Работа воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Успешное преодоление у детей дефектов речи возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. С.А. Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях Использование в своей работе предлагаемого ниже материала всеми категориями сотрудников детского сада позволит насытить речью, звучащим словом общение детей со взрослыми и детей между собой, сделать это общение целенаправленным, создать вокруг детей единое речевое пространство. Практика показала, что в логопедической группе детского сада наибольшую эффективность восстановительно-коррекционной работы дает опора на «сборную» модель организации образовательного процесса. Она рекомендована для массовых детских садов Главным управлением дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР (Вестник образования. — 1991. — Декабрь). Эта модель позволяет детям: • в блоке специально организованного обучения получать наиболее систематизированные знания, приобретать непосредственно учебные навыки; • в блоке совместной деятельности ненавязчиво готовиться к получению новых знаний и закреплять те, что были получены через совместную игру, продуктивную и познавательно- исследовательскую деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительного искусства; • в блоке свободной самостоятельной деятельности полно проявить владение полученными знаниями и умениями. При этом особое значение приобретает организация разнообразной предметной среды. Именно эта среда, которая создается из натуральных предметов, материала для свободных и дидактических игр, изобразительной деятельности, книг, альбомов и т.д., позволяет Детям успешнее закрепить свои знания, применяя их на практике. __ Такая «сборная» модель дает возможность достижения разно-"Разных форм взаимодействия взрослого с детьми. А тематическое планирование позволяет наполнить эти формы единым образовательным содержанием.
Использование материала, предлагаемого авторами данного пособия, позволяет конкретизировать взаимосвязь в работе логопеда и остального педагогического коллектива. При этом необходимо учитывать следующее: • коррекционные задачи не подменяют собой выполнении общих программных задач, вся работа с детьми должна носить коррекционную направленность; • организация, формы работы и привлекаемый матери; могут выбираться в соответствии с особенностями детей конкретной группы; • приемы работы должны различаться в зависимости от: основных задач и типов общеобразовательного занятия, от конкретного режимного момента и ситуации; • работа над определенной грамматической формой и конструкцией предложения не исключает использования других форм и конструкций в речи воспитателя и детей. Такое выделение в конкретную задачу подчеркивает лишь их значение для подготовки и закрепления материала логопедического занятия; • работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанным в годовом плане. В это время; она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Начинается эта работа как можно раньше, и для ее проведения используется каждый удобный момент. Закрепление изученного материала, его усложнение дифференциация осуществляются в течение всего последующего обучения. При этом дети приобретают все большую; самостоятельность в его использовании на практике.
В связи с этим необходимо коротко остановиться на особенностях исправления лексико-грамматических ошибок в речи детей, проводимого по степени увеличения их самостоятельности. (Методика предложена Н.Л. Крыловой.) Исправление лексических ошибок — Воспитатель говорит, а ребенок повторяет слово. — Воспитатель задает вопрос: Почему это так называется? (Капли капают. Это капель.) — Воспитатель спрашивает: Как ты назвал? Назови правильно. Исправление грамматических ошибок — Постановка вопроса и правильный ответ, данный самим воспитателем или сильным ребенком. (Нет чего? Нет балкона. Таня, повтори!) — Постановка воспитателем вопроса в порядке помощи ребенку. (Упал с чего?) Ребенок самостоятельно отвечает на вопрос. (Упал со стола.) — Воспитатель задает вопрос: Как ты сказал? Скажи правильно. Исправление неправильного порядка слов в предложении — Все предложение говорит воспитатель, а ребенок только повторяет его. :— Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает его. — Воспитатель оказывает помощь постановкой вопроса. — Воспитатель спрашивает: Как ты сказал? Скажи правильно. Работа воспитателя с детьми в адаптационный период Момент поступления ребенка в новое учреждение настолько важен и сложен для него, что в данном пособии необходимо описать более подробно задачи, выполнение которых имеет особое значение в период формирования новой группы. — Обеспечить атмосферу психологического комфорта для детей, поступающих в группу. Именно положительный эмоциональный настрой детей и их родителей закладывает фундамент последующей успешной работы. — Начать изучение поступивших детей и обследование их знаний по всем разделам программы предшествующей возрастной группы. — Расширять социальные контакты детей со сверстниками и взрослыми. — Преодолевать речевой негативизм детей, воспитывать готовность к установлению доброжелательных отношений, способствовать преодолению робости, застенчивости. •—Развивать слуховое внимание и сознательное восприятие Речи взрослых и товарищей, приучать вслушиваться в речь воспитателя и действовать в соответствии со словесными инструкциями.
— Учить обращаться к речевому образцу. — Активизировать имеющийся словарь детей, поощрять их речевую активность. — Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику. — Развивать пространственную ориентировку: знакомить детей с помещениями группы и верандой, с помещениями детского сада. — Вводить понятия «ряд», «первый в ряду», «последний в ряду». Методы и приемы работы — Организация единого речевого пространства в детском саду. — Поощрение речевой активности детей и их готовности к контактам. — Использование четких немногословных конкретных вопросов и инструкций. — Знакомство с помещениями группы и детского сада, с правилами поведения в них. — Ежедневное выполнение комплекса артикуляционной гимнастики («Заборчик», «Окошечко», «Хоботок», «Лопаточка», «Иголочка», «Желобок», «Часики», «Качели», «Котенок лакает молоко», ] — Чтение («Сказка о веселом язычке»). — Игры с речевым сопровождением («Угадай, чей голосок», «Улиточка» и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|