Значение трудовой миграции
Агентно-профессиональные потребности и права граждан и иммигрантов реализуются прежде всего в сфере наемного труда, предпринимательства, надомного труда. Трудовые мигранты — явление, распространенное во многих странах. Это весьма разнородные в национальном, территориальном, профессиональном, образовательном и целевом отношении потоки миграции. Некоторая часть трудовых мигрантов становится субъектами — получателями социальной помощи; часть из них успешно проходит натурализацию, аккультурацию и профессиональную адаптацию, остается на постоянное место жительства в России. Трудно оспаривать значение трудовой миграции для многих стран, кроме наиболее населенных, которые накопили сами потенциал излишних трудовых ресурсов (Китай, Индия, Пакистан). Тем не менее для стран, привлекательных в социально-экономическом отношении, трудовые мигранты хотя и необходимы, но все же создают определенные проблемы. В Испании в 2005 г. государство пошло на легализацию 0,5 млн нелегальных мигрантов. Правда, это не разрешило проблемы, а только сняло ее остроту. На Канарских островах по-прежнему накапливаются нелегальные мигранты из Африки, проникая оттуда на материковую часть Испании и в страны Европейского Союза. Другой пример: в испанском городе Сеута на побережье Северной Африки в 2005 г. мигранты из арабских стран, желающие работать в Испании, буквально «смяли» контроль на пограничных постах, и 300 чел. прорвались в город, т. е. на территорию другого государства. Такое вторжение мигрантов на испанскую территорию происходит постоянно. В США предполагается ужесточение положения мигрантов по новому законопроекту HR-4437. Почти 11 млн трудовых мигрантов, не имеющих разрешения на работу, в силу того, что власти закрывают глаза на это, трудятся и платят налоги. С принятием такого закона эти мигранты окажутся в трудном положении. Намечено построить стену на границе с Мексикой. В знак протеста трудовые мигранты объявили 1 мая 2006 г. однодневную забастовку («Бойкот США на 1 день»). Не выйдя на работу, мигранты показали, что таким образом может прекратиться работа большинства мелких кафе и закусочных, трети мелких коммерческих фирм, в сложном положении окажутся американские фермеры. Если бы в России нелегальные мигранты вдруг объявили такую забастовку, то в Москве мог остановиться общественный транспорт, замерло бы строительство, прекратилась уборка мусора, возникли бы перебои в работе предприятий торговли общественного питания.
Для России трудовая миграция приобретает стратегическое значение. Помимо таких причин, как бедность и безработица в странах исхода, масштабность трудовой миграции в России министр регионального развития РФ В. Яковлев связывал с состоянием ее трудовых ресурсов. Так, в 2005 г. из 35—40 млн трудоспособных женщин в России были официально заняты трудом вне дома только 10—15 млн, остальные — матери, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком, официально зарегистрированные безработные или не занятые официальной трудовой деятельностью по другим причинам. Из 25—30 млн трудоспособных мужчин около 0,8—1,0 млн находились в местах лишения свободы, около 5 млн — алкоголики и наркоманы, около 3 млн — бездомные, несколько миллионов — безработные, примерно 3-4 млн чел. проходили службу в армии, правоохранительных органах, органах безопасности и работали в частных охранных фирмах. А если учесть, что возникло множество казино, игорных залов, ночных клубов (в том числе клубов, воспроизводящих девиации, например клубы гомосексуалистов, дискотеки, распространяющие наркотики), то можно представить, сколько людей занято непроизводительным трудом. Мужчин, занятых в сферах производства, управления, финансовой сфере, здравоохранении, образовании и культуре, остается всего около 8—10 млн.
На протяжении последних 12 лет Россия ежегодно теряла за счет превышения смертности над рождаемостью от 700 тыс. до 1 млн чел. Согласно переписи 2002 г., население России по сравнению с 1989 г. сократилось на 1,8 млн, при этом миграционный прирост за это время составил 5,5 млн чел. Но для того чтобы улучшать ситуацию с социальным благосостоянием, должна поддерживаться пропорция граждан трудоспособного возраста и нетрудоспособных пенсионеров примерно 4,5:1. Однако в России население и трудовой потенциал страны уменьшились. Увеличение рождаемости в некоторых регионах, продолжающееся до 2006 г., обусловлено временной благоприятной ситуацией с поколениями, вступающими в репродуктивный и трудоспособный возраст. После 2006—2007 гг. начнется значительное сокращение трудовых контингентов по причине последствий резкого падения рождаемости в начале 1990-х гг. Уже к 2010 г. численность трудоспособного населения сократится на 3,6 млн чел. по сравнению с 2006 г. Страна, набирая темпы экономического развития, столкнется с серьезным дефицитом трудовых ресурсов. Ежегодный рост производительности труда в экономике России на 5% может обеспечить прирост ВВП к 2010 г. всего на 40%. В этом случае численность занятых должна быть увеличена на 60% и составить 103,5 млн чел. Эта желаемая цифра превышает даже самый благоприятный вариант прогноза численности трудоспособного населения на 24,3 млн чел. К 2010 г. резко усилится разрыв между потребностью в занятом населении, необходимом для удвоения ВВП, и собственными трудовыми ресурсами. В результате доля населения в трудоспособном возрасте будет чуть выше 60%, а его численность, по-видимому, составит примерно 70 млн чел. Но затем эта доля будет быстро уменьшаться. Значительный контингент рабочей силы по-прежнему требуется для Москвы. Столица является полюсом миграционного притяжения для всей России и стран ближнего и даже дальнего зарубежья, так как по уровню социально-экономического развития Москва вырвалась вперед по сравнению с другими субъектами РФ. Среднедушевые денежные доходы в Москве почти вчетверо больше, чем в целом по стране, притом их уровень выше, чем в любом другом регионе, включая и северные нефтегазоносные. Она занимает первое место по среднему размеру вклада в учреждениях Сбербанка России. В столице во многих сферах жизнедеятельности населения выше комфортность. Все это создает стимулы притока мигрантов из других районов, особенно оттуда, где высокая безработица. Переток рабочих рук — в целом нормальное явление, но, как отмечено в Концепции демографического развития г. Москвы, такая диспропорция вредит другим регионам России. Получается, что даже в официальном банке московской службы занятости 150 тыс. вакансий, из них 70% адресовано строителям, слесарям, водителям общественного транспорта. Средняя зарплата на таких работах была 9365 руб.[69], т. е. довольно высокая по меркам других регионов. Но москвичи на эти места не идут. Их заполняют мигранты, в основном из стран СНГ — Украины, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана.
