Анализ результатов экспериментального исследования
Проанализировав результаты методики (Таблица 2), мы выделили доминирующие шкалы у каждого реципиента, для того, что бы выявить наиболее проблемные сферы. Таковыми являются шкалы: А, С, Е, L, Q2, Q3, Q4, F1, F4. При обработке статистических данных нами были выделены следующие группы: .Сочетание повышенной тревожности и низкой степени общительности (24% от общего количества обследуемых), обуславливает следующие личностные особенности: замкнутость, скептицизм, склонность к уединению, концентрация на собственных мыслях и чувствах, отсутствие гибкости в межличностных отношениях, частое ощущение неудовлетворенности достигнутым, плохая приспособляемость, трудности адаптации к новым ситуациям. .Эмоциональная неустойчивость (14% от общего количества обследуемых), определяет следующие индивидуальные особенности: неуверенность, импульсивность, нетерпеливость, раздражительность, склонность к огорчениям и повышенной тревожности, отсутствие умения принимать решения, непостоянство отношений, интересов и настроений. .Сочетание подозрительности и подчиненности (14% от общего количества обследуемых) обеспечивает доминирование следующих качеств личности: мягкости, доверчивости, пассивности, уступчивости, зависимости от мнения большинства, низкой самооценки, склонности к консерватизму. .Низкие показатели по шкале зависимости от группы (16% от общего количества обследуемых) обуславливают такие личностные черты, как конформность, несамостоятельность, безынициативность, потребность в поддержке и покровительстве, ориентация на социальное одобрение. .Низкие значения по шкале самоконтроля (18% от общего количества учащихся) определяет такие поведенческие особенности, как небрежность, импульсивность, невнимательность, подчиненность собственным желаниям и потребностям, неточность, недисциплинированность, пренебрежение общественными правилами, спонтанность в поведении.
.Высокие значения по шкале эго-напряженности (16% от общего количества обследуемых) обеспечивают повышенную раздражительность и эмоциональную возбудимость, чрезмерную энергичность и активность, повышенную взволнованность и напряженность. .Высокий уровень тревожности (12% от общего числа обследуемых) характеризуется следующими особенностями - неудовлетворенность достигнутым, нервозность, повышенная эмоциональная напряженность, плохая приспособляемость, возможности развития невроза. .Высокий уровень независимости (10% от общего количества обследуемых) проявляется в смелости, склонности к лидерству, самодостаточности, уверенности в себе, сообразительности, возможна агрессивность в отстаивании своего мнения. Соответственно этим группам обозначим области, нуждающиеся в повышенном внимании и углубленной коррекционной работе: чрезмерная замкнутость или общительность, эмоциональная нестабильность и напряженность, конформизм, стремление доминировать, подозрительность, нонконформизм, проблемы с самоконтролем, повышенная тревожность. Таким образом, с учетом диагностических данных, при работе с данной категорией детей целесообразно учитывать следующие направления: урегулирования межличностных отношений, улучшения и стабилизации эмоционального состояния, оптимизации поведенческих реакций и защитных механизмов, конкретизации образа Я. Для изучения смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я, мы использовали тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика адаптированный Д. А. Леонтьевым. Цель данной методики: изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа Я, что может стать одним из важнейших показателей при изучении личностных особенностей и поведения подростков.
Задачи: . изучение целей жизни; . выявление уровня насыщенности жизнью; . определение представлений о себе как о личности. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний - ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой, хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986-88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой - 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда - редко - иногда - часто - постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений (Леонтьев Д.А., 1992).
Данные о валидности теста были получены путем сравнения результатов разных выборок нормы и патологии в исследованиях К. Муздыбаева, Д.А. Леонтьева. Методика была апробирована, данные о надежности подтверждены методами математической статистики. Условия применения: после проведения тестирования, результаты теста сводятся к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия. Методика чувствительна к выявлению изменений эмоционального состояния ребенка, так как каждая шкала характеризует представление человека о своей жизни именно в этот период. В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты - 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты - 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов. Результаты обработки тестировании могут быть интерпретированы в соответствии с характеристиками представленных субшкал: 1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. . Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни. . Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. (Леонтьев Д.А.,1992) Данный тест может применяться в образовательной среде. Он удобен для группового диагностирования и прост в обработке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|