Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критериально-ориентированный подход




Критериально-ориентированный подход

В то время как нормативно-ориентированный подход в качестве исходной точки обычно отталкивается от показателей теоретического " среднего" учащегося определенного возраста, критериально-ориентированная оценка позволяет охарактеризовать уровень овладения оцениваемыми навыками или способностями. Используемые в данном случае оценочные шкалы представляют собой допустимый уровень результатов выполнения тестов в вопросах, которые определяются на основании мнения специалистов, данных исследований, логики, практического опыта и других средств. Например, Американский Красный Крест применяет критериально-ориентированные тесты для сертификации спасателей. Претенденты на получение сертификата должны показать необходимый уровень владения навыками спасения на воде.

Нормативно-ориентированные оценки предполагают сравнение результатов тестирования учащихся с нормативными данными, тогда как в критериально-ориентированной оценке этого нет. Если бы требования для сертификации спасателей Красного Креста были нормативно-ориентированными, ситуация могла бы выглядеть так, что " верхние" 25 % занимающихся прошли бы сертификацию, а " нижние" 25 % не имели бы навыков и умений, достаточных для спасения на воде. В случае критериально-ориентированной оценки теоретически возможна ситуация, что все занимающиеся в группе могут пройти или не пройти сертификацию. Сертификация зависит от того, насколько умения и навыки занимающегося удовлетворяют предъявленным требованиям, но не имеет никакого отношения к сравнению занимающихся между собой. Таким образом, критериально-ориентированная оценка позволяет сделать вывод о компетентности, а также заключения следующего рода: " Показатели толщины кожных складок Грейси попадают в зону нормального физического состояния", " У Джо проявляются сформированные навыки ловли мяча" и " Луиза не способна подняться на инвалидной коляске по стандартной рампе вверх".

В последнее время в физическом воспитании большое внимание уделяют разработке критериально-ориентированных тестов. Хорошим примером системы таких тестов является Fitnessgram (Cooper Institute for Aerobics Research, 1999a). Критерии, применяемые в Fitnessgram, характеризуют уровень показателей, который предположительно необходим для достижения целей, имеющих отношение к хорошему здоровью и нормальному функциональному состоянию. Для каждого оцениваемого показателя (табл. 4. 1) представлены нормативы для зоны " нормального физического состояния" в зависимости от пола и возраста (от 5 до 17 лет и больше). Зона нормального физического состояния характеризуется нижней и верхней границами. Следует стремиться к тому, чтобы все ученики достигли, по меньшей мере, показателей нижней границы. Вместе с тем превышению верхней границы не придается большого значения, поскольку для выполнения целей, связанных с поддержанием нормального здоровья, вполне достаточно просто оставаться в пределах зоны нормального физического состояния. Как показывает пример системы Fitnessgram, критериально-ориентированные оценки могут быть использованы для стандартизованных тестов. Кроме того, их применяют также и в некоторых из альтернативных подходов, о чем далее будет рассказано в этой главе.

 

Стандартизованные стратегии

Как правило, стандартизованные стратегии предполагают тестирование учащихся с использованием установленного порядка в контролируемых условиях. Учеников, имеющих сходные показатели, тестируют однотипно в практически одинаковых условиях. Благодаря контролю или стандартизации условий проведения тестов исследователи надеются повысить надежность и достоверность (включая и объективность) тестов. Стандартизованное тестирование часто используют, когда необходимо выяснить, наблюдается ли у учащегося ощутимое улучшение навыков или показателей физического состояния по сравнению с другими такими же школьниками либо по сравнению с уровнем должных показателей для учащихся с такими же характеристиками (возраст, пол, наличие определенного типа инвалидности). Некоторые из множества существующих на сегодняшний день стандартизованных тестов физической подготовленности, развития двигательных качеств и спортивных навыков будут описаны в этой главе далее.

 

 

Таблица 4. 1 – Показатели, используемые в системе оценки Fitnessgram и Брокпортского теста физической подготовленности (Brockport physical fitness test, BPFT), сгруппированные по компонентам физической подготовленности

Fitnessgram BPFT
Аэробная работоспособность PACER Бег на 1 милю (1, 609 км) Ходьба на 1 милю с максимальной скоростью Аэробная функция PACER (Progressive Aerobic cardiovascular Endurance Run) – прогрессивный челночный бег (20 м и 16 м) Бег на 1 милю (1, 609 км) Target aerobic movement test, TAMT – специальный аэробный тест для инвалидов для оценки аэробной выносливости  
Мышечная сила, выносливость и гибкость Скелетно-мышечная функция
Сгибание туловища из положения лежа на спине Поднимание туловища из положения лежа на животе Отжимания в упор лежа в заданном темпе Модифицированный тест «отжимания в упор лежа» Подтягивание на перекладине Вис на перекладине на согнутых руках Наклон вперед из положения сидя с одной ногой, согнутой в колене (Back-saver sit-and rich test) Ст на гибкость плечевого пояса Поднимание коленей к груди в положении лежа на спине Отжимание в положение сидя Перемещение/ходьба 40 м Подъем в коляске по наклонной поверхности Отжимания Модифицированные подтягивания Жим гантелей Жим на скамье Сила хвата ведущей руки Вис на согнутых руках Поднимание туловища Сгибание туловища из положения лежа на спине Модифицированный тест Apley на гибкость плечевого пояса Модифицированный тест Thomas Наклон вперед из положения сидя (с одной ногой, согнутой в колене)
Состав тела Состав тела
Состав тела (толщина кожных складок на трицепсе и на икрах) Индекс массы тела Толщина кожных складок (трицепс и икры; трицепс и под лопаткой; только трицепс) Индекс массы тела

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...