска»» - категория детей, которые находятся под воздействием или угрозой воздействия негативных факторов (с которыми ребенок не может справиться самостоятельно), препятствующих нормальному психическому, физическому, умственному, эмоциональному развитию и социальной адаптации, что может явиться или является причиной деструктивных форм поведения. Итак, рассмотрим подробнее вышеупомянутые факторы. Е. И. Казакова выделяет три основных группы факторов риска: психофизические, педагогические и социальные. В работах других психологов такие факторы описываются более детально и подразделяются на следующие четыре группы: - медико-биологические, такие как наследственные и врожденные нарушения психического и физического развития, внутриутробные травмы, группы здоровья; - психологические включают в себя невротические реакции, эмоциональную неустойчивость, трудности и нарушения в общении, непринятие себя и отчуждение от общества; - педагогические - отсутствие соответствующих психофизиологическим особенностям условий обучения, учебной мотивации, несоответствие темпа обучения темпу психического развития ребенка. Дети в подростковом возрасте наиболее уязвимы по отношению к факторам риска и нуждаются в повышенном внимании со стороны педагогов и психолога. В этот период развития повышается риск попадания ребенка в «группу риска». Подростковый возраст - это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме ребенка происходят гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются органы, увеличивается мышечная, жировая масса тела и костная ткань. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток зачастую становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к изменениям в психике подростка.
Особенно важно, что в подростковом возрасте «складываются и формируются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, направленность личности, отношение к себе и окружающим», что указывает на необходимость повышенного внимания к детям на этом возрастном периоде для предупреждения закрепления деструктивных форм поведения. Для подростков группы риска характерны трудности в освоении учебного материала, проявление суицидального, дивиантного и делинквидного поведения, низкая самооценка, не осознавание ценности своей жизни и жизни другого человека, негативизм, конформность и нонконформизм, прогуливание, принадлежность к неформальным и социально опасным группам. Подростковый возраст «в целом характеризуется двумя основными чертами: во-первых, это есть период ломки и отмирания старых интересов и, во-вторых, период вызревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы». К основным группам интересов подростка А. Б. Залкинд и Л. С. Выгодский относят: – эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности; – доминанта дали - конфликтные отношения с окружающей средой, ее не принятие; – доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.; – доминанта к романтике - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Для того, чтобы развитие подростка прошло нормально, необходимо выполнение следующих условий: ) информация о современной жизни: они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.); ) сочетание свободы и ответственности в деятельности: подросткам необходимо конструктивное взаимодействие с взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;
) принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т.д.); ) обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивание чувства собственного достоинства); ) атмосфера безопасности, эмоционального и физического комфорта в семье и школе. Основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами. Сами дети своими силами не всегда могут разрешить эти проблемы или даже осознать их. Часто такие подростки не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети «группы риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь может поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|