Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Развитие разговорно-описательной речи





1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Формирование диалогической речи:

а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови',

б) ответы на вопросы логопеда:

• отрицательным или утвердительным словом;

• одним словом или словосочетанием;

• простым нераспространенным предложением;

• простым распространенным предложением;

обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); само­стоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.

2. Объединение простых предложений в короткий рассказ.

3. Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.

4. Составление коротких рассказов-описаний предмета (эле­ментарных).

5. Обучение пересказу художественных текстов (ребенок встав­ляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1.Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).

2. Речевое обозначение выполненных заданий.

3. Совершенствование разговорной речи, умения вести неслож­ный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?}.

4. Овладение элементарными формами описательной речи, обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой группы, разных родовых групп.

5. Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.

6. Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирова­ние умения объединять отдельные высказывания в связное сооб­щение.

7. Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.

8. Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.

9. Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.

3-й период (апрель, май, июнь)

1.Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? Куда? откуда? когда? почему? зачем?



2. Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуа­ции и сюжетной картинки.

3. Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.

4. Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая инто­национно-смысловую выразительность.

5. Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по зада­ниям:

• вставить пропущенное звено;

• по цепочке.

6. Составление рассказов из деформированного текста в три- четыре предложения (нарушена последовательность событий).

7. Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.

8. Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию (придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими довольно высокий уровень развития связной речи.

Лексический материал по тематическим циклам

Примерный лексический материал соответствует условной воз­растной норме (для детей 5-6 лет) и программным требованиям детского сада общего типа. Для удобства он сконцентрирован по тематическим циклам, включает предметный словарь (имен су­ществительных), словарь действий (глаголов) и признаков (имен прилагательных, наречий), разграничен на активный и пассивный (для перспективы и на второй год обучения) и рекомендуется для использования в образовательно-воспитательно-коррекционной работе с детьми, у которых страдает лексико-грамматическая сто­рона речи. Данный материал может несколько изменяться лого­педом с учетом возможностей детей группы. В начале каждой темы характеризуется основное направление работы со словом, что должно помочь воспитателю и логопеду установить еще более тес­ную взаимосвязь в своей деятельности.

Тема: «НАШЕ ТЕЛО»

Знать, уметь, показывать и называть основные части тела (на себе, на другом ребенке, на кукле).

Знать, что глазами видим, глядим, смотрим; ушами слышим, слушаем; носом дышим, нюхаем; руками трогаем, берем, даем и т.д.; ногами ходим, бегаем и т.д.

Выполнять (по возможности проговаривать) инструкции: подними — опусти руку, ногу, голову; открой — закрой глаза, рот.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
голова, шея, рука, нога, лицо, затылок, ухо – уши, волос – волосы, лоб, глаз – глаза, бровь, щека, нос, рот, губа – губы, зуб – зубы, язык, плечо, локоть, палец, кулак, ладонь, ноготь, колено, пятка, живот, спина. туловище, подбородок, ресницы, ноздри, стопа, грудь, затылок  
Глаголы:
Думать, слушать, поднимать, опускать, брать, давать, трогать, закрывать, открывать, нюхать, дышать, кусать, говорить, хлопать, стоять, сидеть, ходить, бегать прислушиваться, переходить, перепрыгивать
Имена прилагательные
левый, правый, верхний, нижний крупный, мелкий.
Наречия:
вперед, назад, вверх, вниз влево, вправо, слева, справа, налево, направо

Тема: «ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА ТЕЛОМ»

Знать, для чего и как надо ухаживать за своим телом. Показывать и называть основные предметы туалета, как ими пользоваться.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
Мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста, зубной порошок, мочалка, губка, расчёска, духи, душ, ванна, шампунь, ножницы, носовой платок Одеколон, корыто, ушат, лохань, грязнуля
Глаголы:
Мыть – мыться, умывать – умываться, вытирать – вытираться, купать – купаться, обливать – обливаться, расчёсывать – расчёсываться, причёсывать – причёсываться, подстригать, смывать, намыливать ухаживать
Имена прилагательные
Чистый, грязный, здоровый, больной, красивый, мокрый, сухой, длинный, короткий, лохматый, холодный, горячий, тёплый аккуратный
Наречия:
Чисто, грязно, хорошо, плохо Приятно. неприятно

