Психологическое тестирование. Критерии оценки эмоциональной сферы. Соблюдение правил поведения (этикет). Общение с тренером (учителем)
Психологическое тестирование Школьники-инвалиды, независимо от наличия особых потребностей в психомоторной сфере, могут находиться в более ограниченных условиях физического воспитания, если они обладают особыми потребностями в эмоциональной сфере. Эмоциональная (или социоэмоциональная) сфера достаточно широка и включает среди прочих такие элементы, как отношение к окружающей действительности, интересы, ценности, убеждения и индивидуальные особенности, однако наибольшее внимание в школе уделяется социальному поведению. Для физического воспитания особое значение имеют способность и стремление выполнять указания, умение уступать другим, когда требуется, уважать других, вести себя достойно и проявлять спортивное благородство. Хотя учителя физического воспитания, несомненно, могут осуществлять наблюдение за поведением учеников в условиях занятий физического воспитания, вероятность применения ими каких-либо стандартизованных тестов определения особых потребностей в эмоциональной сфере крайне невелика. Психологическое тестирование, которое обычно проводит школьный психолог, может включать применение таких тестов, как Вайнлендская шкала социальной зрелости (Vineland Social Maturity Scale) или Система оценки детского поведения (Behavior Assessment System for Children). Учителя физического воспитания с большей вероятностью будут оценивать поведение в аутентичном контексте и исходя из этого создавать свои оценочные категории, контрольные листы, анализы заданий или оценочные шкалы для характеристики поведения. В качестве примера можно привести рекомендуемую Gallo (2003) рейтинговую шкалу для оценки показателей эмоционального домена, которая была разработана группой преподавателей физического воспитания (рис. 4. 4).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Соблюдение правил поведения (этикет) · Уважает личное пространство и границы других людей · Соблюдает динамику активности · Соответствует нормам поведения в спорте Порядочность · В игре ведет себя честно · Воспринимает поражения и не жалуется · Воспринимает победы и не торжествует Общение со сверстниками · Поощряет других · Признает возможность существования другого индивидуального уровня навыков · Помогает другим добиться личного успеха · Пользуется техникой активного выслушивания, употребляет позитивные слова и жесты уважительно Общение с тренером (учителем) · Пользуется техникой активного выслушивания, употребляет позитивные слова и жесты уважительно · Позитивно воспринимает подсказки тренера · Восприимчив к обучению, стремится найти объяснение · Проявляет настойчивость в выполнении поставленных заданий Каждая из этих четырех категорий оценивается на основании ряда наблюдений следующим образом: ХОР (хорошо) — поведение всегда соответствует критериям оценки УД (удовлетворительно) — требует совершенствования, поведение иногда соответствует критериям оценки НЕУД (неудовлетворительно) — поведение не соответствует критериям оценки Перепечатано с разрешения из апрельского номера журнала Journal of Physical Education, Recreation and Dance, публикация Американского альянса здоровья, физического воспитания, рекреации и танцев (AAHPERD), 1900 Association Dr., Reston, VA 20191 (www. aahperd. org). Рисунок 4. 4 — Пример рейтинговой шкалы для психологического тестирования
Формирование основы для обучения Тестирование и оценка не утрачивают своего значения и после того, как для ученика определена подходящая программа физического воспитания. Затем возникает необходимость тщательного контроля за достижением целей и выполнения задач, поставленных перед школьником. Как уже отмечалось, для этого можно разрабатывать и использовать альтернативные тесты. Например, учащиеся могут выполнять работы (индивидуально в парах или совместно с учителем) с таблица или картами заданий, включающими оценочные категории или анализ заданий для конкретного вида двигательной активности. Учителя помогают учащимся придумать в качестве упражнения образ поведения, способствующий обучению, о чем свидетельствует высокий уровень оценок с использованием оценочных категорий либо обнаружен при проведении анализа заданий отсутствовавших ранее приемов. Изучаемые в учебных ситуациях навыки необходимо переносить в естественные условия, например в повседневную бытовую активность, подвижные игры или занятия спортом.
В конце выполнения учебной программы и модуля учитель должен провести заключительное тестирование для определения " выпускных способностей" учащегося. В некоторых случаях основании такого заключительного тестирования выносится решение о выполнении пройденного курса. В любом случае следует производить оценку успеваемости ученика с точки зрения выполнения поставленных перед ним целей и задач. Для непрерывного обучения Melograno (1996) предложил форму оценки успеваемости, в которой цели, поставленные перед учеником, представлены в виде контрольного списка, где учителя напротив каждой цели могут ставить отметки " выполнено", " требует улучшения", " в процессе выполнения". Для оценки способностей ученика после завершения выполнения учебного курса или модуля могут быть также использованы итоговые оценки работ из его портфолио. Некоторые учителя награждают своих учеников на основании результатов итогового тестирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|