Критериально-ориентированный подход
Критериально-ориентированный подход В то время как нормативно-ориентированный подход в качестве исходной точки обычно отталкивается от показателей теоретического " среднего" учащегося определенного возраста, критериально-ориентированная оценка позволяет охарактеризовать уровень овладения оцениваемыми навыками или способностями. Используемые в данном случае оценочные шкалы представляют собой допустимый уровень результатов выполнения тестов в вопросах, которые определяются на основании мнения специалистов, данных исследований, логики, практического опыта и других средств. Например, Американский Красный Крест применяет критериально-ориентированные тесты для сертификации спасателей. Претенденты на получение сертификата должны показать необходимый уровень владения навыками спасения на воде. Нормативно-ориентированные оценки предполагают сравнение результатов тестирования учащихся с нормативными данными, тогда как в критериально-ориентированной оценке этого нет. Если бы требования для сертификации спасателей Красного Креста были нормативно-ориентированными, ситуация могла бы выглядеть так, что " верхние" 25 % занимающихся прошли бы сертификацию, а " нижние" 25 % не имели бы навыков и умений, достаточных для спасения на воде. В случае критериально-ориентированной оценки теоретически возможна ситуация, что все занимающиеся в группе могут пройти или не пройти сертификацию. Сертификация зависит от того, насколько умения и навыки занимающегося удовлетворяют предъявленным требованиям, но не имеет никакого отношения к сравнению занимающихся между собой. Таким образом, критериально-ориентированная оценка позволяет сделать вывод о компетентности, а также заключения следующего рода: " Показатели толщины кожных складок Грейси попадают в зону нормального физического состояния", " У Джо проявляются сформированные навыки ловли мяча" и " Луиза не способна подняться на инвалидной коляске по стандартной рампе вверх".
В последнее время в физическом воспитании большое внимание уделяют разработке критериально-ориентированных тестов. Хорошим примером системы таких тестов является Fitnessgram (Cooper Institute for Aerobics Research, 1999a). Критерии, применяемые в Fitnessgram, характеризуют уровень показателей, который предположительно необходим для достижения целей, имеющих отношение к хорошему здоровью и нормальному функциональному состоянию. Для каждого оцениваемого показателя (табл. 4. 1) представлены нормативы для зоны " нормального физического состояния" в зависимости от пола и возраста (от 5 до 17 лет и больше). Зона нормального физического состояния характеризуется нижней и верхней границами. Следует стремиться к тому, чтобы все ученики достигли, по меньшей мере, показателей нижней границы. Вместе с тем превышению верхней границы не придается большого значения, поскольку для выполнения целей, связанных с поддержанием нормального здоровья, вполне достаточно просто оставаться в пределах зоны нормального физического состояния. Как показывает пример системы Fitnessgram, критериально-ориентированные оценки могут быть использованы для стандартизованных тестов. Кроме того, их применяют также и в некоторых из альтернативных подходов, о чем далее будет рассказано в этой главе.
Стандартизованные стратегии Как правило, стандартизованные стратегии предполагают тестирование учащихся с использованием установленного порядка в контролируемых условиях. Учеников, имеющих сходные показатели, тестируют однотипно в практически одинаковых условиях. Благодаря контролю или стандартизации условий проведения тестов исследователи надеются повысить надежность и достоверность (включая и объективность) тестов. Стандартизованное тестирование часто используют, когда необходимо выяснить, наблюдается ли у учащегося ощутимое улучшение навыков или показателей физического состояния по сравнению с другими такими же школьниками либо по сравнению с уровнем должных показателей для учащихся с такими же характеристиками (возраст, пол, наличие определенного типа инвалидности). Некоторые из множества существующих на сегодняшний день стандартизованных тестов физической подготовленности, развития двигательных качеств и спортивных навыков будут описаны в этой главе далее.
Таблица 4. 1 – Показатели, используемые в системе оценки Fitnessgram и Брокпортского теста физической подготовленности (Brockport physical fitness test, BPFT), сгруппированные по компонентам физической подготовленности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|