Тема: «ОСЕНЬ»

Знать основные признаки осени: похолодание; изменение цвета травы, листьев на деревьях; листопад; тучи на небе; птицы улетают в теплые края; день убывает; фермеры убирают урожай овощей и фруктов.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
Осень, лист – листья, листопад, урожай, фрукт – фрукты, овощ – овощи, дождь, туча, ветер, дерево, земля, цветок, погода, день, ночь природа
Глаголы:
Желтеть, увядать, опадать, осыпаться, сохнуть, дуть, моросить, лить, шелестеть, журчать, собирать, убирать, улетать, наступать (осень наступила), мокнуть  
Имена прилагательные
Осенний, золотой, холодный, мелкий, сильный, жёлтый, зелёный, коричневый, сухой, красный, тёплый, прекрасный, мокрый. серый Багряный, богатый, пасмурный, хмурый, дождливый, разноцветный

Тема: «ОВОЩИ»

Знать, что овощи растут в огороде на грядках; называть и пока­зывать основные овощи, знать их сходство и различие. Овощи полезны, в них много витаминов; из овощей готовят суп, салат, их на зиму сушат, солят.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
Огород, грядка, овощ, огурец, помидор, свекла, репа, морковь, лук, картофель, кабачок, редис, горох, урожай, мешок, ящик, ведро, корзина, лопата, гусеница, жук, корни, листья (овощей) Баклажан, удобрение, вредитель
Глаголы:
Сажать, поливать, зреть, убирать, ухаживать, копать, рыхлить, брызгать, срезать, выдёргивать, расти, рвать, солить, сушить Заготавливать, консервировать, мариновать
Имена прилагательные
Красный, зелёный, жёлтый, вкусный, сладкий, горький, кислый, полезный, круглый, овальный, длинный, вредный, солёный. Сушёный. невкусный спелый, неспелый, зрелый, незрелый, консервированный, маринованный

Тема: «ОДЕЖДА»

Знать название и назначение основных видов одежды и обуви, пока­зывать и называть части одежды. Знать, из чего, кем и где шьется одежда, как ухаживать за одеждой.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
Одежда, пальто, куртка, плащ, платье, юбка, блузка, кофта, свитер, джемпер, рубашка, шорты, брюки, костюм, фартук, сарафан, колготки, носки, гольфы, платок, косынка, шапка, шляпа, пояс, ремень, варежка – варежки, перчатка – перчатки, воротник, карман, пуговица, петля, крючок, кнопка, молния, резинки, шуба, манжета, подол, панама, швея, портниха, портной, иголка, нитки, напёрсток, халат, майка, трусы, купальник, туфли, чешки, сандалии, калоши, тапочки, кеды, кроссовки, каблук, пряжка, швейная машинка, ткань Чулки, берет, шлем, папаха, жилет, пиджак, жакет, рукавицы. Застёжка, кайма, фуражка. Комбинезон, тулуп, башмаки, шлёпанцы, босоножки, подошва, бескозырка, пилотка, плавки, прачка, стиральная машина, бельё, капюшон, блузка, джемпер, ателье, швейная фабрика
Глаголы:
Одевать, надевать, завязывать, развязывать, снимать, вешать, класть, ставить, чистить, стирать, гладить, сушить, застёгивать, расстёгивать, одеваться, раздеваться, обуваться, разуваться, продавать, покупать, шить, вышивать, вязать, мять  
Имена прилагательные
Осенняя, летняя, тёплая, вязаная, меховая, зимняя (одежда), короткий, длинный, новый, старый, чистый, грязный, мятый, глаженый, резиновый, удобный, красивый, некрасивый, нарядный, левый, правый Байковый, шерстяной, ситцевый, вельветовый, трикотажный, кожаный, демисезонный
Наречия:
Быстро, медленно, красиво, удобно, неудобно, чисто, правильно, неправильно Нарядно, аккуратно

Тема: «ФРУКТЫ»

Знать, что фрукты растут в саду на деревьях. Они зреют, поспевают осенью. Их сушат, из них варят компот, варенье, сок, кисель.

