обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
2. Объединение простых предложений в короткий рассказ.
5. Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).
1.Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? Куда? откуда? когда? почему? зачем?
2. Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.
3. Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.
5. Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:
• вставить пропущенное звено;
• по цепочке.
6. Составление рассказов из деформированного текста в три- четыре предложения (нарушена последовательность событий).
7. Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.
8. Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию (придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими довольно высокий уровень развития связной речи.
Лексический материал по тематическим циклам
Примерный лексический материал соответствует условной возрастной норме (для детей 5-6 лет) и программным требованиям детского сада общего типа. Для удобства он сконцентрирован по тематическим циклам, включает предметный словарь (имен существительных), словарь действий (глаголов) и признаков (имен прилагательных, наречий), разграничен на активный и пассивный (для перспективы и на второй год обучения) и рекомендуется для использования в образовательно-воспитательно-коррекционной работе с детьми, у которых страдает лексико-грамматическая сторона речи. Данный материал может несколько изменяться логопедом с учетом возможностей детей группы. В начале каждой темы характеризуется основное направление работы со словом, что должно помочь воспитателю и логопеду установить еще более тесную взаимосвязь в своей деятельности.
Тема: «НАШЕ ТЕЛО»
Знать, уметь, показывать и называть основные части тела (на себе, на другом ребенке, на кукле).
Знать, что глазами видим, глядим, смотрим; ушами слышим, слушаем; носом дышим, нюхаем; руками трогаем, берем, даем и т.д.; ногами ходим, бегаем и т.д.
Выполнять (по возможности проговаривать) инструкции: подними — опусти руку, ногу, голову; открой — закрой глаза, рот.
Знать основные признаки осени: похолодание; изменение цвета травы, листьев на деревьях; листопад; тучи на небе; птицы улетают в теплые края; день убывает; фермеры убирают урожай овощей и фруктов.
Знать, что овощи растут в огороде на грядках; называть и показывать основные овощи, знать их сходство и различие. Овощи полезны, в них много витаминов; из овощей готовят суп, салат, их на зиму сушат, солят.
Знать название и назначение основных видов одежды и обуви, показывать и называть части одежды. Знать, из чего, кем и где шьется одежда, как ухаживать за одеждой.
Уметь ориентироваться в доме. Знать и называть расположение его частей. Уметь считать этажи, называть, кто на каком этаже живет. Знать, кто и из чего строит дома.
Активный словарь
Пассивный словарь
Имена существительные
дом, крыша, стена, труба, пол, потолок, балкон, окно, дверь, подъезд, крыльцо, лестница, ступенька, лифт, этаж, квартира, комната, кухня, вход, выход, звонок, замок, ключ, избушка, изба, рама, подвал, чердак, прихожая, ванная, туалет, коридор, детский сад, ясли, школа, магазин, аптека. Больница, театр, кинотеатр, цирк, поликлиника, фабрика, завод, строитель
Знать, кто и из чего готовит пищу в детском саду. Продукты повару выдает завхоз. Продукты взвешиваются на весах. Знать, в чем и на чем готовят пищу (в больших кастрюлях, на больших сковородах). Знать, что дети обычно едят на завтрак, обед, полдник, ужин.