Альтернативные стратегии. Оценочные категории
Альтернативные стратегии В последние годы стандартизованные стратегии тестирования все чаще становятся предметом критики. В числе их недостатков упоминают, что многие из навыков, оцениваемых в ходе комплексного тестирования, имеют малосущественное функциональное значение для учащихся (например, тест, в котором школьник должен коснуться кончика носа указательным пальцем, используемый в качестве показателя кинестетического анализатора, однако дети практически не используют этот навык в своей повседневной бытовой деятельности); стандартизованные тесты очень редко являются источником информации, необходимой для обучения (то есть, когда стандартизованная оценка показывает, что ученик по результатам теста относится к группе ниже среднего, она может не указывать прямо на причины такого результата); поскольку контролируемые условия проведения теста зачастую являются искусственными, неизвестно, в какой мере можно распространять их результаты на другие условия, например, если школьник хорошо подает волейбольный мяч, выбивая его в стену, насколько хорошо он будет его подавать в реальной игровой ситуации (Block, Lieberman, Connor-Kuntz, 1998). Сторонники альтернативных стратегий тестирования утверждают, что аутентичная оценка является подходом, который непосредственно связывает оценку с обучением (благодаря этому учитель может использовать его в повседневной практике) и осуществляется в естественных условиях. Этот подход предназначен для непосредственной оценки навыков, необходимых школьникам для успешного участия в занятиях двигательной активностью, и особое значение придает субъективной оценке путем наблюдения. С аутентичной оценкой ассоциированы четыре метода: оценочные категории, анализ заданий, функциональная оценка и портфолио учащихся.
Оценочные категории Как метод оценки функциональных показателей учащихся оценочные категории приобретают все большую популярность. Оценочные категории предлагают учителю алгоритм сравнения показателей ученика с одним из уровней проявления анализируемых качеств с помощью комплекса критериев (разновидность критериально-ориентированных стандартов). Одним из явных преимуществ тестирования и оценки с использованием оценочных категорий является то, что ученики точно знают, что и как им необходимо делать для достижения высшего результата. В частности наибольшая оценка выставляется за верхнюю подачу. Поскольку даже плохо выполненная верхняя подача оценивается выше хорошей нижней, учащиеся понимают, что именно им необходимо тренировать и могут соответствующим образом анализировать свои (а также своих одноклассников) действия при подаче мяча. Подачу мяча в волейболе можно оценивать с использованием оценочных категорий во время реальной игры. Следовательно, процедура оценки осуществляется в естественных условиях и практически не оказывает влияния на поведение учеников. Кроме того, категории легко видоизменять с помощью использования дополнений и уточнений, а также анализа категорий (Block, Lieberman, Connor-Kuntz, 1998). Например, для учеников, в совершенстве овладевших техникой игры в волейбол, можно расширить категории, включив в них характеристики положения тела при выполнении удара или характера полета мяча, либо дополнив их выполнением приема " подача в прыжке". Для учеников с низкими показателями категории могут включать использование более легкого мяча, установленной ниже обычного уровня сетки, подачу мяча с более близкого расстояния либо увеличив количество критериев оценки для нижней подачи. Когда причины, не позволяющие ученику повысить свои показатели, остаются неясными, может оказаться полезным анализ отдельных аспектов выполнения приема на этом уровне. Например, если ученик не может преодолеть отметку 4 из-за того что ему не удается подавать мяч однотипно, для улучшения техники можно обратить внимание на особенности выполнения подачи.
В условиях адаптивного физического воспитания оценки, выставленные с применением оценочных категорий, прекрасно поддаются интерпретации при разработке индивидуальных программ обучения (IEP) (см. главу 5) и в ходе индивидуального обучения. Например, если текущая оценка выполнения учеником подачи мяча соответствует 3, то критерии, ассоциированные с оценкой 4 (а именно, мяч в большинстве случаев не вылетает за пределы поля, более однообразное подбрасывание мяча над плечом подающей руки, фиксированное положение кисти при ударе), вполне могут послужить основой для формулировки задания (заданий). Одним из ключевых условий применения оценочных категорий в стратегии тестирования и оценки является определение критериев, ассоциированных с каждым уровнем показателей. Подробные объяснения помогут устранить субъективность, связанную с альтернативным оцениванием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|