Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ заданий




Процесс анализа заданий предполагает расчленение навыков или движений на составляющие части и анализ их последовательности (от простого к сложному либо в хронологическом порядке). В специальной литературе описаны многие способы выполнения такого анализа. Независимо от применяемого типа анализа заданий, ценность этого подхода заключается в том, что после того как сложные навыки или движения представлены в виде некоторого количества их более простых для выполнения элементов учитель получает как средство оценки, так и стратегию для обучения. С помощью анализа заданий учитель может определить элементы навыка или движения, которые учащийся способен выполнить (компонент, который относится к процедуре оценки и показывает уровень овладения навыком или движением), и те, которые он выполнить не может (компонент, который относится к обучению и определяет цели для будущих учебных занятий).

В этой книге мы будем использовать термины " традиционный подход к анализу заданий", " экологический подход к анализу заданий" и " биомеханический подход к анализу заданий" для описания разных способов применения данного метода. Традиционный подход к анализу заданий включает определение последовательности подготовительных мероприятий, расположенных в порядке возрастания их сложности, заключительным и наиболее сложным шагом, которой является обучение навыку или движению в целом. В случае использования экологического подхода к анализу заданий не только выполняется анализ навыков и движений, но также предпринимается попытка учета индивидуальных особенностей и предпочтений учащихся, а также возможных внешних факторов, которые могут повлиять на реализацию навыка или выполнение движения. Традиционный анализ заданий будет обсуждаться в главе 7 (с примерами), однако хотим напомнить читателю, что этот метод (равно как и другие подходы, связанные с анализом заданий) может применяться и для оценки и для обучения (путем определения элементов задания, которые учащийся может или не может выполнить).

Термин " биомеханический подход к анализу заданий" (в используемом здесь смысле) включает определение биомеханических элементов или " основных моментов" выполнения задания (обычно в хронологической последовательности) таким образом, что в итоге получается описание " идеализированного" выполнения. Например, биомеханический анализ задания для удара справа в теннисе может включать следующие элементы или основные моменты.

· Во время выполнения удара постоянно удерживать мяч в поле зрения.

· Быстро перемещаться к мячу, используя правильную технику движения ног.

· Расположить тело так, чтобы бедра и плечи были перпендикулярны сетке, ноги согнуты в коленях.

· Ракетку отвести назад на уровне пояса, удерживать ее параллельно земле.

· Расположенная сзади нога отрывает ступню от земли; в момент удара происходит перемещение общего центра массы (ОЦМ) тела с разворотом бедер и плеч.

· Мяч в момент удара находится впереди на уровне бедер.

· Кисть во время удара зафиксирована в запястье.

· Противоположная рука отведена в сторону для поддержания равновесия.

· Рука с ракеткой продолжает движение по инерции и останавливается примерно на уровне или выше противоположного плеча.

С помощью такого анализа можно провести оценку способности учащегося выполнять удар справа в естественной обстановке (то есть во время игры в теннис). Ученики, которые не получают зачета по каждому пункту этого списка, знают на что им необходимо обратить внимание.

Вместе с тем биомеханический (и другие) подходы к анализу заданий подвергаются критике по двум основным причинам (Davis, Barton, 1991): 1) они прекрасно подходят для описания элементов задания, однако не позволяют учитывать возможности (или ограничения) ученика, 2) они могут не принимать в расчет влияния существенных внешних факторов на выполнение задания. Точка зрения, согласно которой задание, индивидуум и окружающая среда должны рассматриваться в комплексе при рассмотрении, описании и оценке движений человека, согласуются с современными теоретическими воззрениями (см. главу 19). Например, один учащийся-инвалид сможет выполнять все элементы технического приема игры в теннис; другому для этого понадобится изменение внешних факторов, связанных с выполнением такого задания (мяч большего размера, облегченные ракетки и др. ); а третий способен все это проделать только при условии видоизменения отдельных элементов задания (в том числе удаления одних и добавления других элементов). К числу внешних факторов, которыми учитель может манипулировать в теннисе, можно отнести размер корта, тип используемых ракеток, тип мяча и способ, которым мяч попадает к ученику — выбивается, подбрасывается или помещается на подставку для удара (к остальным внешним факторам относятся погодные условия и тип покрытия корта, однако они не поддаются контролю учителя). Элементы задания следует видоизменять так, чтобы это предоставило ученику максимальные шансы для успешного выполнения задания, иными словами, для максимального приближения к идеализированному выполнению задания данным учеником.

На рисунке 4. 2 представлен пример того, как можно расширить биомеханический анализ заданий применительно к оценке удара справа для учета при проведении анализа факторов внешней среды. В этом случае оценочный лист печатается со стандартными элементами удара справа, кроме того, на странице остается еще пустое место для записи информации о модифицированных элементах, необходимых для выполнения задания данным учеником. В нем упоминаются также некоторые основные внешние факторы, которые могут быть учтены в ходе анализа. В приведенном примере некоторые элементы задания были видоизменены для ученика, пользующегося инвалидной коляской и хорошо владеющего верхней частью тела. Предполагается, что видоизмененные элементы наряду с оставшимися исходными представляют собой хорошую технику выполнения этого приема на инвалидной коляске. Оценка направлена на выяснение того, какие элементы задания учащийся может выполнить и при наличии каких внешних условий. Таким образом, учитель вписывает любые необходимые изменения в исходный список элементов, описывает (отмечая наличие определенных факторов) внешние условия во время проведения тестирования и оценивает (снова отмечая соответствующие пункты) способность ученика выполнить те или иные элементы (видоизмененные в соответствии с необходимостью). Окончательной целью для ученика в данном случае может быть демонстрация всех элементов задания во время реальной игры в теннис на стандартном корте со стандартной или юношеской (в зависимости от возраста) ракеткой и обычным мячом по установленным для всех правилам (которые могут включать правило, допускающее два касания мяча об землю до отбивания на сторону соперника). Конечно, на начальных этапах обучения ученик может оказаться неспособным выполнить все элементы задания либо для их выполнения ему может потребоваться изменение внешних факторов. Действительно, возможность выбора видоизменений элементов задания, предложенная ученику, прекрасно подходит для начала занятий. Наряду с этим, данная разновидность анализа заданий может быть использована для регулярной оценки показателей школьников и обеспечивает учителя и ученика информацией, необходимой для повышения эффективности дальнейшего обучения.

На рисунке 4. 2 представлен пример того, как биомеханический анализ может быть расширен для повышения его эффективности (как в качестве средства оценки, так и в роли стратегии обучения) благодаря комплексному рассмотрению показателей ученика и факторов внешней среды в ходе анализа выполнения задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...