Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диапазон условий для интеграции




В последние годы значительно возросло внимание к предоставлению инвалидам возможностей для занятий спортом. В соответствии с замыслом раздела 504 Закона о реабилитации инвалидов 1973 г., возможности для получения школьного образования и участия во внешкольных мероприятиях должны предоставляться в условиях наименьшего ограничения (в наиболее приближенных к нормальной обстановке) в рамках диапазона, простирающегося от наиболее ограниченных (отдельные занятия) до наименее ограниченных (совместные занятия) условий. На рисунке 3. 1 схематически изображен диапазон возможных условий для совместных занятий спортом, основная идея применения которого заключается в создании благоприятных условий для максимально возможной интеграции инвалидов в занятия спортом. В этом разделе Winnick (1987) впервые публикует схему диапазона возможных условий и сопутствующий материал.

 


Рисунок 3. 1 - Диапазон условий для вовлечения инва­лидов в занятия спортом. Перепечатано с разрешения из Winnick J. P., 1987, An integration continuum for sport participation", Adapted Physical Activity Quarterly 4: 158.

 

Представленный диапазон условий включает возможности участия во внутришкольных и межшкольных программах, а также во внешкольных спортивно-досуговых программах. (В этой книге все это объединено под общим названием " занятия спортом". ) Спортсмен имеет множество вариантов для занятий профессиональным или адаптивным спортом. Занятия профессиональным спортом предполагают, что инвалид может соревноваться в данном виде спорта без каких-либо изменений правил. Адаптивный спорт предполагает, что спортсмен-инвалид занимается профессиональным спортом с помощью вспомогательных приспособлений (например, хоккей на санях) или с измененными правилами (поле меньшего размера, уменьшенные ворота, уменьшенное количество игроков для спортсменов больных церебральным параличом, которые играют в футбол) или занимается спортом, специально предназначенным для лиц с определенным видом инвалидности, таким, как квадрегби (спорт для квадриплегиков, которые передвигаются на инвалидных колясках) или гол - бол (игра для людей с нарушениями зрения). Подробную информацию о таких видах двигательной активности можно найти в главах 24—29.

Уровни диапазонов 1 и 2 являются преимущественно условиями занятий профессиональным спортом, которые отличает лишь необходимость приспособления. Такие занятия проходят в условиях интеграции. Инвалидам должны быть предоставлены равные возможности для прохождения квалификации и участия на всех уровнях. В качестве примера занятий спортом на уровне 1 можно привести спортсмена с отклонениями умственного развития, который занимается бегом на 800 м и выступает за спортивную команду своей школы, или спортсмена с ампутированной конечностью, играющего в местной молодежной команде по бейсболу (рис. 3. 2).

Рисунок 3. 2 — Лыжник с ампутированной конечностью на равных условиях выступает в обычных соревнованиях в составе своей школьной команды.

 

Согласно разделу 504, школы и организации должны предлагать занятия модифицированными или специальными видами спорта только в случаях, когда выполняются следующие требования (Department of Health, Education, and Welfare, 1977a; Winnick et al., 1980):

· спортивные программы и мероприятия осуществляются в надлежащих условиях, наиболее приближенных к нормальным;

· школьникам-инвалидам, прошедшим квалификацию, не может быть дан отказ в возможности участия в программах и мероприятиях, которые не являются модифицированными или проводятся отдельно для лиц с физическими и психическими нарушениями;

· школьники-инвалиды, прошедшие квалификацию, могут принимать участие в нескольких обычных программах или мероприятиях;

· школьники-инвалиды надлежащим образом размещены в специальных учреждениях, где они могут находиться постоянно.

Слабовидящий игрок в боулинг, который состязается со зрячими спортсменами с одним приспособлением — направляющими поручнями, представляет собой пример уровня 2. В качестве других примеров можно привести спортсмена с физическими нарушениями, который является членом школьной команды по бегу и выступает на инвалидной коляске (рис. 3. 3), либо слепого пловца, который соревнуется со здоровыми спортсменами и ему указывают постукиванием шеста, когда необходимо начинать

Рисунок 3. 3 - Пример интеграции на уровне 2 — спортсмены на инвалидных колясках соревнуются со здоровыми бегунами.

 

разворачиваться. Положения и постановления раздела 504 требуют, чтобы любое приспособление, используемое на уровне 2, было обоснованным и предоставляло спортсменам-инвалидам равные возможности для достижения таких же результатов, каких добиваются другие участники. В то же время они не должны давать несправедливого преимущества лицам с физическими или психическими нарушениями. Слепому игроку в боулинг направляющие поручни позволяют при отсутствии зрения ориентироваться в пространстве и определять направление на цель; для спортсмена-инвалида, выступающего в команде по бегу, инвалидная коляска является заменой ног. Поскольку правила соревнований остаются неизменными для всех участников и никто не получает никаких неоправданных преимуществ, эти приспособления обеспечивают занятия спортом.