Деревья в саду удобряют, обрызгивают раствором от вредите­лей. Фрукты полезны, в них много витаминов.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
Сад, дерево, забор, калитка, ствол, ветка – ветки, корень – корни, яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, мандарин, фрукт, лестница, мешок, ящик, корзина, ведро, урожай Садовник, плодосъёмник, удобрения, вредитель – вредители, плод
Глаголы:
Расти, зреть, поспевать, ухаживать, собирать, срывать, брызгать, продавать, покупать, готовить, варить, сушить, мочить Заготавливать, консервировать
Имена прилагательные
Красный, зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, вкусный, твёрдый, мягкий. Гладкий. Румяный. Сочный, сладкий, кислый, полезный, круглый, овальный наливное (яблочко), кисло-сладкий

Тема: «ДОМ»

Уметь ориентироваться в доме. Знать и называть расположение его частей. Уметь считать этажи, называть, кто на каком этаже живет. Знать, кто и из чего строит дома.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
дом, крыша, стена, труба, пол, потолок, балкон, окно, дверь, подъезд, крыльцо, лестница, ступенька, лифт, этаж, квартира, комната, кухня, вход, выход, звонок, замок, ключ, избушка, изба, рама, подвал, чердак, прихожая, ванная, туалет, коридор, детский сад, ясли, школа, магазин, аптека. Больница, театр, кинотеатр, цирк, поликлиника, фабрика, завод, строитель Замок, дворец, терем, здание, фундамент, лестничная клетка, мусоропровод, замочная скважина, институт, музей, столовая, ресторан
Глаголы:
Строить, достраивать, красить, белить, заселять, переселять, открывать, закрывать, подниматься, спускаться, звонить, входить, выходить, мыть, подметать, убирать ремонтировать
Имена прилагательные
Большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, каменный, деревянный, панельный, новый, старый, многоэтажный, одноэтажный, красный, белый, жёлтый, серый, жилой, нежилой Бревенчатый, блочный, глиняный, бетонный
Наречия:
Далеко, близко, высоко, низко, быстро, медленно, громко, тихо, слева, справа, вверху. внизу  

 

Тема: «ПОСУДА»

Знать названия посуды, ее назначение, где и из чего ее делают. Знать, как ухаживать за посудой.

 

Активный словарь Пассивный словарь
Имена существительные
посуда, тарелка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, поднос, чайник, хлебница, стакан, банка, бокал, рюмка, ведро, таз, бак, кувшин, графин, кружка, сахарница, Конфетница, молочник, ваза, кофейник, салатница, супница, маслёнка, солонка, миска, бидон, бутылка, ручка, донышко, дно, стенка (кастрюли), крышка, носик, горлышко, половник, ложка (столовая, чайная), вилка, нож сухарница, соусница, селёдочница, перечница, дуршлак
Глаголы:
Наливать, выливать, разливать, есть, пить, готовить, мыть, полоскать, вытирать, сушить, накрывать, подавать, убирать, ставить, складывать, класть, чистить, разбивать, склеивать, покупать  
Имена прилагательные
столовая, чайная, кухонная, глубокая, мелкая, металлическая, железная, стеклянная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, глиняная, чистая, грязная (посуда), острый, тупой (нож) эмалированная

Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Знать, кто и из чего готовит пищу в детском саду. Продукты по­вару выдает завхоз. Продукты взвешиваются на весах. Знать, в чем и на чем готовят пищу (в больших кастрюлях, на больших сково­родах). Знать, что дети обычно едят на завтрак, обед, полдник, ужин.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.