Миграционная составляющая является важным ресурсом для восполнения естественной убыли и трудовых ресурсов и в других регионах России. В 1992—1995 гг. за счет миграции восполнялось 72% естественной убыли населения и трудовых ресурсов: в 1996—1998 гг. — 40%; 1999 г. - 12; 2000 г. — 19,5; в 2001 г. - около 6; 2002 г. - 10,3; 2003 г. - 5; 2004 г. - 2; 2005 г. - 11; 2006 г. - 16,5%. Изменился и характер миграции: если в начале 1990-х гг. были в основном беженцы и вынужденные переселенцы, то в конце XX— начале XXI в. возрастает роль трудовой миграции. В течение 2001 г. на территории 84 субъектов РФ легитимно, т. е. с регистрацией и уплатой налогов, пребывало 283 728 иностранных рабочих и специалистов, в 2004 г. на законных основаниях работало около 170 тыс. трудовых мигрантов из-за рубежа[70]. Наибольшее количество иностранной рабочей силы использовали в регионах: Центральном— 36,7% от совокупной численности; в Западносибирском — 17%; Дальневосточном — 12%. С 2000 г. по 2004 г. в России официальное привлечение иностранной рабочей силы возросло в 2,1 раза, с 213,3 тыс. до 460,3 тыс. чел. В первой половине 2005 г. было привлечено 462,2 тыс. чел. (в 1,4 раза больше, чем за этот же период 2004 г.)[71]. По отзывам специалистов, нелегальных трудовых мигрантов больше в 10 раз (не менее 5 млн). Весной 2006 г. число сезонных трудовых иммигрантов достигло около 800-900 тыс. чел.[72]
Самые крупные потребители иностранной рабочей силы: Москва — 82 700 чел., Ханты-Мансийский автономный округ — около 10% от общей численности, Приморский край — 5%, Ямало-Ненецкий автономный округ, Московская область, Белгородская область, Краснодарский край, город Санкт-Петербург, Хабаровский и Красноярский края — на уровне 5-4%.
В 2003 г. Москва и Московская область — около 90 тыс. чел., Ханты-Мансийский округ — около 30 тыс., Ямало-Ненецкий округ — около 20 тыс., Белгородская и Ростовская области — соответственно 17 и 12 тыс., Приморский и Краснодарский края — 13 и 12 тыс. чел. В Россию приезжает иностранная рабочая сила из 119 стран мира, в том числе из 43 европейских и близлежащих к Европе стран, из 17 государств Западного полушария, из 36 стран Азии, из 21 страны Африки. На первом месте Украина — 32%, далее Китай — 13%, Турция — 7%, Вьетнам — 7%, Молдова — 5% и по убывающей — Узбекистан, Таджикистан, КНДР, Армения, Югославия. По отраслям народного хозяйства картина такая: строительство — 39%, торговля, общепит — 16, промышленность — 13, сельское и лесное хозяйство — 10, коммерческая деятельность, снабжение, сбыт — 7,3, транспорт и связь — 4,6%. В перспективе надо исходить из роста внутреннего продукта: если он будет расти на 5—7% в год, значит, общая численность занятых в экономике должна увеличиваться. Ведущие отрасли будут крайне нуждаться в квалифицированных работниках, которых в реальном секторе экономики уже почти не осталось. По расчетам отдела народонаселения секретариата ООН, для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет необходимо около 500 тыс. чистой иммиграции в год[73]. Все это диктует необходимость создания условий для привлечения населения в нашу страну. Нехватку трудовых ресурсов особенно явно чувствуют предприятия машиностроения, текстильной и легкой промышленности. Там средний возраст работающих подходит к 50-55 годам. Недостаток трудовых ресурсов, особенно высоко- и среднеквалифицированных рабочих, техников, инженеров, учителей, медиков является серьезным ограничением развития экономики.
Очевидно, что решение социально-экономических задач и обеспечение геополитических интересов России обусловливают необходимость ежегодного притока мигрантов. Без этого не могут быть достигнуты ни стабилизация численности населения России, ни поддержание трудового потенциала на достаточном уровне, ни обеспечение обороноспособности страны. Решение этих задач сводится не только к приему мигрантов как будущих граждан России из стран ближнего зарубежья, но и к привлечению трудовых мигрантов, обладающих определенными социальными параметрами. Одновременно с процессом упорядочения использования иностранной рабочей силы необходимо разработать и принять меры для стимулирования притока населения с целью постоянного проживания на территории нашей страны, чтобы успешнее проводить натурализацию, акультурацию и профессиональную адаптацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|