Характеристика речи детей пяти лет в норме и патологии
Стр 1 из 21Следующая ⇒ Введение Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. Содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, с учетом современных подходов к коррекционно-образовательному процессу, включает основные цели и задачи, определяющие «образовательную стратегию»: формирование языковых умений и навыков, развитие речемыслительной деятельности, обобщенных представлений о языковых единицах и особенностях их функционирования, формирование сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, совершенствование коммуникативных умений, практическое употребление различных частей речи. Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения (обогащение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, интонационного оформления речи). Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Результатом поиска путей решения проблемы и является данное программно-методическое пособие. Коррекцию речевого недоразвития детей в нем предлагается вести по направлениям: • развитие лексико-грамматических средств языка; • развитие связной речи. Наибольшую трудность в практике вызывает организация совместной работы воспитателя и учителя-логопеда по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи с учетом образовательных потребностей детей. При составлении данного пособия авторы ставили перед собой цель: дать такую систему совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя, которая помогла бы преодолеть речевое недоразвитие, способствовала развитию психических процессов, обеспечивающих речевую деятельность и восполнение пробелов в речевой практике детей. Программно-методическое пособие носит коррекционно-развивающий характер. Оно предназначено для обучения и воспитания детей шестого года жизни (первый год обучения) со 2-м, 3-м уровнем речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на два года. Теоретической и методологической основой программно-методического пособия являются: положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования общих закономерностей развития детской речи в норме и в условиях ее нарушения, проведенные А.Н. Гвоздевым, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Содержание программно-методического пособия определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Система обучения детей строится на основе психолого-педагогического подхода, ведущим положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами (цели, мотивы речевого действия и средства). Особенностью речевой деятельности дошкольников является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность. Вот почему предлагаемое программно-методическое пособие уделяет большое внимание работе воспитателя по использованию игровой, трудовой, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), самообслуживания, ознакомления детей с предметами реального мира с целью формирования у ребенка потребности в овладении речью. Немалое место в пособии занимают также материалы по развитию речи детей в единстве с задачами всестороннего развития ребенка, формированию коммуникативных возможностей, развитию его мыслительных процессов. Разделяя тезис о том, что «система специального обучения должна опираться не только на закономерности формирования речи в норме, но и на своеобразие речевой деятельности при ее патологии», авторы сочли необходимым включить в пособие как условный эталон развития речи ребенка пяти лет в норме, так и сопоставительный анализ речевых навыков на различных уровнях своеобразного их развития. Наличие этого материала позволит специалистам учитывать индивидуальные особенности детей, правильно строить свою работу, отмечать ее динамику, видеть перспективу и осуществлять правильность подбора программного материала, что в целом будет способствовать качественному улучшению работы учителя-логопеда и воспитателя. Содержание обучения, предложенное авторами, строится по тематическому принципу распределения материала, позволяющему организовать тесную связь учителя-логопеда и воспитателя в определении конкретного содержания обучения, в выборе форм и методов логопедического и педагогического воздействия, в актуализации единых речевых средств в процессе различных видов деятельности и прогнозировании вербального развития.
Программно-методические пособие содержит: • годовую, разверстку лексико-тематических циклов; • распределение по периодам обучения основных проблемных блоков (формирование и развитие грамматического строя • определение конкретных задач коррекционного обучения детей; • примерный режим дня, расписание занятий и др.; • полное содержание работы воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи детей; • тематику продуктивных видов деятельности на учебный год; • рекомендации по использованию речевых игр в коррекционной работе; • тексты и источники художественной литературы для детей по тематическим циклам.
Пособие снабжено практическими Приложениями. Среди них:
• рекомендации по педагогическому обследованию детей воспитателем и формы заполнения протоколов обследования; • приемы логопедического обследования детей и образец заполнения речевой карты ребенка с ОНР; • примеры логопедических занятий и др. Подобная организация материала окажет помощь практическим работникам в осуществлении взаимосвязи и обеспечении коррекционной направленности обучения, что предполагает: • создание оптимальных условий, способствующих преодолению речевого недоразвития и отклонений в нервно-психическом развитии детей (коррекционно-развивающая среда • формирование у дошкольников общего и речевого поведения с учетом их возраста (умение управлять собой, выполнять установленные в группе правила, преодоление замкнутости,
• развитие психических процессов (внимание и его объем, устойчивость, распределение, переключение; вербальная память, словесно-логическое мышление, способность к анализу, • развитие общей и мелкой моторики путем максимального использования предметно-практической деятельности детей; • осуществление связи с детским психиатром, невропатологом и другими специалистами детской поликлиники в целях построения особой образовательной среды; • включение родителей в процесс реабилитации. Важным параметром обучения и воспитания детей с ОНР (первый год обучения) является личностно ориентированный подход. Все это предполагает творческую педагогическую инициативу. Программно-методическое пособие адресовано учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп. Оно может быть полезно учителям-дефектологам, практическим психологам, социальным педагогам, специалистам ПМПК, студентам вузов, педагогических училищ, родителям. Авторы рассчитывают, что пособие позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР (первый год обучения) в дошкольном учреждении, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
Раздел I ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ Условный эталон возрастной нормы развития речи детей пяти лет В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 года 6 месяцев — 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка невозможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме. И.С. Жукова, Е.М. Мастюко&а. Преодоление общего недоразвития речи
у школьников О целесообразности использования в работе логопеда условного эталона возрастной нормы детской речи говорят многие. Логопедов-практиков интересуют несколько аспектов условного эталона возрастной нормы развития детской речи: * линейная логика овладения родным языком; • качественная и количественная характеристики структурных компонентов языковой системы; • кульминационный процесс речевого высказывания — умение ребенка строить предложения различной структуры; • связная речь — главный показатель уровня развития детской речи. Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление:— лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ. При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик: • крики — возникают самостоятельно, без побуждения со стороны взрослых — с момента рождения до 2 мес.; • гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 мес.; • лепет — стихийно также не возникает, его появление обусловлено эмоционально-личностным общением малыша со взрослым — с 5-6 до 12-14 мес.; • слова — переход к пользованию словами осуществляется постепенно на фоне продолжающегося лепета - с 11— 12 мес.; • словосочетания — появляются после усвоения двусложных и трехсложных слов — с 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.; • предложения — ребенок начинает конструировать их в условиях наглядной ситуации с 2 лет; с 2 лет 6 мес. Появляются вопросы где? куда?; с 3 лет — вопросы почему? когда?; • связный рассказ — появляется с воспроизведения коротких рассказов, стихов, потешек.— с 3 лет; постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушке — с 4 лет; овладение элементами контекстной речи — с 5 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|