Возможно, наиболее известная и противоречивая ситуация с модификациями занятий спортом на уровне 2 произошла, когда игрок в гольф Кейси Мартин весной 1998 г. был отстранен от участия в турнире Профессиональной ассоциации гольфа (Professional Golf Association, PGA). Мартин, у которого наблюдалось редко встречающееся нарушение кровообращения в сосудах ног, причинявшее боль при ходьбе, использовал карт для передвижения на поле во время игры в гольф. Профессиональная ассоциация гольфа (PGA) заявила, что использование карта является несправедливым преимуществом и в корне изменяет сущность игры. Верховный суд США постановил, что в соответствии с Законом об американцах-инвалидах (ADA) необходимо, чтобы PGA во время своих турниров позволила Мартину между ударами перемещаться на карте. Выражая мнение большинства, судья Джон Поль Стивене сказал, что разрешение Мартину использовать карт для гольфа не может рассматриваться как изменение, которое в корне меняет суть этого спорта. Раздел III Закона об американцах-инвалидах, прообразом которого послужил Раздел II Закона о гражданских правах США, запрещает дискриминацию на основе инвалидности в местах общественного пользования. Своими " однозначными формулировками он не позволяет Профессиональной ассоциации гольфа запретить Мартину равный доступ к своим турнирам из-за его инвалидности" (PGATourv. Martin, 532 U. S. 661, 2001).

К уровню 3 относятся занятия профессиональным и адаптивным спортом в условиях частичной или полной интеграции. Инвалиды соперничают или действуют совместно с другими участниками соревнований, включая здоровых спортсменов и инвалидов. Например, спортсмен, выступающий на инвалидной коляске (адаптивный спорт) может соревноваться со всеми участниками марафонского забега, здоровые спортсмены при этом бегут как обычно. В другом примере уровня 3 здоровый спортсмен и спортсмен-инвалид могут играть в парный теннис в качестве партнеров. Свободно передвигающемуся партнеру разрешается допускать один удар мяча об землю, перед тем как его отбить (профессиональный спорт), игроку на инвалидной коляске позволено допустить два удара (адаптивный спорт).

Программа Специальных Олимпиад " Объеди­ненный спорт" (Unified sports) является еще одним примером совместного участия в соревнованиях здоровых спортсменов и спортсменов с физическими и психическими нарушениями. Программа " Объединенный спорт", которая начала действовать в 1989 г., объединяет спортсменов с отклонениями умственного развития и их здоровых сверстников в одну команду для тренировок и соревнований. Спортсмены получают пользу, преодолевая физические и интеллектуальные препятствия в соревнованиях, организованных Специальными Олимпиадами или местными спортивными организациями. Использование правил и рекомендаций программы " Объединенный спорт", которые определяют принципы подбора спортсменов по возрасту и возможностям, гарантирует, что все спортсмены выполняют определенные значимые функции в команде. В настоящее время Специальные Олимпиады предлагают программу " Объединенный спорт" для всех летних и зимних видов спорта.

Уровень 3 включает также ситуации, когда спортсмены одну часть своего времени занимаются профессиональным спортом, а другую — адаптивным. Например, слепой спортсмен может участвовать в обычных соревнованиях по тяжелой атлетике и в соревнованиях адаптивного спорта по голболу. На уровне 3 инвалиды и здоровые спортсмены интегрируются и принимают участие в занятиях профессиональным спортом и адаптивным спортом, соответственно, либо спортсмены с физическими или психическими нарушениями часть времени занимаются адаптивным спортом, а часть — профессиональным.

На уровне 4 здоровые спортсмены и инвалиды участвуют в модифицированных версиях видов спорта. На этом уровне соревнование или взаимодействие должно включать здорового спортсмена и инвалида. В качестве примера можно привести игру в теннис, когда оба спортсмена — с физическими нарушениями и здоровый — используют инвалидные коляски для состязания со своими соперниками, которые также находятся в колясках.

На уровне 5 спортсмены-инвалиды занимаются адаптивным или профессиональным спортом отдельно от здоровых. Например, спортсмены с отклонениями умственного развития соревнуются друг с другом в программе Специальных Олимпиад, спортсмены с физическими нарушениями участвуют в соревнованиях по фехтованию, или две команды слепых подростков соперничают в местном турнире по голболу. Отделение Челленджер, созданное Малой баскетбольной лигой для спортсменов с физическими нарушениями, является еще одним примером занятий спортом на уровне 5. Это отделение предоставляет юношам и девушкам с физическими и психическими нарушениями возможности для эмоционального развития, а также удовольствие от игр в Малой баскетбольной лиге. Эта программа позволяет каждому ребенку, независимо от уровня способностей, принимать участие в организованной спортивной программе.

С концептуальной точки зрения диапазон условий для занятий спортом прежде всего основывается на степени интеграции (с партнером или соперником) и типе спорта. Особое внимание при этом уделено взаимосвязи или взаимодействию здоровых спортсменов и инвалидов — основному условию интеграции. В определенной степени этот диапазон отображает тяжесть функциональных нарушений и возможности для участия в состязаниях, однако в остальном он не столь сильно связан с этим аспектом. Это обусловлено тем, что характер инвалидности и физические возможности для занятий конкретным видом спорта являются более весомыми факторами по сравнению с тяжестью нарушений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...